Муниципальный конкурс «Учитель года» в формате тематических номинаций «От призвания к признанию»
Вышивка
Автор: учитель технологии МБОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области Капаева Светлана Владимировна
Номинация «Урок в нашей новой школе»
Урок технологии в 5 классе, раздел «Художественные ремесла»
Капаева Светлана Владимировна
| Место работы: МБОУ «СОШ №16» г.Балаково
| Должность: учитель технологии
| Предмет: технология (обслуживающий труд)
| Класс: 5
| Тема: Вышивка
Порядковый номер: урок № 67 «Ручная вышивка. Выполнение тамбурного шва»
Базовый учебник: «Технология 5. Технологии ведения дома», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В.Д.Симоненко, Н.В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г.
| ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы для проявления познавательной активности учеников.
Способствовать формированию интереса к традиционным видам вышивки народов Поволжья, привносить традиции в выполнение современных вышитых изделий.
Продолжить развивать интерес у учащихся к историческому наследию.
Воспитывать преемственность, уважение к народным ценностям, способность ценить красоту и аккуратность в выполнении.
ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Должны знать:
| Должны уметь:
| 1. Исторические сведения о видах вышивки народов Поволжья
| 1. Воспроизвести вышивку с картинки, сохранив элементы.
| 2. Технику выполнения вышитых изделий тамбурным швом
| 2. Выполнить вышивку, используя современные материалы.
| 3. Материалы, оборудование, применяемые при выполнении вышитых изделий
| 3. Использовать современное оборудование, ручные приемы для выполнения вышивки.
|
Задачи:
Образовательная:
- продолжить формирование знаний учащихся о технологии выполнения вышитых изделий;
- ознакомить учащихся с историей вышивки народов Поволжья, видами материалов для вышивания; ознакомить с техникой «вышивание тамбурным швом»;
- закрепить приемы работы по вышиванию
Воспитательная:
- воспитание интереса к ручному труду, взаимопомощи.
Развивающая:
- развитие познавательных интересов к декоративно-прикладному искусству родного края;
- развитие поисковой деятельности при работе с различными информационными источниками;
- формирование навыков анализа и синтеза.
Тип урока: комбинированный урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок отработки умений и рефлексии
Объект труда: изделие в технике вышивания
Методы и методические приёмы: эвристическая беседа, поисковая деятельность обучающихся с дидактическим материалом и мультимедийным программным обеспечением (интерактивность обучения), практические работы, опрос; в домашнем задании использован прием педагогической техники «Творчество работает на будущее».
Оборудование для учителя:
Компьютер с видеопроектором
Мультимедийная презентация к уроку «Вышивка»
Компьютерные диски «Технология», «Вышивка», «Энциклопедия для девочки. Украшения своими руками»
для учащихся:
Компьютер
Нитки мулине
Ножницы
Пяльцы
Канва
Образцы вышивок
Инструкционно - технологические карты
Буклет по правилам техники безопасности
Рабочая тетрадь
Межпредметные связи: информатика, русский язык, краеведение, история
Литература и другие информационные источники:
Крапивина Н.Ю. Технология. 5 класс. Рабочая тетрадь. Вариант для девочек: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2005. - Ч. 1. - 64 с.
Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, Быстрый крючок; (серия «Заботы маленькой хозяйки»)М; ЗАО «Издательство «Эксмо», 1999г
«Технология 5. Технологии ведения дома», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, под ред/ В.Д.Симоненко, Н.В. Синица, М: «Вентана-Граф», 2012г.
«Энциклопедия для девочки», мультимедийное программное обеспечение для ПК, издатель «Новый диск». 2008г.
Технологическая карта конструирования урока
Предмет, класс
| Технология, 5 класс
| Тема урока,
№ урока
| Вышивка
№62-63
| Тип урока.
| Комбинированный урок «открытия» нового знания.
| Актуальность использования средств ИКТ
| Визуализация изучаемых объектов.
| Цель урока
| Создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы для проявления познавательной активности учеников.
Сформировать понятие о виде рукоделия «Вышивка»
Привить интерес к вышиванию и вязанию
|
Задачи урока
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| Углубить знания о различных техниках вышивания;
сформировать способность подбора проектного изделия
| Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета;
развивать умения систематизировать новые знания
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
| Вид используемых на уроке средств ИКТ
| Презентация, карточки с заданиями в Word, буклет, рабочая тетрадь
| Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
| Выход в Интернет, мультимедийный компьютер.
| Образовательные ресурсы Интернет
| Википедия, сайты для поиска иллюстраций по вышивке
| Методическое описание использования ЦОР на уроке
| Обучающие, демонстрационные, контролирующие
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
| ЭТАП 1
| Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала
| Цель
| Настроить обучающихся на продуктивную деятельность, проверить выполнение домашнего задания, проверить готовность к уроку.
| Длительность этапа
| 4 минуты
| Основной вид деятельности со средствами ИКТ
| Презентация
| Форма организации деятельности учащихся
| Индивидуальная, коллективная.
| Функции преподавателя на данном этапе
| Интеракция: учитель – группа, организует работу с обучающимися во фронтальном режиме, дает задание
| Основные виды деятельности преподавателя
| Задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;
задавать вопросы всем ученикам;
использовать навыки активного слушания;
избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика;
в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;
предлагать ученику обобщить мысли другого ученика
| ЭТАП 2
| Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
| Цель
| Научить разбираться в вышивальных швах, донести знания об исторических корнях вышивки, рассказать о вышивке региона.
| Длительность этапа
| 10 минут
| Основной вид деятельности со средствами ИКТ
| Демонстрация презентации
| Форма организации деятельности учащихся
| Фронтальная.
| Функции преподавателя на данном этапе
| Организация командной работы, самообучения и обучения своих товарищей
| Основные виды деятельности преподавателя
| Отработка навыков самостоятельной командной работы при поиске информации, разъяснение содержания, методики выполнения поисковой работы
| Промежуточный контроль
| Карточки обратной связи.
| ЭТАП 3
| Практикум
| Цель
| Правильно подбирать инструменты и материалы, выбирать рисунки для вышивки.
| Длительность этапа
| 25 минут + 30 минут
| Основной вид деятельности со средствами ИКТ
| Демонстрация презентации
| Форма организации деятельности учащихся
| Фронтальная.
| Функции преподавателя на данном этапе
| Координационно-объяснительная. Организует проведение практической работы
| Основные виды деятельности преподавателя
| Отработка навыков работы в команде
| Промежуточный контроль
|
| ЭТАП 4
| Проверка полученных результатов. Коррекция
| Цель
| Закрепление нового материала.
| Длительность этапа
| 20 минут
| Основной вид деятельности со средствами ИКТ
| Презентация
| Форма организации деятельности учащихся
| Фронтальная, индивидуальная
| Функции преподавателя на данном этапе
| Организует проведение презентации работ обучающихся и проверку полученных результатов
| Основные виды деятельности преподавателя
| Фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки
| Промежуточный контроль
|
| ЭТАП 5
| Подведение итогов.
| Цель
| Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым результатам
| Длительность этапа
| 10 минут
| Основной вид деятельности со средствами ИКТ
| Игра «Проверь себя»
| Форма организации деятельности учащихся
| Групповая Командная.
| Функции преподавателя на данном этапе
| Контролирующая
| Основные виды деятельности преподавателя
| Учитель подводит итоги занятия
|
| Домашнее задание.
| Основные виды деятельности преподавателя
| Инструктаж по выполнению домашнего задания, Объяснение, поощрение.
|
Сценарий занятия (2 урока по 45 минут)
Этапы занятия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала – 1 мин.
слайд 1
| Контроль готовности к уроку
Проверка количества присутствующих обучающихся
| Подготовка тетрадей, учебников, рабочей формы, необходимого оборудования.
| Актуализация знаний учащихся – 3 мин. слайд 2
| - Здравствуйте! Начать урок я хочу с высказывания А.М. Горького: «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду. Примером этой красоты могут служить изделия народных промыслов, в том числе – вышивка.
На уроке вы узнаете:
О современных изделиях в технике вышивания
О старинных изделиях народов Поволжья, украшенных вышивкой
Научитесь и закрепите знания о том, как:
создавать и выполнять узоры для вышитых изделий тамбурным швом;
ухаживать за изделиями с вышивкой
| -Записывают в тетрадь тему урока
- Знакомятся с планом урока
| Формирование новых знаний
– 10 мин.
слайд 3
| Беседа с проблемными вопросами:
Мы с вами уже знаем, что вышивание –старинный вид декоративно-прикладного искусства. Но, несмотря на свой почтенный возраст, это нестареющее рукоделие. И каждое поколение открывает для себя его привлекательность.
Как вы думаете, почему, несмотря на промышленное производство, интерес к ручному вышиванию не угасает? Какие факты говорят об этом?
Правильно, ручное вышивание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета ниток, оформления изделий и украшений.
Вывод – связка: Этому посвящён наш сегодняшний урок.
- Не забывайте, что в нашем кабинете есть не только интересные книги (показ книг по рукоделию) Приложение 1, но и специальные обучающие программы, такие как «Вышивка», «Технология», «Вышивка шелковыми лентами», «Энциклопедия для девочки. Украшения своими руками» (демонстрирует диски) и они всегда придут вам на помощь.
|
Отвечают:
Можно создавать уникальные, не похожие на другие изделия;
Можно сделать яркие, оригинальные сувениры и подарки, дарить радость близким людям, доставлять удовольствие себе, получать удовлетворение и вознаграждение от своего труда.
| Актуализация прежних знаний «Разминка для ума»
– 6 мин.
слайд 4
| Отдохнем и поиграем.
- Я предлагаю вам вспомнить то, чему вы научились на уроках по рукоделию в начальной школе.
Работа в группах, по желанию ученицы могут переходить из одной группы в другую (разгадывание кроссвордов, викторина по теме «вышивка»). Приложение 2
Вопросы викторины помогают учителю выявить пробелы в знаниях обучающихся и дают возможность скорректировать план проведения следующих занятий.
| - Рассаживаются по группам 3-4 человека, выполняют задания. - Отвечают учителю
| слайд 5 Электронная физкультминутка для глаз- 1 мин.
| II Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
– 10 мин.
слайд 6
слайд 7
слайд 8-12
слайд 13
слайд 14
| Рассказ учителя:
История прошлого нашего края показывает, что в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязычная, но во многом единая народная культура, впитавшая в себя вековые традиции народов Поволжья.
По переписи 2010 года национальный состав населения Поволжья такой:
Национальный состав населения Саратовской области (перепись 2010)
| Русские
| 85,94%
| Казахи
| 2,94%
| Украинцы
| 2,52%
| Татары
| 2,16%
|
Вышивальное искусство народов Поволжья, как и других народов, было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего обихода. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей и мордвы. Их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и цвета. В городах мастерицы расшивали церковные облачения и мундиры, камзолы и женские платья. Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку диванов, кресел и стульев, подушечки и дорожки, скатерти и занавесы. В узорах они предпочитали не только букеты, но и целые гирлянды цветов. Вышивали вручную стальной иглой, крючком, а позднее и на специальных машинах, сконструированных в первой половине XIX в. Узоры выполняли шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой, золотой или серебряной нитью, а в ряде случаев — соломкой и волосом. В работе над праздничными одеждами применяли бисер и стеклярус, металлические блестки и монеты, жемчуг и каменья.
Мы живем в многонациональной области. В результате тесного соседства происходило смешение крови разных племен и народов. Это привело к тому, что сегодня каждый второй житель Саратовской области не знает, чья кровь в нём течет. Но в каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.
- Перед вами различные орнаменты, я предлагаю выбрать понравившийся и узнать свои корни. Эти орнаменты встречаются в вышитых изделиях, резьбе по дереву, украшениях к народным костюмам.
- А теперь продолжите работу в группах.
Первая группа работает с учебником: найдите в тексте учебника информацию о том, какими швами вышивали в старину.
Выпишите их названия в тетрадь.
Вторая группа в сети Интернет находит информацию о современной вышивке: в каких изделиях применяется, виды швов
|
- слушают, записывают сведения о национальном составе населения
- выбирают орнамент
- рассматривают, читают, выписывают в тетрадь интересные сведения из истории вышивки и о вышивке современных изделий
| III Практикум
« Эскиз для вышивания тамбурным швом»- 15 мин. слайд 15
слайд 16
| В начальных классах вы научились вышивать простыми ручными швами. Давайте закрепим эти умения и выполним тамбурным швом понравившийся орнамент или узор для изделия, которое вы хотите украсить вышивкой. Этапы выполнения работы можно представить в виде схемы: идея - эскиз – подбор материалов и инструментов – выполнение вышитого изделия
Задание
Составьте эскиз для вышивки тамбурным швом.
1 вариант: Разработайте свой эскиз на компьютере с помощью программы Paint. (см. Практическая работа на компьютере)
2 вариант: Выбрать из рабочей тетради эскиз для вышивки тамбурным швом и зарисовать в рабочую тетрадь свой вариант.
|
- слушают учителя - смотрят презентацию
- выполняют практическую работу, помогая друг другу.
| Перемена
| Практическая работа
«Вышивание по эскизу тамбурным швом»
- 25 мин
слайд 17
слайд 18
| Задание
Организация рабочего места и повторение правил техники безопасности
У вас на столах лежат буклеты с правилами техники безопасности, изучите их. Прочтите в буклетах ситуативные задачи и проверьте друг друга (игра «верно - не верно»), ответьте на задания теста по правилам техники безопасности.
Задание
По картам выполнить вышивку для изделия тамбурным швом.
- Форма цепочек у тамбурного шва зависит от размера стежков (узкие и широкие, длинные и короткие) и их наклона, образуя строчку в виде зигзагообразной полосы. В этом шве стежки по изнаночной стороне и петельки по лицевой будут располагаться то влево, то вправо от средней линии шва.
Просмотр видео фрагмента «Вышивка тамбурным швом» http://www.youtube.com/watch?v=0b3wMrf7mHQ
Учащиеся с высокой степенью обученности могут работать по индивидуальным заданиям («Вышивка крючком»)
-Выполнив задание, в рабочей тетради найдите советы по уходу за вышитыми изделиями.
Обход1: Проверяет правильность выполнения задания, соблюдение ТБ при работе
Обход 2: Следит за работой помощниц, оказывает индивидуальную помощь.
Обход 3: Принимает работу учениц.
- Придумайте названия своим работам.
Физкультминутка - 2 минуты через 12 минут после начала практической работы (Приложение 3)
Упражнения выполняют сидя и стоя, для мышц рук и спины.
Обход: Проверяет правильность выполнения задания.
|
- работа обучающихся в группах
выполняют физкультминутку
| IV Проверка полученных результатов. Коррекция – 7 мин
| Вопросы:
Материалы, используемые для современной вышивки?
Как в старину украшалась праздничная одежда?
| Отвечают на вопросы, дополняют ответы.
| Подведение итогов урока
- 4 мин
слайд 19
| – Вам нравятся выполненные работы?
– Понравилось создавать такую красоту своими руками?
– Мне очень понравились ваши работы, вы проявили много творчества и фантазии….
Прошу вас представить свои работы в нашей галерее (прикрепить на доске) и оценить их.
Самооценка учащихся (Приложение 4)
Выставление итоговых оценок
| Презентация работ.
Выставляют оценки, используя лист самооценки, оценивают работу друг друга
| Рефлексия и информация о домашнем задании – 2 мин
слайд 20
| Рефлексия «Мое настроение»
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
Домашнее задание по выбору.
| Домашнее задание «Творчество работает на будущее».
Посмотри фильм «Вышивка. Тамбурный шов» http://www.youtube.com/watch?v=2_s7fkku-fM и ответь на вопросы:
Как по другому называли тамбурный шов?
Что такое «ширинка»?
Выполни любые 2 задания из рабочей тетради
| Уборка рабочих мест – 1 мин.
| Убирают рабочие места
|
Приложение 1
Ссылка « Журналы и книги по вязанию, вышивке, шитью, рукоделию»
http://igmihr.ru/knigi_vishivka.html
Приложение 2
Викторина «Вышивание».
1. Лучшие нитки для вышивания. (Мулине)
2. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора. (Пяльцы)
3. Перевод изображения на бумагу или ткань. (Копирование)
4. Заправка ткани в приспособление для вышивания. (Запяливание)
5. Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера. (Растровая сетка)
6. Мулине в 6 сложений. (Пасма)
7. Иголки № 0 - 1 используют для вышивания (Бисером и стеклярусом)
8. Иголки № 2 - 3 используют для вышивания (На тонких тканях)
9. Иголки № 4 - 5 используют для вышивания (На льняных тканях)
10. Иголки № 6-12 используют для вышивания (На плотных тканях)
11. Объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. (Композиция)
12. Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. (Орнамент)
13. Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент. (Раппорт)
14. Все существующие цвета делятся на (хроматические и ахроматические).
15. Основными считаются (красный, жёлтый и синий).
16. Хроматические цвета делятся на (тёплые и холодные).
17. Ахроматическими цветами считаются (белый, чёрный и все оттенки серого).
18. Назовите гармонирующие и дисгармонирующие цвета (Дисгармония - цвета, стоящие рядом в цветовом круге; гармония - цвета противоположных секторов) Игра «Веришь, не веришь» Вопросы
1. Верите ли вы, что тамбурный шов мастерицы делали специальным крючком?
Верите и правильно делаете. Использовали специальный крючок – «тамбурка» с деревянной ручкой-ограничителем, чтобы при прокалывании ткани крючок входил только на нужную глубину. 2. Верите ли вы, что с 4-5 лет на Руси девочка училась вышивать?
К 15-16 годам девочка должна накопить 100 вышитых полотенец, много скатертей, наволочек, праздничной одежды и др.
Верите и правильно делаете. 3. Верите ли вы, что узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма однообразными – красный, малиновый, желтый, синий да зеленый?
Верите и правильно делаете. Это объясняется тем, что красители были растительного происхождения, и значит число их ограниченно. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразная растительность. 5. Верите ли вы, что рисунку в вышивке придавали магическое значение?
Верите и правильно делаете. Некоторым изображениям рисунков придавали магическое значение, были так называемые обереги, которые согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей. 6. Верите ли вы, что раньше вышивали золотыми и серебряными нитками?
Верите и правильно делаете. Эту вышивку называют золотым шитьем. Им выполнялись декоративные предметы церковного и светского назначения: детали одежды, головные уборы, скатерти, полотенца и т.п. Она развивалась в XV – XVII вв.
Приложение 3
Физкультминутка 1
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
Повороты головы вправо и влево до упора.
Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Профилактика нарушений осанки
Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки. Физкультминутка 2 Символы вышивки
Птица счастья. Полетели.
Делаем взмах руками вверх - раз, два, три.
Руки на поясе. Поворачиваемся то в одну сторону, то в другую по два раза.
Дерево жизни. Дует ветер
Руки на поясе. Делаем повороты то в одну, то в другую стороны - на раз, два, три.
Конь. Мчится быстро, потом все медленнее.
Поднимаем колени повыше и шагаем на одном месте на счет - раз, два, три, четыре.
Замедляем шаг на счет – раз, два, три, четыре.
Мать - берегиня. Поднимаем руки вверх, к солнцу и медленно опускаем на счет – раз, два, три, четыре.
Физкультминутка 3 «У окна швея сидела
На свечу она глядела.
Ох, устали рученьки,
Заболели ноженьки.
От работы я устала,
Но плясать не перестала».
Приложение 4
Оценочная карточка
5 _ класс Группа №_____ «_______________»
№
| Ф.И. ученицы
| Готовность к уроку
| Повторение изученного материала
| Правила техники безопасности
| Культура труда
| Практическая самостоятельная работа
| Оценка
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
| |