Бобровская М. В. (Иркутск)
Преемственность поколений: место в обществе и за ним для разных социальных групп
Преемственность поколений - одна из самых волнующих социальных проблем современности, так как это - проблема будущего. А будущее человечества, его судьба, характер и темпы его дальнейшего развития в определяющей степени зависят от ориентации молодого поколения. Каждое поколение оставляет богатейшее наследство в виде материальных и духовных ценностей. Общественный прогресс зависит от того, насколько каждое поколение умеет воспринять, сохранить, развить и передать последующему это наследство. Общественная жизнь - это весьма динамичный процесс, характеризующийся изменением и развитием материальных и духовных условий жизнедеятельности людей. Постоянно происходит смена поколений. Поэтому вступление подрастающих поколений в жизнь каждый раз ставит перед обществом все новые и новые проблемы и задачи.
Поколение как сложное социокультурное явление стимулирует развитие различных подходов к его понятийному определению. Различие точек зрения на данное понятие оправдано и свидетельствует о сложности объекта исследования и необходимости его изучения под различными углами зрения.
О емкости этого понятия свидетельствует словарь русского языка С.И. Ожегова, который содержит следующие определения, акцентирующие разные аспекты исследуемого явления: 1) родственники одной степени родства по отношению к общему предку; 2) одновременно живущие люди близкого возраста; 3) группа людей близких по возрасту, объединённых общей деятельностью.
В самом общем виде семантику понятия «поколение» можно разложить на общие значения: как ступень происхождения; как однородная по возрасту группа; как стадия развития; как отрезок времени; как своеобразный дух времени. Такое разнообразие значений данного понятия обусловлено тем, что действие наиболее общих законов и движущих сил общественного прогресса, становления и развития человеческого общества, воспроизводство населения, формирование быта и нравов различных народов мира, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения осуществляются в процессе взаимодействия и смены поколений. Поколение является предметом исследования целого ряда социальных и гуманитарных наук: этнографии, демографии, социологии, психологии, геронтологии, истории, философии, культурологи и др. Каждая из них выделяет собственный аспект изучения поколения и соответственно даёт ему своё определение. То есть понятие «поколение» по своей сути междисциплинарно.
Уже в древних библейских и евангельских текстах встречается многозначное употребление термина «поколение» для обозначения потомков, сверстников и современников. Понимание поколения как историко-демографической общности впервые встречается у «отца истории» Геродота. Излагая историю поколений египетских правителей, Геродот писал, что триста человеческих поколений составляют десять тысяч лет, потому, что три поколения составляют столетие.[1] Такое понимание поколения было преобладающим среди мыслителей вплоть до середины ХIХ века, а статистики и демографы приводили многочисленные расчеты, которые подтверждали предположение Геродота.
В современном отечественном обществоведении существует несколько подходов к пониманию понятия «поколение». Например, для антропологов и юристов важным в понимании поколения являются генетические характеристики людей и ступень в происхождении от общего предка. Этнографы рассматривают поколение как возрастную группу определенного этноса, члены которой объединены общими для них традициями и институциональными предписаниями. С позиций историко-культурологического подхода поколение трактуется как совокупность людей, объединенных активным участием в конкретных исторических событиях, обладающих общими духовно-нравственными идеалами и являющихся носителями определенного типа субкультуры. С точки зрения социально-демографического подхода поколение определяется как сосуществующие и воспроизводящиеся одна из другой возрастные группы: дети, молодежь, взрослые, пожилые и долгожители. Социологический подход предполагает рассмотрение поколения как социальной общности людей в определенных возрастных границах, для которых характерны схожие условия социализации и жизнедеятельности, типичные потребности и ценностные ориентации.
Впервые в отечественной литературе классификация поколений была предложена в ХIХ веке демографом А.П. Рославским-Петровским, который разделил все население на подрастающее поколение (до 15 лет), цветущее поколение (от 16 до 60 лет) и увядающее поколение (старше 60 лет).[2] Советский демограф Б.Ц. Урланис в работе «История одного поколения (социально-демографический очерк)» (1968) предложил разделить население на три поколения: дорабочего возраста (до 15 лет), рабочего возраста (от 16 до 59 лет) и послерабочего возраста (старше 60 лет). Характеризуя поколения людей за 50-летний период существования СССР.[3]
Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом, материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознано и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства.[4]
Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она осуществляется в сугубо личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и как духовная связь людей и единство поколений. Преемственность касается судьбы целых народов. Она может носить общенародный, общенациональный, общечеловеческий характер. Усиление общечеловеческих моментов преемственности ускоряет социальный прогресс. Чем шире и глубже преемственность, тем благоприятнее условия для прогресса и отдельного индивида, и общества.
Преемственность поколений является постоянным, непрерывным процессом. Он характеризует всю историю человеческого общества, все сферы человеческой деятельности.
Список литературы
Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений / А.Н. Афанасьева. - М.: Просвещение, 2003. - 257 с.
Дубин Б.В. К вопросу о поколенческих и региональных параметрах социокультурных перемен: материалы симпозиума / Б.В. Дубин. - М.: Наука, 1996. - 334 с.
Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции: [пер. с англ.]. / К. Мангейм. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - 354 с.
Левада Ю.А. Заметки о «проблеме поколения» / Ю.А. Левада // Мониторинг общественного мнения. - 2002. №2. - С. 9-11.
|