Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока





Скачать 57.04 Kb.
НазваниеКласс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока
Дата публикации07.10.2013
Размер57.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тема: «Царский дворец и его обитатели».

Класс: 3

Учитель: Денисова О.Н.

Цели урока:

- дать уч-ся представление о домашнем быте русских царей и цариц;

-углублять знания по истории государства;

-учить пользоваться разнообразными источниками при подготовке к уроку;

-развивать умения связано и последовательно передавать полученную информацию;

- активизировать мыслительную деятельность.

Оборудование:

- учебник «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России». Авторы: Н.И. Ворожейкина, Н. Ф. Виноградова, Смоленск, Ассоциация XXI век,2006;

-компьютер;

-мультимедиа проектор.
Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы урока, постановка цели.

-Сегодня не совсем обычный урок, а урок-экскурсия в царский дворец. (Слайд 1).

Познакомимся с домашним бытом царей и цариц.

3.Проверка домашнего задания.

-Но сначала мы должны повторить пройденный материал.

1.Объясните, что такое «смутное время»? (Время в начале XVII века называлось Великой Смутой. Первый русский царь Иван Грозный имел трёх сыновей: Ивана, Фёдора, Дмитрия. Ивана он убил. Дмитрий погиб в в детском возрасте. Шесть лет государством управлял Фёдор Иванович. Детей у него не было. С его смертью прекратился царский род. Стали меняться цари один за другим. Кроме того, страну поразил неурожай и голод. Начались народные волнения.)

2.Кто воспользовался смутой? (Польский и шведский короли).

3.Какой город спас страну? Как? (Нижний Новгород. Организовал сбор средств для создания большого войска-ополчения.)

4. (Слайд 2)

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

« Гражданину Минину и князю Пожарскому-

Благодарная Россия».

Видишь, витязи какие,

Сыновья родной земли

За неё бои вели».

-Кто же такие эти гражданин Минин и князь Пожарский? (Нижегородский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский возглавили народное ополчение. Было это в 1612 году. Шла ожесточённая борьба русского народа с польскими захватчиками. И повели они полки на Москву, занятую поляками. Три дня штурмовали Кремль отряды Минина и Пожарского, пока, наконец поляки не сложили оружие. Страна была спасена.)

4.Изучение нового материала.

-А теперь мы отправляемся на экскурсию в царский дворец. Мы познакомимся с тем, как жили в старину русские цари, чем они занимались. Как вы думаете, какой была бы ваша жизнь, если бы вы были царями? (Дети высказывают свои предположения).

-Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что царём быть хорошо, он только приказывает, за него всё делают другие. Так ли это на самом деле? На этот вопрос нам и предстоит ответить.

Знакомясь с бытом наших предков, мы говорили о том, что представляли их жилища. А где жили цари, вы знаете? Тогда слушайте.

В старину русские цари жили в Кремле -сначала в деревянных теремах, а позже в каменных дворцах. Выглядит дворец как теремок из сказки. До наших дней сохранился Теремной дворец с парадными царскими покоями. (Слайд 3)

Посмотрите на изображение дворца. Он пятиэтажный. Чем выше этаж, тем меньше в ширину. Самый верхний с высокой золочёной крышей назывался тогда чердаком или теремом. Отсюда и название дворца- Теремной.

Во всех царских палатах стены и сводчатые потолки украшены затейливым растительным орнаментом, позолоченной резьбой. Нарядные печи облицованы многоцветными изразцами. (Слайд 4)

Вот как об этом пишет Наталья Кончаловская:

В царских покоях все стены резные.

В окнах узорчатых стёкла цветные.

В ярких разводах половики,

Ярко расписаны все потолки.

Что там за роспись чудесная!

Вся красота поднебесная! (Слайд 5, 6,7)

Царские покои начинались с 3 этажа и занимали два этажа: на 4 этаже-покои жилые, на 3-служебные. На этом этаже собирал царь на совет бояр - Боярскую Думу. (Слайд 8)

С ними он советовался по самым важным вопросам и делам в государстве. Решения, принятые царём и Думой, доводились до сведения всех жителей России. Обычно царские указы начинались словами: «Государь указал и бояре приговорили…» А сидел царь на троне. (Слайд 9)

Каждый член царской семьи имел собственные покои. Парадным залом царицы была Золотая Царицына палата. Здесь по большим праздникам царица устраивала пиры, но только для знатных боярынь. Прислуживали только женщины. Вообще видеть лицо царицы не смел никто из посторонних.

У каждого из царских детей были свои особые помещения, где они жили, играли, учились грамоте и другим наукам. Для забавы царевен и царевичей на крышах дворцовых построек устраивали висячие сады. Здесь выращивали плодовые деревья, грецкие орехи, цветы и даже виноград.

Жена и дети его занимали другой дворец, который тоже находился на Кремлёвском дворе, но до нашего времени он не сохранился. В царских покоях дворца были передняя (приёмная), столовая (трапезная), гостиная. В передней собирались бояре в ожидании царского выхода.

В трапезной и гостиной устраивались званые обеды-пиры. Во время пиров ставили длинные столы. У царя был отдельный стол. (Слайд 10)

Долго продолжались тогда обеды. Много разных кушаний предлагалось гостям-до 40 и более блюд. Сначала слуги подавали жареных лебедей, журавлей, поросят, кур и уток, после них- разные похлёбки (вроде нашего супа) и разные виды ухи, потом рыбу, зайцев в лапше и многое другое.

В конце обеда - сладкое, например, огромный сахарный Кремль. Всё подавалось на золотой и серебряной посуде с узорами. Ковши для вина и мёда напоминали древнерусские лодки-ладьи. (Слайды11,12,13,14)

За трапезной и гостиной находились кабинет царя, его спальня (Слайд 15) и молельня. Иногда государь занимался один в своём кабинете. Знакомо ли вам выражение « откладывать в долгий ящик»? Оно связано с работой царя.

Из центрального окошка царского кабинета на длинной верёвке на площадь вывешивался ящик для прошений и жалоб. Если у простолюдина появлялась нужда великая к царю, он заказывал писцу на площади прошение и опускал его в ящик. Не торопился царь читать письма и записки, поэтому в народе этот ящик прозвали «долгим».

Приёмы иностранных послов царь устраивал в Грановитой палате. (Слайд 16)

Загородной резиденцией московских государей был дворец в Коломенском (Слайд17).Простоял он 90 лет. Но так как был он деревянным, пришёл со временем в негодность и его разобрали.

А теперь давайте рассмотрим, как одевались царь и царская семья.(Слайд18).

Самую богатую одежду носил царь. К царской одежде не подпускали посторонних, а тех, кто имел к ней доступ, давали клятву не творить колдовства. Царский наряд был роскошен, но очень тяжёл. Трудно было в нём двигаться. Поэтому царя всегда поддерживали под руки бояре. На голову цари в торжественных случаях надевали шапку Мономаха, а в руках держали скипетр и державу -символы царской власти. (Слайд 19)

Скипетр-это золотой жезл, украшенный драгоценными камнями.

Держава-золотой шар, увенчанный крестом, усыпанный драгоценностями. Эти же символы изображены и на гербе России.

В специальной Мастерской палате Кремля около ста портных и скорняков шили царскую одежду и украшали её золотым кружевом, драгоценными камнями, пуговицами. Пуговицы считались украшением любой одежды. Некоторые пуговицы были размером с куриное яйцо. Иной раз стоили в десятки раз дороже самой одежды. На одном из кафтанов Ивана Грозного было 56 пуговиц. (Слайд 20,21)

В Оружейной палате Кремля хранятся костюмы, принадлежащие представителям высшей знати. (Слайд 22)

К высшей знати относились и бояре. (Слайд 23)

По праздникам бояре надевали особый вид кафтана -ферязь, с широким, до трёх метров, подолом, отделанным, как правило, мехом. У ферязи были длинные, почти до самой земли, рукава. Ношение такой одежды было привилегией знати и подчёркивало её особое положение. А в народе возникла поговорка - «Работать спустя рукава».

5.Итог урока.

-А теперь ответьте на вопросы:

  • Где жили русские цари?

  • Назовите символы царской власти.

  • Что означают поговорки:

    • «Не откладывать в долгий ящик»?

    • «Работать спустя рукава»?

(Слайд 24)

6..Домашнее задание.

-Подготовить рассказ на тему «Один день из жизни царя (царицы), пользуясь материалами учебника и дополнительной литературой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока окружающего мира по умк «Школа России». Учитель: Денисова...
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока 5 класс Учитель: Пономарева И. В. Тема урока: Гимнастика...
Воспитывать аккуратность, артистичность, умение выполнять коллективные действия
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconТ. Ю. Денисова Методы научных исследований
Денисова, Т. Ю. Методы научных исследований в связях с общественностью: учеб метод пособие / Т. Ю. Денисова; Сургут гос ун-т хмао-югры....
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconТема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Учитель:...
...
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and...
Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconДополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений Цель урока
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока. Умк "English vi" авторы: Афанасьева О. В. Михеева...
Развивающая: развитие монологической речи, обогащение и усложнение её словарного состава, развитие мышления, сенсорной сферы, расширение...
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока по математике Учитель: Долгополова И. В. Тема : Сложение...
Оборудование: интерактивная доска; презентация с проверкой домашнего задания; интерактивное пособие серии «Наглядная математика»
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского...
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока по английскому языку в 5 классе 1 Учитель: Кушева...
Образовательная: повторение изученной лексики по теме «Продукты», обучение употреблению слов в речи
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока русского языка. 4 класс. Учитель Калинина Е. Ю
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока по физической культуре для учащихся 11 класса (девушки)...
Научить выбирать оптимальный уровень нагрузки для своего организма и контролировать его
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонспект урока Реки. Ф. И. О: Ахметова Людмила Геннадьевна Место...
Цели урока: продолжить знакомить детей с водными ресурсами и их использование в жизни
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconСценарий урока «Обработка горловины ночной сорочки» (7-й класс) Мизюра...
Научить заготавливать подкройные обтачки, совершенствовать приемы обработки подкройной обтачкой замкнутый вырез горловины
Класс: 3 Учитель: Денисова О. Н. Цели урока iconКонкурс «Учитель года» Цели урока
Цели урока: Изучение новой темы, применяя знания пройденной темы, находя аналогию нахождением нод


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск