МОУ «СОШ № 58 с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект внеклассного занятия
тема: «Я и мое имя»
Автор – Горбунова Людмила Викторовна, учитель начальных классов коррекции IV вида
Новоуральский городской округ
Цель. Создание условий для ознакомления учащихся с историей возникновения имени и его значением.
Задачи:
Познакомить учащихся с новыми словами: «тезка», «антропонимика»;
Уточнить значение слова «имя»;
Познакомить с историей возникновения имени на Руси;
Развивать познавательный интерес к себе, своим родным и близким, людям, которые окружают;
Воспитывать чувство толерантности, коллективизма, товарищества;
Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Ход урока.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Организационный момент.
Рассаживание, получение бейджиков родителями.
|
| II. Актуализация знаний.
- Какое слово человек слышит чаще всего в своей жизни?
(доп. вопросы – Что отличает одного человека от другого?
- Как тебя выделяют в классе?
- Как узнают, что это твоя тетрадь?).
Чаще всего в жизни человек слышит свое имя, произнесенное миллион раз. Оно сопровождает нас от первого до последнего дня.
Тема сегодняшнего урока «Я и мое имя»».
Эпиграфом мы сделали слова Гомера из «Одиссее»:
«Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных.
В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный
Имя как сладостный дар от родимых своих получает».
Сегодня на занятии мы:
Узнаем что такое имя,
Происхождение имен,
Откуда пришли к нам имена,
Обозначение имен.
Помогать в работе будет сотрудник городского краеведческого музея Горбунова Ольга Борисовна, вы все хорошо ее знаете.
| Мама, свое имя.
| III. Работа над темой.
Что такое «имя»?
Что такое «Имя»?
Где мы можем уточнить значение этого слова?
Имя присваивается человеку для того, чтобы выделить его из группы людей, чтобы отличить одного от другого. Имя дается человеку при рождении, оформляется документально – выдается Свидетельство о рождении. Имя становится собственностью человека.
История имени.
Как вы думаете, всегда ли человек имел имя?
Для чего понадобилось имя человеку?
Имя присваивается человеку для того, чтобы выделить его из массы людей.
Давайте заглянем в далекое прошлое и узнаем историю возникновения имени на Руси, какие имена носили наши предки. Поможет нам в этом Ольга Борисовна.
Имена людей – это часть истории народов. В них отражается все то, что окружает человека: быт, вера, творчество, исторические связи между разными народами. Огромное разнообразие имен встречается вокруг нас. Но при выборе имени надо быть очень осторожными. Ведь человеку придется жить с этим именем всю жизнь.
Ты и твое имя.
Послушайте стихотворение Юрия Благого, в котором описана ситуация выбора имени младенцу.
В чем здесь проблема, и как она была решена?
В чем здесь проблема?
Почему спорщикам удалось договориться?
Давайте посмотрим в словаре имен значение имени Петр.
Итак, Петр – имя довольно распространенное. Оно одновременно и старое и новое. В переводе с греческого языка означает камень. Есть святой Петр. В православном календаре есть праздник День святых Петра и Павла. Петров день – православный праздник.
Работа в группах-семьях.
Итак, имя дать довольно сложно. Давайте узнаем, как вы получили свое имя, и что оно обозначает. У вас на столах лежат анкеты. Заполните их вместе с родителями. В помощь вам дается словарь имен.
Мы начинаем большую исследовательскую работу по теме «Моя родословная». Ваши анкеты – первый шаг в этой работе.
Имена дают в честь бабушек и дедушек, в честь любимого человека, по совету знакомых. А так же в честь героев, любимых артистов и музыкантов, общественных деятелей, по святцам и историческим событиям, или имя, созвучное с отчеством.
Сейчас мы осмотрим, как хорошо вы знаете имена своих одноклассников. Играем в игру «Собери свой класс».
На доске вы видите «ромашки» с фотографиями ваших одноклассников и их именами. Соберите букет, в котором будут ученики 3 класса и 4 класса.
Назовите имена учащихся 3 класса (4 класса).
Давайте родителей попросим поверить работу ребят.
Все ваши имена звучат красиво, они подчеркивают ваше достоинство. Но, хочется сказать, что какое бы имя человек не носил, как бы его не называли, самое главное – каков человек, его внутренний мир, его отношение к окружающим. И какое бы имя у человека не было, относиться к нему следует бережно, уважительно. Ведь за каждым именем человек-личность.
Тезки.
Послушайте стихотворение «В наших классах…»
Как называют людей, имеющих одинаковые имена?
Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре.
Игра «Тезки».
На свете существует множество имен: каждый народ, каждая нация имеет свои имена. Имя таит в себе волшебство и таинство. Многое в истории имен еще не изучено. Есть такая наука, которая изучает имя. Она называется антропонимика. Слово это древнегреческое: антропос – человек, ономос – имя. Но об этом мы поговорим на следующих наших занятиях.
Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.
| Имя то, что отличает тебя от всех остальных.
Имя то, что дается тебе при рождении.
В толковом словаре.
Чтение словарной статьи.
Всегда, нет, не всегда.
Чтобы его не путали с другими людьми.
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Говий, Муций, Свен, Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней:
Гелий, Атом, Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон.
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельин, Сельвин, Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает. И сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома…
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь, проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Чтение статьи из словаря.
Анкета.
Имя.
Из какого языка.
Значение имени.
Кто дал вам это имя?
Почему вас так назвали?
В наших классах много Саш.
Это просто «Ералаш».
Ведь куда ни погляди –
Саши сзади, впереди.
Саша, говорю, к доске!
Четверо идут в тоске.
Саша, говорю, читает –
Четверо читать желают.
Две девчушки Олечки,
Ни жадные, ни сколечко,
А у трех Настен
Много ласковых имен.
Есть две Даша,
Они не любят каши!
Тезки.
Чтение словарной статьи.
| IV. Итог урока.
Итак, давайте вернемся к началу нашего урока.
Сегодня вы:
Узнали, что такое имя?,
Происхождение имен?,
Откуда пришли к нам имена?,
Обозначение имен?
Мы очень надеемся, что эта тема заинтересовала и детей, и взрослых. В память о нашем занятии мы хотим подарить вам сердечки со значением имен, и тетради, в которых будем записывать результаты исследований своего рода. В них вы найдете первое задание, которое надо выполнить к ____________ .
|
| |