МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦСЕМИНАР
Специальность – 030401.65
История
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12 УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка Университетские требования к подготовке специалиста-историка в качестве обязательного элемента включают выработку навыков исследовательской работы. В системе высшей школы сложилась практика написания курсовых работ и специализации по определенным разделам истории. Данный путь постижения мастерства историка отличается большими трудностями. Спецсеминар призван дать студентам-историкам теоретические и практические представления об специфических особенностях исторического исследования, его основных этапах,
Предметом рассмотрения данного спецкурса является методика проведения исторического исследования в широком понимании этого термина.
Исходными при составлении программы данного курса являлись следующие положения:
современная ситуация характеризуется отходом от господства идеи мононауки, формированием ориентации на множественность методологических парадигм; поэтому невозможно найти раз и навсегда апробированную методику, хотя структура любого научного труда характеризуется набором стандартных процедур;
основной акцент в данном курсе делается на социально-психологические, науковедческие, методологические факторы научной деятельности;
данный курс имеет междисциплинарный характер и знакомит студентов с поисками новых подходов к научному творчеству;
принципиально важным является акцентирование сложности творческого процесса вообще и подготовки историка к этой деятельности, включающей и знакомство с научной этикой, выработанной научным сообществом, в частности.
Основная цель - ознакомление будущих историков с этапами исследования и структурой научного труда, с факторами, оказывающими влияние на исследователя и судьбу концепции.
К задачам курса относятся следующие:
- формирование у студентов представления о научном труде как сложном и многоэтапном;
- усвоение студентами сложной зависимости результатов научного труда от избранной методологии, источниковой базы и техники исследования;
- знакомство с различными жанрами исторического исследования;
- выработка навыков разработки программы исследования и ее реализации, вплоть до литературного оформления результатов;
- формирование у студентов понимания возможности существования отрицательного результата исследования и необходимости корректировки рабочей гипотезы и плана работы.
2. Тематический план учебной дисциплины
Очно-заочная форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
| ДЕ I. Наука как знание и наука как деятельность.
| 22
| 4
|
|
| 4
| 18
| Тема 1. Наука как знание и наука как деятельность.
| 22
| 4
|
|
| 4
| 18
| ДЕ II
| ДЕII.Психология научного творчества
| 28
| 4
|
|
| 4
| 24
| Тема 3. Интуиция и творчество
| 14
| 2
|
|
| 2
| 12
| Тема 4. Психология научного общения
| 14
| 2
|
|
| 2
| 12
| ДЕ III
| ДЕ III. Методологические поиски в современных исторических исследованиях
| 40
| 10
|
|
| 10
| 30
| Тема 5. Историк в поле методологического плюрализма.
| 14
| 4
|
|
| 4
| 10
| Тема 6. Основные этапы исторического исследования
| 26
| 6
|
|
| 6
| 20
| ДЕ IV.
| ДЕ IV. УИРС
| 128
| 38
|
|
| 38
| 90
| Научно-исследовательская работа студента в соответствии с выбранной направлением и тематикой
| 128
| 38
|
|
| 38
| 90
|
| Всего
| 218
| 56
|
|
| 56
| 162
|
3. Содержание учебной дисциплины ДЕ I. Наука как знание и наука как деятельность.
Тема 1. Наука как знание и наука как деятельность.
Аудиторное изучение:Проблема демаркации науки и не-науки. Научное и обыденное знание о прошлом. Наука как культурообразуемое явление и как культурообразующий процесс. Историческое исследование как результат познавательной деятельности историка. Историки о кризисе историописания конца XX – начала XXI века. Исследователь и проблема междисциплинарного знания в рамках парадигмы интеллектуальной истории.
Самостоятельная изучение: «Профессия историка» как самостоятельная тема исследования в конце ХХ века. Жанр интеллектуальной биографии. ДЕII. Психология научного творчества
Тема 2. Параметры личности исследователя
Аудиторное изучение: Идеогенез (динамика творчества). Проблема соотношения индивидуального научного творчества с историей коллективного разума науки. Принцип детерминизма как главный жизненный нерв научного мышления.
Категориальная апперцепция. Анализ взаимоотношений ученых с миром сквозь кристаллическую решетку социокультурных детерминант (Д.Н.Овсянико-Куликовский и позитивистская социокультурная практика в провинциальном городе. С.О.Шмидт: попытки синхронного рассмотрения истории и культуры); образ эпохи и историческая наука.
Внутренняя мотивация. Иерархическая структура мотивационной сферы ученого. Динамика перехода от внешнего к внутреннему. Фактор случайности.
Оппонентный круг. Полемика как форма генезиса нового знания. Типы различных конфигураций оппонентного круга. Конфронтация и оппонирование. Полемика как воплощение защитного механизма научного сообщества. Оппонентный круг и национальная научная традиция.
Индивидуальный и когнитивный стиль. Когнитивный стиль как способ интеграции историологического начала творчества, отчуждение от проблемы индивидуального, поиски решения и способы презентации научному сообщества.
Самостоятельная изучение:Личностное знание. Психологический облик «обитателей» мира науки. «…Любовь к истине и жажда славы» как решающая личностная переменная. Сублимация. Служение науке как важнейший жизненный долг. Судьба ученого и судьба концепции. Проблема соотношения личностного опыта и логики научного познания.
Тема 3. Интуиция и творчество
Аудиторное изучение:Стадии творческого процесса. Выдающиеся историки современности об интуиции. Методы стимуляции творческого мышления: «Мозговой штурм» и проблема коллективного творчества. Метод преодоления инерционного эффекта мышления. Личностные методы стимулирования творческого мышления (преодоление внутренних запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей и т.п.) Самостоятельная изучение:Творческое мышление неравносильно навыку, в нем находит свое выражение целостная индивидуальность. Тема 4. Психология научного общения
Аудиторное изучение:Научные коммуникации и открытое общество. Личностное знание – концепция М. Полани. Учитель-ученик. Школа в науке. Типы школ. Особенности школ в гуманитарных науках. Малая группа как субъект научного творчества. Продуктивный конфликт в малой группе. Молодой ученый: этапы социализации в науке. Конфликт ценностей внутри научного сообщества.
Самостоятельная изучениеПсихология миграционной активности. Ученый в «иной» социокультурной среде. ДЕ III. Методологические поиски в современных исторических исследованиях
Тема 5. Историк в поле методологического плюрализма.
Самостоятельная изучение: Марксистская методология истории. Системное изучение истории на материалистической основе. Жесткая детерминация исторических явлений экономическим базисом. Теория формаций. Классовый подход. «Гносеологический оптимизм» и прогностические функции исторического знания. Проблема партийности и объективности как основные критерии исторического исследования в рамках марксистской парадигмы. Эволюция представлений о роли и значении исторического источника. Кризис марксистской парадигмы. Попытки преодоления противоречий. Критика марксизма его интерпретаторами.
Позитивизм в рамках марксистской историографии, причины долгожительства. Связь историка и источника, многофакторность исторического процесса и господство жанра монографического исследования. Идея эволюции и ее соотношение с принципом историзма. Стремление к идеалу точного знания. Противоречия в рамках позитивистского историописания. «Критический позитивизм». Постпозитивизм.
Неокантианская парадигма исторического исследования. Проблема классификации наук и специфики их методов. Науки идеографические (история или «наука о культуре») и номотетические (естествознание или «наука о природе»)
Аудиторное изучение: Индивидуализация как особое, целостное видение предмета. Идеография как погружение исследователя в ткань исторического материала, его способность «вникнуть в душу, жилу факта». Понятие «мирового целого» в работах А.С.Лаппо-Данилевского. Объект познания: «всеединое человечество» как часть мирового целого, наделенного сознанием. Ценностный подход рассмотрения исторической действительности. Связь концепции неокантианства с принципами немецкой «философии жизни». Источник как явление культуры, «как реализованный продукт человеческой психики». Историческое исследование как диалог культур. Новая проблематика: история культуры, личность в истории культуры; творчество. Методология истории - от проблем движущих сил исторического процесса к гносеологическим проблемам. Историческая наука как история интерпретаций.
Историческая антропология. Историк навстречу к социологу. Проблема исторического синтеза в междисциплинарном научном поле. Дихотомия «свой-чужой» в историческом исследовании. Ментальность как центральная категория исторической антропологии. Внимание к психосоциальным и культурным образованиям. Категории исторического исследования: общее и индивидуальное, родовое и частное, коллективное и особенное. «Лингвистический поворот» и поиски новых проблемных полей - речевые практики как способ познания прошлого. Новые модели исторических исследований (А.Я.Гуревич). Проблема микро- и макроистории.
Новая интеллектуальная история. Постмодернизм и поиски новой интеллектуальной истории. Интеллектуальная история как субдисциплина. Эпистемологический аспект проблемы: соотношение произведения историка, исторического нарратива с объективной реальностью прошлого. Научный текст, его компоненты, стилистика, типы особенности высказывания, терминология. Соотнесенность темы исследований и социальных условий его создания. Соотношение основного текста и научного аппарата. Множественность «голосов», звучащих в тексте, структура и развитие сюжета. Особенности авторской репрезентации текста. Анализ коммуникаций авторского текста и читательского восприятия. Проблема профессии историка как важный момент самопознания исторической науки. Проблема преемственности и разрыва исторического знания.
|