Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная школа - детский сад»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
на заседание ШМО
Протокол № ___
от «__»__________20 _г.
| «Согласовано»
Руководитель ШМО
___________ /________/
ФИО
«__»__________20 _г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Нижнебаландинская начальная школа-детский сад»
_____________ / ______/
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________20 _г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
4 класс
учителя 1 квалификационной категории
Еграшкиной Надежды Васильевны
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир » , 4 класс (Школа России) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания предмета.
Рабочая программа по окружающему миру, разработана на основе:
-- п.7 ст.32,п.5.2 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)
- Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; СанПиН 2.4.2.2821
- приказа Министерства Образования и науки Республики Татарстан №1763/10 от 29.04.2010 года «Об утверждении примерного порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Республики Татарстан»
- Типового положения об образовательном учреждение
- Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная школа- детский сад» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «Нижнебаландинская начальная школа - детский сад, утверждённого приказом директора МБОУ №
-Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная школа- детский сад» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год для 3-4 классов , утверждённого приказом директора МБ
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Предмет является интегрированным. Элементы основ безопасности жизнедеятельности, а также разделы социально-гуманитарной направленности преподаются в качестве модулей ,включенных в содержание предмета «Окружающий мир» и рассредоточены в течение учебного года.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков способов деятельности учащихся по окружающему миру на начало учебного года
Учащиеся должны знать :
- человек – часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
- взаимосвязи между природой и человеком;
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены, основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей, товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. Цели и задачи
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно – окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, и для всего живого. К числу важнейших задач относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Содержание изучаемого курса
Земля и человечество.
Природа России
Родной край – часть большой страны.
Страницы всемирной истории.
Страницы истории Отечества
Современная Россия.
Темы по ОБЖ:
Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
К концу обучения обучающиеся должны знать и уметь:
Учащиеся должны знать:
-Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
-Способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
-Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
-Некоторые современные экологические проблемы;
-Природные зоны России;
-Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
-Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
-Важнейшие события и великих людей отечественной истории;
-Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права --ребенка.
-Правила перехода дороги.
-Правила движения на велосипедах.
-Правила безопасного поведения при следовании ж/д транспортом, обязанности пассажиров.
-Основные правила поведения на воде, средства и способы спасения утопоющих.
-Как ориентироваться на местности.
-Меры пожарной безопасности.
-Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Основные понятия «здоровье», «ЗОЖ». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
Учащиеся должны уметь:
-Распознавать природные объекты с помощью атласа- определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга. Пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения. А также сельскохозяйственных животных своего края;
-Проводить наблюдения природных тел и явлений;
-В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы. Варианты личного участия в сохранении природного окружения;
-Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
-Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
-Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
-Приводить примеры народов России;
-Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
-Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
-Правильно переходить дорогу, перекресток.
-Ориентироваться на местности.
-Вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь.
Педагогические технологии, средства обучения
Педагогические технологии
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества
-Гуманно – личностная технология
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Учебное оборудование:
а) технические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
б) учебные (столы, доска)
Для реализации программного содержания используются:
Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./ А.А.Плешаков – М. : Просвещение, 2010 г
Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса «Мир вокруг нас» В 2ч. / А.А.Плешаков - М.: Просвещение, 2010г
поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 4 класса.
Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А.А. Плешаков, В,П. Александрова, С.А. Борисова. – М.: Просвещение, 2006 г.
Материально – техническое обеспечение
Печатные пособия
1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Натуральные объекты
1. Коллекции полезных ископаемых
2. Коллекции плодов и семян растений
3. Гербарии культурных и дикорастущих растений
4. Живые объекты (комнатные растения)
Учебно- тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»
Класс -4
Учитель –Еграшкина Надежда Васильевна
Кол – во часов
Всего 66 час., в неделю 2 ч.,
Земля и человечество (10)ч
Природа России (11 ч)
Родной край – часть большой страны (12 ч)
Страницы всемирной истории (6 ч)
Страницы истории Отечества (20 ч)
Современная Россия (9 ч) Итоговый контроль два раза в год (в полугодие) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы на печатной основе
Планирование составлено на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», , утверждённой МО РФ (Москва, 2004 Г).
Учебник Мир вокруг нас. Учебник для 4кл. нач. шк. В 2 ч./ А.А.Плешаков – М. : Просвещение, 2006
Дополнительная литература :
1. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
2. Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
3. Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.
Учебно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты освоение материала
| Дата проведения
План. Факт.
| Земля и человечество (10)ч
| 1
| Мир глазами астронома
|
| |