Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г





Скачать 222.2 Kb.
НазваниеУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г
Дата публикации09.10.2013
Размер222.2 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс




http://balprof.edusite.ru/images/image11.jpg Муниципальный конкурс «Учитель года» в формате тематических номинаций «От призвания к признанию»

Вышивка

Автор: учитель технологии МБОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области Капаева Светлана Владимировна

Номинация «Урок в нашей новой школе»

Урок технологии в 5 классе, раздел «Художественные ремесла»



Капаева Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ №16» г.Балаково

Должность: учитель технологии

Предмет: технология (обслуживающий труд)

Класс: 5

Тема: Вышивка

Порядковый номер: урок № 67 «Ручная вышивка. Выполнение тамбурного шва»

Базовый учебник: «Технология 5. Технологии ведения дома», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В.Д.Симоненко, Н.В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г.

ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы для проявления познавательной активности учеников.

  2. Способствовать формированию интереса к традиционным видам вышивки народов Поволжья, привносить традиции в выполнение современных вышитых изделий.

  3. Продолжить развивать интерес у учащихся к историческому наследию.

  4. Воспитывать преемственность, уважение к народным ценностям, способность ценить красоту и аккуратность в выполнении.

ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Должны знать:

Должны уметь:

1. Исторические сведения о видах вышивки народов Поволжья

1. Воспроизвести вышивку с картинки, сохранив элементы.

2. Технику выполнения вышитых изделий тамбурным швом

2. Выполнить вышивку, используя современные материалы. 

3. Материалы, оборудование, применяемые при выполнении вышитых изделий

3. Использовать современное оборудование, ручные приемы для выполнения вышивки.


Задачи:

Образовательная:

- продолжить формирование знаний учащихся о технологии выполнения вышитых изделий;

- ознакомить учащихся с историей вышивки народов Поволжья, видами материалов для вышивания; ознакомить с техникой «вышивание тамбурным швом»;

- закрепить приемы работы по вышиванию

Воспитательная:

- воспитание интереса к ручному труду, взаимопомощи.

Развивающая:

- развитие познавательных интересов к декоративно-прикладному искусству родного края;

- развитие поисковой деятельности при работе с различными информационными источниками;

- формирование навыков анализа и синтеза.

Тип урока: комбинированный урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок отработки умений и рефлексии

Объект труда: изделие в технике вышивания

Методы и методические приёмы: эвристическая беседа, поисковая деятельность обучающихся с дидактическим материалом и мультимедийным программным обеспечением (интерактивность обучения), практические работы, опрос; в домашнем задании использован прием педагогической техники «Творчество работает на будущее».

Оборудование для учителя:

  1. Компьютер с видеопроектором

  2. Мультимедийная презентация к уроку «Вышивка»

  3. Компьютерные диски «Технология», «Вышивка», «Энциклопедия для девочки. Украшения своими руками»

для учащихся:

  1. Компьютер

  2. Нитки мулине

  3. Ножницы

  4. Пяльцы

  5. Канва

  6. Образцы вышивок

  7. Инструкционно - технологические карты

  8. Буклет по правилам техники безопасности

  9. Рабочая тетрадь

Межпредметные связи: информатика, русский язык, краеведение, история

Литература и другие информационные источники:

  1. Крапивина Н.Ю. Технология. 5 класс. Рабочая тетрадь. Вариант для девочек: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2005. - Ч. 1. - 64 с.

  2. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, Быстрый крючок; (серия «Заботы маленькой хозяйки»)М; ЗАО «Издательство «Эксмо», 1999г

  3. «Технология 5. Технологии ведения дома», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В.Д.Симоненко, Н.В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г.

  4. «Энциклопедия для девочки», мультимедийное программное обеспечение для ПК, издатель «Новый диск». 2008г.


Технологическая карта конструирования урока

Предмет, класс

Технология, 5 класс

Тема урока,

№ урока

Вышивка

№62-63

Тип урока.

Комбинированный урок «открытия» нового знания.

Актуальность использования средств ИКТ

Визуализация изучаемых объектов.

Цель урока

  • Создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы для проявления познавательной активности учеников.

  • Сформировать понятие о виде рукоделия «Вышивка»

  • Привить интерес к вышиванию и вязанию



Задачи урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Углубить знания о различных техниках вышивания;

сформировать способность подбора проектного изделия



Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета;

развивать умения систематизировать новые знания

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, карточки с заданиями в Word, буклет, рабочая тетрадь

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Выход в Интернет, мультимедийный компьютер.

Образовательные ресурсы Интернет

Википедия, сайты для поиска иллюстраций по вышивке

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Обучающие, демонстрационные, контролирующие

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Цель

Настроить обучающихся на продуктивную деятельность, проверить выполнение домашнего задания, проверить готовность к уроку.

Длительность этапа

4 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, коллективная.

Функции преподавателя на данном этапе

Интеракция: учитель – группа, организует работу с обучающимися во фронтальном режиме, дает задание

Основные виды деятельности преподавателя

Задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;

задавать вопросы всем ученикам;

использовать навыки активного слушания;

избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика;

в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;

предлагать ученику обобщить мысли другого ученика

ЭТАП 2

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Цель

Научить разбираться в вышивальных швах, донести знания об исторических корнях вышивки, рассказать о вышивке региона.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная.

Функции преподавателя на данном этапе

Организация командной работы, самообучения и обучения своих товарищей

Основные виды деятельности преподавателя

Отработка навыков самостоятельной командной работы при поиске информации, разъяснение содержания, методики выполнения поисковой работы

Промежуточный контроль

Карточки обратной связи.

ЭТАП 3

Практикум

Цель

Правильно подбирать инструменты и материалы, выбирать рисунки для вышивки.

Длительность этапа

25 минут + 30 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная.

Функции преподавателя на данном этапе

Координационно-объяснительная. Организует проведение практической работы

Основные виды деятельности преподавателя

Отработка навыков работы в команде

Промежуточный контроль




ЭТАП 4

Проверка полученных результатов. Коррекция

Цель

Закрепление нового материала.

Длительность этапа

20 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организует проведение презентации работ обучающихся и проверку полученных результатов

Основные виды деятельности преподавателя

Фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки

Промежуточный контроль




ЭТАП 5

Подведение итогов.

Цель

Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым результатам

Длительность этапа

10 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Игра «Проверь себя»

Форма организации деятельности учащихся

Групповая Командная.

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующая

Основные виды деятельности преподавателя

Учитель подводит итоги занятия





Домашнее задание.

Основные виды деятельности преподавателя

Инструктаж по выполнению домашнего задания, Объяснение, поощрение.





Сценарий занятия (2 урока по 45 минут)

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала – 1 мин.

слайд 1



Контроль готовности к уроку

Проверка количества присутствующих обучающихся

Подготовка тетрадей, учебников, рабочей формы, необходимого оборудования.

Актуализация знаний учащихся – 3 мин.
слайд 2



- Здравствуйте! Начать урок я хочу с высказывания А.М. Горького: «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду. Примером этой красоты могут служить изделия народных промыслов, в том числе – вышивка.

На уроке вы узнаете:

  • О современных изделиях в технике вышивания

  • О старинных изделиях народов Поволжья, украшенных вышивкой

Научитесь и закрепите знания о том, как:

  • создавать и выполнять узоры для вышитых изделий тамбурным швом;

  • ухаживать за изделиями с вышивкой

-Записывают в тетрадь тему урока

- Знакомятся с планом урока

Формирование новых знаний

– 10 мин.


слайд 3



Беседа с проблемными вопросами:

Мы с вами уже знаем, что вышивание –старинный вид декоративно-прикладного искусства. Но, несмотря на свой почтенный возраст, это нестареющее рукоделие. И каждое поколение открывает для себя его привлекательность.

Как вы думаете, почему, несмотря на промышленное производство, интерес к ручному вышиванию не угасает? Какие факты говорят об этом? 

Правильно, ручное вышивание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета ниток, оформления изделий и украшений.

Вывод – связка: Этому посвящён наш сегодняшний урок.

- Не забывайте, что в нашем кабинете есть не только интересные книги (показ книг по рукоделию) Приложение 1, но и специальные обучающие программы, такие как «Вышивка», «Технология», «Вышивка шелковыми лентами», «Энциклопедия для девочки. Украшения своими руками» (демонстрирует диски) и они всегда придут вам на помощь.


Отвечают:

Можно создавать уникальные, не похожие на другие изделия;

Можно сделать яркие, оригинальные сувениры и подарки, дарить радость близким людям, доставлять удовольствие себе, получать удовлетворение и вознаграждение от своего труда.

Актуализация прежних знаний «Разминка для ума»

– 6 мин.

слайд 4



Отдохнем и поиграем.

- Я предлагаю вам вспомнить то, чему вы научились на уроках по рукоделию в начальной школе.

Работа в группах, по желанию ученицы могут переходить из одной группы в другую (разгадывание кроссвордов, викторина по теме «вышивка»). Приложение 2

Вопросы викторины помогают учителю выявить пробелы в знаниях обучающихся и дают возможность скорректировать план проведения следующих занятий.

- Рассаживаются по группам 3-4 человека, выполняют задания.
- Отвечают учителю

слайд 5 Электронная физкультминутка для глаз- 1 мин.



II Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

– 10 мин.


слайд 6


слайд 7


слайд 8-12

слайд 13



слайд 14



Рассказ учителя:

История прошлого нашего края показывает, что в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязычная, но во многом единая народная культура, впитавшая в себя вековые традиции народов Поволжья.

По переписи 2010 года национальный состав населения Поволжья такой:


Национальный состав населения Саратовской области (перепись 2010)

Русские

85,94%

Казахи

2,94%

Украинцы

2,52%

Татары

2,16%



Вышивальное искусство народов Поволжья, как и других народов, было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего обихода. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей и мордвы. Их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и цвета. В городах мастерицы расшивали церковные облачения и мундиры, камзолы и женские платья. Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку диванов, кресел и стульев, подушечки и дорожки, скатерти и занавесы. В узорах они предпочитали не только букеты, но и целые гирлянды цветов. Вышивали вручную стальной иглой, крючком, а позднее и на специальных машинах, сконструированных в первой половине XIX в. Узоры выполняли шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой, золотой или серебряной нитью, а в ряде случаев — соломкой и волосом. В работе над праздничными одеждами применяли бисер и стеклярус, металлические блестки и монеты, жемчуг и каменья.

Мы живем в многонациональной области. В результате тесного соседства происходило смешение крови разных племен и народов. Это привело к тому, что сегодня каждый второй житель Саратовской области не знает, чья кровь в нём течет. Но в каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны. 

- Перед вами различные орнаменты, я предлагаю выбрать понравившийся и узнать свои корни. Эти орнаменты встречаются в вышитых изделиях, резьбе по дереву, украшениях к народным костюмам.

- А теперь продолжите работу в группах.

Первая группа работает с учебником: найдите в тексте учебника информацию о том, какими швами вышивали в старину.

Выпишите их названия в тетрадь.

Вторая группа в сети Интернет находит информацию о современной вышивке: в каких изделиях применяется, виды швов


- слушают, записывают сведения о национальном составе населения

- выбирают орнамент

- рассматривают, читают, выписывают в тетрадь интересные сведения из истории вышивки и о вышивке современных изделий


III Практикум

« Эскиз для вышивания тамбурным швом»- 15 мин.
слайд 15


слайд 16



В начальных классах вы научились вышивать простыми ручными швами. Давайте закрепим эти умения и выполним тамбурным швом понравившийся орнамент или узор для изделия, которое вы хотите украсить вышивкой. Этапы выполнения работы можно представить в виде схемы: идея - эскиз – подбор материалов и инструментов – выполнение вышитого изделия

Задание

Составьте эскиз для вышивки тамбурным швом.

1 вариант: Разработайте свой эскиз на компьютере с помощью программы Paint. (см. Практическая работа на компьютере)

2 вариант: Выбрать из рабочей тетради эскиз для вышивки тамбурным швом и зарисовать в рабочую тетрадь свой вариант.


- слушают учителя
- смотрят презентацию

- выполняют практическую работу, помогая друг другу.

Перемена

Практическая работа

«Вышивание по эскизу тамбурным швом»

- 25 мин

слайд 17


слайд 18


Задание

Организация рабочего места и повторение правил техники безопасности

У вас на столах лежат буклеты с правилами техники безопасности, изучите их. Прочтите в буклетах ситуативные задачи и проверьте друг друга (игра «верно - не верно»), ответьте на задания теста по правилам техники безопасности.

Задание

По картам выполнить вышивку для изделия тамбурным швом.

- Форма цепочек у тамбурного шва зависит от размера стежков (узкие и широкие, длинные и короткие) и их наклона, образуя строчку в виде зигзагообразной полосы. В этом шве стежки по изнаночной стороне и петельки по лицевой будут располагаться то влево, то вправо от средней линии шва.

Просмотр видео фрагмента «Вышивка тамбурным швом» http://www.youtube.com/watch?v=0b3wMrf7mHQ

Учащиеся с высокой степенью обученности могут работать по индивидуальным заданиям («Вышивка крючком»)

-Выполнив задание, в рабочей тетради найдите советы по уходу за вышитыми изделиями.

Обход1: Проверяет правильность выполнения задания, соблюдение ТБ при работе

Обход 2: Следит за работой помощниц, оказывает индивидуальную помощь.

Обход 3: Принимает работу учениц.

- Придумайте названия своим работам.

Физкультминутка - 2 минуты через 12 минут после начала практической работы (Приложение 3)

Упражнения выполняют сидя и стоя, для мышц рук и спины.

Обход: Проверяет правильность выполнения задания.


- работа обучающихся в группах

выполняют физкультминутку

IV Проверка полученных результатов. Коррекция – 7 мин

Вопросы:

  • Материалы, используемые для современной вышивки?

  • Как в старину украшалась праздничная одежда?




Отвечают на вопросы, дополняют ответы.


Подведение итогов урока

- 4 мин

слайд 19



– Вам нравятся выполненные работы?

– Понравилось создавать такую красоту своими руками?

– Мне очень понравились ваши работы, вы проявили много творчества и фантазии….

Прошу вас представить свои работы в нашей галерее (прикрепить на доске) и оценить их.

Самооценка учащихся (Приложение 4)

Выставление итоговых оценок

Презентация работ.

Выставляют оценки, используя лист самооценки, оценивают работу друг друга

Рефлексия и информация о домашнем задании – 2 мин

слайд 20



Рефлексия «Мое настроение»

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Домашнее задание по выбору.

Домашнее задание «Творчество работает на будущее».

Посмотри фильм «Вышивка. Тамбурный шов» http://www.youtube.com/watch?v=2_s7fkku-fM и ответь на вопросы:

Как по другому называли тамбурный шов?

Что такое «ширинка»?

Выполни любые 2 задания из рабочей тетради


Уборка рабочих мест – 1 мин.

Убирают рабочие места


Приложение 1



Ссылка « Журналы и книги по вязанию, вышивке, шитью, рукоделию»

http://igmihr.ru/knigi_vishivka.html

Приложение 2

Викторина «Вышивание».

1. Лучшие нитки для вышивания. (Мулине)

2. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора. (Пяльцы)

3. Перевод изображения на бумагу или ткань. (Копирование)

4. Заправка ткани в приспособление для вышивания. (Запяливание)

5. Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера. (Растровая сетка)

6. Мулине в 6 сложений. (Пасма)

7. Иголки № 0 - 1 используют для вышивания (Бисером и стеклярусом)

8. Иголки № 2 - 3 используют для вышивания (На тонких тканях)

9. Иголки № 4 - 5 используют для вышивания (На льняных тканях)

10. Иголки № 6-12 используют для вышивания (На плотных тканях)

11. Объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. (Композиция)

12. Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. (Орнамент)

13. Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент. (Раппорт)

14. Все существующие цвета делятся на (хроматические и ахроматические).

15. Основными считаются (красный, жёлтый и синий).

16. Хроматические цвета делятся на (тёплые и холодные).

17. Ахроматическими цветами считаются (белый, чёрный и все оттенки серого).

18. Назовите гармонирующие и дисгармонирующие цвета (Дисгармония - цвета, стоящие рядом в цветовом круге; гармония - цвета противоположных секторов)
Игра «Веришь, не веришь»
Вопросы

1. Верите ли вы, что тамбурный шов мастерицы делали специальным крючком?

Верите и правильно делаете. Использовали специальный крючок – «тамбурка» с деревянной ручкой-ограничителем, чтобы при прокалывании ткани крючок входил только на нужную глубину.
2. Верите ли вы, что с 4-5 лет на Руси девочка училась вышивать?

К 15-16 годам девочка должна накопить 100 вышитых полотенец, много скатертей, наволочек, праздничной одежды и др.

Верите и правильно делаете.
3. Верите ли вы, что узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма однообразными – красный, малиновый, желтый, синий да зеленый?

Верите и правильно делаете. Это объясняется тем, что красители были растительного происхождения, и значит число их ограниченно. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразная растительность.
5. Верите ли вы, что рисунку в вышивке придавали магическое значение?

Верите и правильно делаете. Некоторым изображениям рисунков придавали магическое значение, были так называемые обереги, которые согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей.
6. Верите ли вы, что раньше вышивали золотыми и серебряными нитками?

Верите и правильно делаете. Эту вышивку называют золотым шитьем. Им выполнялись декоративные предметы церковного и светского назначения: детали одежды, головные уборы, скатерти, полотенца и т.п. Она развивалась в XV – XVII вв.

Приложение 3

Физкультминутка 1

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

  1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

  2. Повороты головы вправо и влево до упора.

  3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.


Профилактика нарушений осанки

Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
Физкультминутка 2
Символы вышивки

  1. Птица счастья. Полетели.

  • Делаем взмах руками вверх - раз, два, три.

  • Руки на поясе. Поворачиваемся то в одну сторону, то в другую по два раза.

  1. Дерево жизни. Дует ветер

  • Руки на поясе. Делаем повороты то в одну, то в другую стороны - на раз, два, три.

  1. Конь. Мчится быстро, потом все медленнее.

  • Поднимаем колени повыше и шагаем на одном месте на счет - раз, два, три, четыре.

  • Замедляем шаг на счет – раз, два, три, четыре.

  1. Мать - берегиня. Поднимаем руки вверх, к солнцу и медленно опускаем на счет – раз, два, три, четыре.


Физкультминутка 3
«У окна швея сидела

На свечу она глядела.

Ох, устали рученьки,

Заболели ноженьки.

От работы я устала,

Но плясать не перестала».

Приложение 4


Оценочная карточка

5 _ класс
Группа №_____ «_______________»




Ф.И. ученицы

Готовность к уроку

Повторение изученного материала

Правила техники безопасности

Культура труда

Практическая самостоятельная работа

Оценка

1

























2

























3

























4

























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconПлан-конспект урока по учебнику «Технология» Авторы: В. Д. Симоненко
Учебник: Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. Симоненко В. Д....
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconРабочая программа по курсу «Технология» в 8 классе
Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[В. Д. Симоненко, А. А. Электов, Б. А. Гончаров и др];...
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconРабочая программа по технологии уровень: базовый
Учебник: Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Б. А. Гончаров [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко....
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconРабочая программа «Технология» В. Д. Симоненко «Технология.»
Умк технология: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Б. А. Гончаров [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко....
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconУчебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 2-е...
Тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология. 8 класс»...
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред проф....
Биология. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconПлан-конспект урока технологии Учитель: Карцева Галина Николаевна...
Учебник: Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. Симоненко В. Д....
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconУчебник: Технология ведения дома 5 кл. (вар для дев.) Н. В. Синица,...
«Технология». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) Технология:...
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconРабочая программа по технологии для 6 класса на 2013/2014 учебный год
Технология: технический труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В....
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconРабочая программа по технологии обслуживающего труда 8 классов разработана...
Симоненко, В. Д. Технология. 8 класс: Учебник для учащихся общеобразоват учреждений / В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, Н. Л. Бронников,...
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебники: С. В. Иванов : Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф,...
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconУчебного кабинета технологии
Программы общеобразовательных учреждений под ред Симоненко Технология 2010г Вентана – Граф
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconВнеклассное мероприятие «Счастливый случай»
Биология. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconЛощилина Т. Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
Прочитать текст учебника Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconУчебник для учащихся образовательных учреждений/ О. А. Бахчиева;...
Бахчиева О. А. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений/ О. А. Бахчиева;...
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В. Д. Симоненко, Н. В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г iconКалендарно-тематическое планирование курса «Ботаника на подоконнике»
Биология. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск