Скачать 155.78 Kb.
|
Конспект интегрированного внеклассного занятия по истории, литературе, краеведению «Найди в себе зеленый луч, чтоб не сломаться» Цель: в процессе работы учащиеся должны составить представление о сущности советской модели тоталитаризма. Задачи: 1.организовать информационно-коммуникативную деятельность учащихся в процессе подготовки и проведения занятия; 2. изучить историю политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР на конкретных исторических и литературных источниках; 3. сохранить память о жертвах политических репрессий, разоблачить мифологические представления об СССР как о государстве и обществе социальной справедливости; 4. сформировать навыки самостоятельного и критического осмысления учащимися отечественной истории ХХ века, чувство гражданской ответственности. Ход занятия I. Учитель: сегодня у нас состоится разговор об истории политических репрессий в СССР. Тема занятия «Найди в себе зеленый луч, чтоб не сломаться». Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова: Мы просим об одном тебя, историк, Копаясь в уцелевших дневниках, Не умоляй ни радостей, ни горя- Ведь ложь, она как гвозди в сапогах. В современном мире приходится слышать две противоположные точки зрения: - необходима жесткая сталинская дисциплина; - нельзя убивать человека в человеке как это происходило во времена Сталина. Становится известными исторические факты и документы, раскрывающие сущность сталинизма. Мы должны знать свое прошлое, мы должны сформировать свою позицию по отношению к этому прошлому и помнить о тех, кто все это пережил, чтобы подобное не повторялось. ИНТЕРВЬЮ (ВИДЕОЗАПИСЬ): КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОЛИТИКЕ СТАЛИНА? (Предлагаются две противоположные точки зрения) У.: Каковы ваши ожидания от этого урока? Напишите на листочках и приклейте на доске. У.: Символ нашего урока- ветка лиственницы. Как вы думаете: почему? Художественное чтение: отрывок из рассказа Шаламова «Воскрешение лиственницы» (Приложение № 3). У.: К счастью мы не испытали на себе, что такое политические репрессии. Поэтому нам трудно представить состояние тех, кто прошел через это. Прочувствовать их боль нам помогают литературные произведения. И мы не вправе забывать о том, что было. Хореографическая композиция «Прошлое». II. У.: Мы предлагаем организовать работу в 4 группах: историки, литераторы, краеведы. Задание для историков: проработать предложенные исторические документы, материалы («Из закона Российской советской федеративной Социалистической Республики «О реабилитации жертв политических репрессий». 1991 г., «Из протокола заседания парткома завода «Дальдизель» в Хабаровске. 13 июня 1937 г.»., «Из совершенно секретной записки инструктора Нарымского окружкома партии В.А.Величко И.В.Сталину, Р.И.Эйхе и секретарю Нарымского окружкома К.И.Лебиц о судьбе трудпоселенцев. 3-22 августа 1933 г.», «Из записей заместителя государственного секретаря имперского Министерства иностранных дел Мартина Лютера во время поездки в лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка)», статистические данные, данные социологического опроса населения поселка (приложение №1), построить диаграммы (компьютерная презентация), сравнить предложенные документы, подготовить теоретический материал для выступления. Задание для литераторов: аналитическое чтение рассказа В. Шаламова «Сгущенное молоко» (приложение №2) и повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» (приложение №4), подготовить выступление от группы. Результаты работы с текстом отразить в таблице: Аналитическое чтение рассказа Варлама Тихоновича Шаламова «Сгущенное молоко».
Аналитическое чтение рассказа Варлама Тихоновича Шаламова «Сгущенное молоко».
Вопросы для аналитической беседы по рассказу В.Шаламова «Сгущенное молоко»
Анализ повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».
При чтении выделите понравившийся вам эпизод или эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Объясните, почему? Какие вопросы возникли по ходу чтения. Вопросы для аналитической беседы. 1.Почему автор говорит, что вся Россия была в движении? Что это означает? 2.Кто, где и в какой ситуации был «чужаком» в повести? 3.Разделяете ли вы мнение автора о том, что все люди -братья? 4. Кто виноват в случившемся? 5. Можно ли было этого избежать? Как? 6. Что в жизни человека самое главное? О чем говорит автор? Подготовьте сообщение на тему «Судьба детей в годы репрессий» Задание для краеведов: написать сценарий выступления «Нам не избавиться от боли» на местном материале (приложение № 5). III. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП. 1. Вывод «историки»: - осведомленность населения по данной теме - теория вопроса - отражение в документах нечеловеческого отношения власти к своему народу ДДТ «Родина» - 1 куплет и припев. Музыка, отражающая тему выступления, переход к выступлению другой группы. 2. Вывод «литераторы» - по рассказу В.Т.Шаламова «Сгущенное молоко». Тоталитарный режим страшен не только тем, что ведет к физическому истреблению нации. Его бесчеловечность в том, что он нравственно уродует слабых духом людей, ведет их к духовному падению. И лишь немногие способны к духовному возрождению. «... растление ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня все четче, что можно, оказывается, жить без мяса, без обуви, а так же без чести, без совести, без любви, без долга». (В.Шаламов). 3. Вывод «краеведы» - нельзя забывать о тех людях, которые живут рядом и являются живыми свидетелями периода сталинских репрессий: в чем виноваты российские немцы?! Политика Сталина, направленная против своего народа, принесла безмерные страдания российским немцам, но они сохранили красоту души, человеколюбие, жизнелюбие. Мы увидели, что в их сердцах живет благодарность к Сибири и сибирякам за то, что не дали погибнуть, помогли выжить и сохраниться как нации. 4. Вывод «литераторы» - положение детей в жестокое время репрессий («Как жить дальше?») Очень трудно детям разобраться в «играх», которые ведут взрослые. Но не случайно говорят: устами младенца гласит истина. Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди. А, может быть, прав Сашка: все люди- братья? Что нам делить? Земли вокруг много. Кому выгодно, чтобы люди воевали друг с другом? Нужен ли откат назад? Туда, где была железная дисциплина, но какой ценой? Ценой жизни, унижений и оскорблений, сломанных судеб, нравственного уродства. Где найти силы, чтобы сохранить в себе человека, чтобы не сломаться, чтобы быть в гармонии с самим собой, с окружающими? Мы рождены, чтобы радоваться жизни, видеть ее яркие краски и вносить свои штришки новой светлой жизни. «Было утро, теплое, без единого облачка, без ветерка. В голубом, по-утреннему размытом небе, четко вырисовывались близкие горы. Просматривалась каждая морщинка на них. Снег ослепительно сиял на вершинах. Какая-то серая птица, часто мельтеша крыльями, стояла, зависнув над полем, выслеживая добычу. Звенели кузнечики, попискивали птахи. Черной стаей прошелестели скворцы. Было так обычно... так мирно...» ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Ю. Г. ГИНТНЕРА (На фоне музыки сообщение «Россия - моя родина. Сибирь - моя судьба» о творчестве художника Ю. Гинтнера – потомка депортированных немцев.) Юрий Гинтнер: «Я рад, что моя жизнь не прошла даром, она отдана детям, творчеству, людям. Вот уже на протяжении 30 лет я пытаюсь нести свет, добро, гармонию красоты, мастерство своим ученикам. В моих многочисленных работах нет ни одного даже надломленного деревца, наоборот, все растет и цветет: ромашковые поля, сенокосные луга, рябина, калина, восходы и закаты- все несет ощущение счастья, любви и добра. Созидать творить, дарить бескорыстно людям прекрасное, не требуя ничего взамен, - это и есть моя жизненная позиция. Я счастлив, что частицу своего сердца и души через свои работы я отдаю людям». Это жизненное кредо отразилось в работах художника, светлый мир картин которого отражает красоту жизни во всех ее красках, кроме черного, несмотря на то, что пришлось испытать его семье в годы репрессий. Заслуженный работник культуры России, член союза художников России, член ассоциации художников немцев Сибири, директор художественной школы города Ачинска Юрий Гинтнер. Из предисловия к персональной выставке. «... Я счастлив, что родился в Сибири под счастливой звездой и вырос в деревне. Природа одарила меня способностью к искусству, и я с раннего детства определил свой жизненный путь. Путь, который, несмотря на колоссальный духовный и физический труд, сомнения, затраты, доставляет мне радость жизни, дает здоровье. Мне часто вспоминается беззаботное, босоногое детство. Какое счастье пробежать босиком по пыльной, раскаленной от палящего солнца проселочной дороге! Кататься на сделанном своими руками самокате... Накупаться под солнечной радугой в речке... Вдоволь нарыбачиться, а, проголодавшись, прийти домой и поесть невероятно душистого теплого хлеба с парным молоком и земляникой, пирогов с черемухой и калиной! А зимой с замиранием сердца прыгнуть с речного обрыва в только что нанесенный сугроб, накататься с гор на самодельных березовых лыжах, набродиться по лесу... А к вечеру, надышавшись морозного воздуха, обледеневшим и счастливым возвращаться домой. С раннего детства- сенокос, ночевки с отцом в шалаше и сказочно-удивительные туманные утренние рассветы и полыхающие закаты, стрекотание кузнечиков в разнотравье, умывание росой. Пролетели годы детства и юности. Но огромное ощущение жизнеутверждающего счастья деревенской жизни, душевной теплоты, гармонии, доброты, щедрости и трудолюбия остались во мне навсегда. В этом неоценимая заслуга моих родителей, наделенных житейской мудростью и природной внутренней интеллигентностью. Им я посвящаю эту выставку.» «Сенокос». Он написал чурку в живой золотисто-коричневой коре, свежий желтый срез, на нем отбой, усталая литовка. А от них уходят в даль валки только что скошенной травы, бледные, непрописанные, условные, будто в ослеплении июльского зноя. «Подсолнухи». Они написаны с вангоговской «небрежностью», и они из родимой бревенчатой избы. Он увидел их словно с завалинки, будто через стекло, по которому волнами плывет проливной дождь. Вот стоят они там, в комнате, на столе, светятся размытыми желтыми и фиолетово- зелеными пятнами. А он, очарованный, промокший до нитки, пытается уловить эту неуловимость. С наслаждением можно гулять в его потрясающей небывалой осени. В его спелой, как рожь, осени. В его осени, исполненной колоритом Хлебности... «Я рад, что моя жизнь не прошла даром, она отдана детям, творчеству, людям. Вот уже на протяжении 30 лет я пытаюсь нести свет, добро, гармонию красоты, мастерство своим ученикам. В моих многочисленных работах нет ни одного даже надломленного деревца, наоборот, все растет и цветет: ромашковые поля, сенокосные луга, рябина, калина, восходы и закаты- все несет ощущение счастья, любви и добра. Созидать творить, дарить бескорыстно людям прекрасное, не требуя ничего взамен,- это и есть моя жизненная позиция. Я счастлив, что частицу своего сердца и души через свои работы я отдаю людям.» Это жизненное кредо отразилось в работах художника, которые, я и предлагаю, сейчас посмотреть. Музыка: ДДТ «Это все...» Музыка, отражающая тему выступления, подводит логический итог разговору. IV. Рефлексия. У.: Оправдались ли ваши ожидания? У.: Передайте свои ощущения в цвете при помощи красок и рисунков (рефлексия). (работа проходит под мелодичную музыку). |
Конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории... План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе | Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе... Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе | ||
Конспект интегрированного занятия по экологии Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Конспект внеклассного занятия по чтению"заклички и приговорки. Частушки" Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | ||
Рабочая тетрадь №3 к уроку физики Луч so-падающий луч, луч ob-отраженный луч. Ос- перпендикуляр, проведенный к отражающей поверхности в точку падения луча | Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию... Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | ||
Конспект интегрированного занятия с воспитанниками средней группы... Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | Конспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна.... Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | ||
Конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя... План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) | Тема: «Луч. Числовой луч» Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч» План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | ||
Конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой... План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект интегрированного занятия для детей средней группы Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» |