Тема: Завершение Смутного времени





Скачать 96.69 Kb.
НазваниеТема: Завершение Смутного времени
Дата публикации07.10.2013
Размер96.69 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > История > Рассказ
История,7 класс 

 

 

ТЕМА: Завершение Смутного времени.

(разработка открытого урока с применением ИКТ)

 

Цели урока:

обучающая: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного        времени; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; определить значение для России воцарения новой династии – Романовых ;

развивающая: учить сопоставительному анализу фактов и явлений с установлением их взаимосвязи; определению причинно – следственных взаимосвязей, формированию выводов по результатам анализа; переводу информации из аудиовизуального ряда в таблицу, текст и др.   

воспитательная:  воспитывать патриотические чувства, через раскрытие решающей роли народных масс в борьбе против интервенции и в освобождении страны, на примерах К.Минина, Д.Пожарского и И.Сусанина.

Основные понятия: народное ополчение, патриот, патриотизм, Земский собор.

Оборудование урока:  компьютеры для проведение теста; учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России конец XVI – XVIII в»,

 лит-ра: Л.Гумелев « От Руси к России», «Энциклопедия российской монархии» под ред. В.Бутромеева, «Начало правления Романовых» автор-сост. П.Дейниченко;

СД- диски: СГУ «История Отечества 882-1917», ЦОР «История государства и народов России» 7 класс.

 

 

 Ход урока:

 

I.                   Опрос домашнего задания.

 а) Как называется время конца XVI – начало XVII в. в истории России?(Смута)

    Назовите причины Смуты? ( Пресечение законной династии; неурожай и голод; закрепощение крестьян; рост налогов; раскол в верхушке общества; вмешательство казаков)

         Можно ли считать события XVII в гражданской войной?  Свой ответ аргументируйте. ( да, т.к. началась война граждан России друг против друга)

         Какие страны оказались втянутыми во внутренний конфликт? ( Швеция и Польша)

        Что такое «семибоярщина»? ( власть Боярской думы во главе с Федором Мстиславским)

        б) Проверка д/з в раб. тетрадях

II.                Изучение нового материала.

 

Рассказ учителя. Единственной силой , способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа не был сломлен. Из Троицкого монастыря рассылались грамоты о единении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны отечества встали на защиту страны. Их духовным вождем стал патриарх Гермоген.

 

( Чтение стиха)

Пастыря доброго вспомни, Россия:

Был он спаситель, молитвенник твой;

Вспомни труды и заботы святые,

Подвиг великий, бесценный, златой.

 

Страж Православный, Божий служитель,

Сам Патриарх Русь святую спасал;

Русских исконных начал охранитель,

Твердо за царский престол он стоял.

 

Видел святитель беду, Богом данную,

Горько скорбел и болел за народ,

Звал всех бороться за Русь Православную,

Смело идти на поляков в поход…

 

Славен, велик Патриарх Ермоген!

Память в народе о нем нерушима.

Пусть же от смут и несчастных времен

Русь Православная будет хранима!

 

 Рассказ учителя: Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Россияне, которые осознали, что их Родине угрожает опасность, поднялись на ее защиту. Таких людей называют «патриотами» ( запись в тетради определения Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней).

 

 

 Рассказ учителя: В 1611г патриоты стали формировать народные ополчения. Первое народное ополчение было сформировано в Рязани. Им командовал Прокопий Ляпунов. К нему присоединились «вольные казаки» под командованием Заруцкого и служилые казаки Дмитрия Трубецкого. В марте 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Ополченцы предприняли штурм Кремля, где вместе с польским гарнизоном  отсиживалось боярское правительство. Чтобы остановить восставших, поляки подожгли город. Ополченцам пришлось отступить.

 

 

Дворянское войско Ляпунова, вольных донских казаков Заруцкого и служилых казаков Трубецкого ничто не объединяло.  К тому же вольные казаки не желали подчиняться дисциплине и грабили окрестности. Начались распри и ссоры, а между тем Сигизмунд III взял Смоленск и уже открыто заявил о претензиях на московский престол. Казаки убили Ляпунова и разогнали ополченцев.

Почему казаки так повели себя? 

Чтобы ответить на этот вопрос , нужно вспомнить, кто такие казаки. Казаки – это беглые крепостные крестьяне. По законам Российского государства крепостные крестьяне должны были бесплатно работать на своих владельцев – дворян и бояр. Они не хотели восстанавливать прежних  крепостнических порядков. Свободные крестьяне, купцы, ремесленники, духовенство, дворяне, бояре, наоборот, были заинтересованы в восстановлении порядка в государстве, которое обеспечивало им благополучие.

  

Комментарий к слайду

Смута позволяла многим крепостным крестьянам убегать от своих владельцев. Казакам Смута давала возможность заниматься грабежами. Многие бояре и дворяне были заинтересованы в Смуте, т.к. самозванцы награждали своих сторонников землями с крестьянами. Иностранцам Смута позволяла заниматься грабежами в России, получать плату у различных самозванцев.

Вопрос: скажите, кого в России было больше сторонников или противников Смуты? Учтите, что большинство российского населения составляли крестьяне, меньше половины которых были крепостные.

(Ответ: противников Смуты было больше)

 

Второе ополчение было сформировано в Нижнем Новгороде. Началось все с того, что нижегородский земский староста осенью 1611г обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской.

(чтение стихов)

 Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота ни серебра!

Весь народ отозвался на эти слова.

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платьев вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней.

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, все, что несть могли,

На площадь Минину несли.

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал…

Командовать ополчением выбрали князя Дмитрия Пожарского, храброго смелого полководца, что бился в Москве в составе Первого ополчения. Зимой 1612г его войско собралось в Ярославле, где было создано Земское правительство, а 18 августа 1612г войско Минина и Пожарского подошло к Москве.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле

Где колос уж давно не цвел,

К Москве, к столице он повел.

Подошел под Крымский брод

С тыла грянул на Ходкевича

Всею мощью, что была,

Далеко, до поля Девичья,

Сеча грозная дошла.

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

 

В конце октября 1612г. польские интервенты сложили оружие. Москва была освобождена.

А уж паны « благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные,

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком,

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

1 ноября народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского вступило в Кремль. В честь победы в Москве был устроен парад.

 

Рассказ учителя. Весть об изгнании поляков из Москвы воодушевила россиян. По всей стране стали возникать народные ополчения. Те, которые ранее были заинтересованы в Смуте, стали переходить на сторону ополчений. Правительство «семибоярщины» было свергнуто. Возникла проблема восстановления государственности в стране. Нужно было выбрать нового царя. С этой целью в Москве по инициативе Минина и Пожарского созвали Земский собор.

  

 В нем приняли участие 700 человек. О том, как проходили выборы, говорится в документе с.31-32 учебника.( чит.с 3го абзаца)

21 февраля 1613г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова сына Филарета Романова. Так в России была установлена власть новой династии – Романовых. Романовым было суждено править в России более 300 лет.

 

Есть такая легенда. Поляки задумали убить Михаила Романова, чтобы помочь своему королю в достижении русского престола. Предупрежденный об опасности, Михаил с матерью перебрались в Ипатьевский монастырь. Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты – Ивана Сусанина, заведшего польскую шайку, которая замышляла убить царя Михаила, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель. Когда стали проваливаться в болото и  увязать, польский пан схватил Сусанина за шиворот.

Куда ты ведешь нас,

      не видно ни зги, -

Сусанину с сердцем

     кричали враги. –

Мы вязнем и тонем

    в сугробах снега,

Нам, знать, не добраться

    с  тобой до ночлега.

Тяжело дыша, Сусанин ответил:

Предателя, мнили, во мне вы нашли.

И нет, и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

Сотник взмахнул саблей.

 

Вывод:  Смута поставила под вопрос существование независимого Российского государства. Патриотический порыв различных слоев российского общества привел к прекращению Смуты и воцарению новой царской династии – Романовых. Смутное время закончилось.

 

III Закрепление материала.

Тест на компьютере по теме «Окончание Смутного времени»  (СД –диск ЦОР «История государства и народов России 7 класс»)

IV. Подведение итогов. Оценивание учащихся.

V. Дом. Задание

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Завершение Смутного времени iconТематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10...
Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен?
Тема: Завершение Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Познакомиться с началом Смутного времени в России, охарактеризовать причины, ход и основные этапы Смутного времени, ознакомиться...
Тема: Завершение Смутного времени iconРазработка урока по теме: «Окончание Смутного времени. 400-летие...
Тема «Окончание Смутного времени. 400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Тема: Завершение Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных...
Тема: Завершение Смутного времени iconУрок самоопределения творческая работа
Тренинг рассчитан на 1 занятий по 1 академических часа Вводная часть и завершение занимают примерно по четверти всего времени занятия....
Тема: Завершение Смутного времени iconКонспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Тема: Завершение Смутного времени iconПричины и сущность Смутного времени в России”
Романовых. О ”Смутном времени” по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917 г., когда был убит...
Тема: Завершение Смутного времени iconПричины и сущность Смутного времени в России”
Романовых. О ”Смутном времени” по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917 г., когда был убит...
Тема: Завершение Смутного времени iconРеферат по истории России Тема: Вклад полководца и государственного деятеля
Целью реферата является исследование личности полководца и политика М. В. Скопина-Шуйского и выявление его вклада в освобождение...
Тема: Завершение Смутного времени iconУрок по теме Смутное время
Цель. Формирование гражданской позиции учащихся на примере событий Смутного времени
Тема: Завершение Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, закрепить знания об основных событиях Смутного времени
Тема: Завершение Смутного времени iconУрок в 8 классе по теме «Смутное время»
Цель: подведение учащихся к пониманию, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский престол; знакомство...
Тема: Завершение Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выделить роль Ярославской земли в событиях Смутного времени. Показать значимость Ярославля в изгнании польских захватчиков и окончании...
Тема: Завершение Смутного времени iconРассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство»,...
России будет отмечаться День народного единства. В брянске центром торжественных мероприятий по случаю этого праздника станет Советский...
Тема: Завершение Смутного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: Завершение Смутного времени iconКласс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск