Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины





Скачать 84.66 Kb.
НазваниеАннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины
Дата публикации04.08.2013
Размер84.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Аннотация по дисциплине Б.1.14 «Историческая картография»

1. Цель дисциплины:

- углубить знания по основным историческим курсам, познакомить студентов с важным источником - историческими географическими картами, пространственно отображающими исторические процессы, явления и события в определенный период истории, и отображающие географическую обстановку, современную этим событиям, и с методикой их разработки, а также способствовать расширению общегуманитарного кругозора студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Историческая картография» относится к курсам ГСЭ, вариативной части по выбору студентов.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущих курсах. Роль исторической картографии важна в изучении проблем отечественной и всеобщей истории, так как эта вспомогательная дисциплина позволяет глубже разобраться в источниках, способствует конкретизации представлений о многих сторонах исторического процесса и учету местных (локальных, региональных) особенностей его развития, что важно в подготовке грамотного специалиста в области истории.

Освоение дисциплины является необходимой основой для более конкретного понимания проблем развития России и стран Запада в курсах отечественной и всеобщей истории, дисциплинах экономического цикла, «Политологии» и т.д., а также успешного прохождения учебных практик.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК -1,2,3,7,8,11,13,14, в частности:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и

культурным традициям, толерантно воспринимать политические, социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

ПК – 1,5,6,7,8, в частности:

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области

всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе,

политической организации общества (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- историю картографии, принципы и методы построения и изучения карт и атласов, возможности их использования для реконструкции исторических процессов, явлений и событий;

- разновидности карт и методы их источниковедческого изучения;

- «картографический язык», понятия и терминологию.

уметь:

- анализировать карты и атласы и выявлять особенности развития стран и народов в разные исторические эпохи;

- устанавливать причинно-следственные связи по формуле: географическое знание – исторические выводы;

- раскрыть роль географического фактора в развитии исторического процесса и его специфические особенности в условиях России и других регионов мира;

владеть:

- технологиями научного анализа;

- «картографическим языком», понятиями и терминологией.

понятиями и терминами;

- современными информационными технологиями.

4. Краткое содержание дисциплины «Историческая картография»

Предмет исторической картографии. Картографическое источниковедение и его задачи. Историческая картография, картоведение, картографическое источниковедение и история картографии, их соотношение и взаимосвязи. Метод исторического картографирования и его особенности. Карта как феномен и как историческое явление. Виды карт. Их классификация и основные элементы.

История картографии. Зарождение картографии. Древнейшие карты и планы. Вавилонская картография. Картография Древнего Египта.

Античная картографическая традиция. Карты Древней Греции и Рима Размежевание картографии на гносеологическую (концептуальную) и практическую. Идея о шарообразности Земли и ее природной зональности. Вклад античных авторов в развитие картографии (Птолемей, Гиппарх, Эратосфен и др.) Возникновение крупномасштабной

картографии в поздней Римской империи. Пейтингеровы таблицы (римские дорожные карты).

Средневековая картография. Библейская концепция мироздания. Теологи антиохийской школы. «Христианская топография» Косьмы (VI в.). Отношение к античному картографическому наследию.

Основные периоды развития средневековой картографии. Монастырская картография. «Карты мира». Типы монастырских карт. «Т-О» типа и зональные карты.

Византийские карты. Сохранение античной картографической традиции.

Арабская картография. «Атлас Ислама» (Х в.). Причины угасания арабской картографии. Возрождение традиций арабских картографов в Италии.Карты аль-Идриси. Влияние арабской картографии на развитие европейских карт.

Картография XIV – первой половины ХV вв. Портоланы, их особенности. Причины появления морских карт. «Пизанская карта». Роль портоланов в развитии картографии и мореплавания.

Карты эпохи Великих географических открытий, их специфика. Навигационные карты. Зарождение региональной картографии. Появление профессиональных съемщиков местности.

Карты XVI – первой половины ХVII вв.

Время атласов. Морские атласы. «Зеркало морей», «Сокровища моряков».Лукаса Янеса Вагенера. Герхард Меркатор и его карты. Результаты и достижения картографии этого периода.

Зарождение русской картографии и ее специфика. Русская иконописная картография. Тмутараканский камень. Западноевропейские карты Московии и Тартарии. Карты Павла Иовия (1525 г.) и Антония Вида (1542 г.), созданные на основании русских источников. Карта Московии Сигизмунда Герберштейна и др. Первые сводные карты Русского государства 1497 и 1523 гг.

Особенности русской картографии. Отличие от средневековой западноевропейской картографической традиции. «Полевой» характер исходных материалов. Государственная направленность картографической деятельности.

Вершина русской картографии XVI в. – «Большой чертеж всему Москов-

скому государству» (ок. 1600 г.). Приложение к «Большому чертежу» – «Чер-

теж полю по перекопи» (1627 г.). «Книга к Большому чертежу». Характери-

стика источников. Особенности.

Картографическое наследие Сибири. Труды С.У.Ремезова. «Чертеж всех

сибирских городов и земель» (1698 г.), «Чертежная книга Сибири» (1701 г.) и

др.

Географические исследования и картографические работы XVIII века.

Изучение внутренних территорий страны. Генеральная географическая карта России. Деятельность И.К.Кириллова, В.Н.Татищева.

Вклад Академии Наук России. Первый русский атлас. Г.Делиль, Л.Эйлери др. Деятельность Географического департамента. М.В.Ломоносов. Генеральные карты Российской империи 1776 и 1786 гг.

Съемно-межевые работы второй половины XVIII века. Генеральное межевание «земель во всей империи». Губернские карты. «Столистная карта».

Развитие военно-морской картографии. Изучение реки Дон, Азовского и Черного морей.

Изменение характера карт. Эволюция методов картографии. Специфические особенности русской картографии XVIII века.

Основные закономерности развития картографии в XIX – XX веках. Развитие военной картографии. Съемно-картографические работы гражданских ведомств. Картографирование морей. Тематическое картографирование. Деятельность Русского и зарубежных географических обществ.

Деятельность картографогеодезической службы. Развитие экономической, школьной, комплексной картографии.

Географическая карта как исторический источник. Методы и приемы анализа географических карт как исторического источника. Современное состояние российской и зарубежной картографии.
4. Образовательные технологии

При проведении аудиторных занятий используются активные методы обучения и современные информационные технологии. Изучение дисциплины предполагает посещение студентами лекционных занятий, активное участие в семинарских занятиях, групповых дискуссиях. Особое значение придается самостоятельной работе студентов.



5. Формы текущего контроля успеваемости студентов

Тестирование, презентации, сообщения, рефераты, творческие задания, деловая игра, посещение лекций и семинарских занятий.
6. Форма итоговой аттестации - экзамен
7. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы: 108 часов

Изучение исторической географии России позволяет глубже разобраться в источниках, лучше усвоить материал всего курса истории нашей страны. Нужно учесть, что курс исторической географии России связан с историей СССР, так как исторические изменения влияли па развитие хозяйства, передвижение населения, размещение производства, использование природы в хозяйственной деятельности общества.

Изучать историческую географию России рекомендуется, используя активные методы усвоения материала. Студент должен уметь анализировать то или иное явление, учитывая конкретную историческую обстановку, отбирая наиболее существенные признаки, стремясь дать оценку историко-географическому процессу.

Для понимания значения исторической географии следует уяснить, что эта наука помогает познать многообразие окружающего мира, взаимосвязь человеческого общества и географической среды, способствует формированию научных, атеистических взглядов на явления природы и общества, воспитывает чувства советского патриотизма и интернационализма. Роль исторической географии в разработке проблем отечественной истории очень важна, так как эта наука способствует конкретизации представлений о многих сторонах исторического процесса и учету местных особенностей его развития.

Основными направлениями в изучении исторической географии являются: историческая физическая география, историческая география населения, историческая экономическая география и историческая политическая география. Такое разделение основано на сущности объектов изучения: природных явлений, с одной стороны, и общественных явлений (население, экономика, политический строй) — с другой.

Необходимо четко представлять себе разницу между исторической географией и историей географии.

Историческая география — это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

историческая физическая география (историческое землеведение) — самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

историческая политическая география — изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

историческая география населения — изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

историческая социальная география — изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

историческая культурная география — изучает духовную и материальную культуру;

историческая география взаимодействия общества и природы — прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география — изучает развитие производства, промышленные революции;

историко-географическое страноведение.

Историческая география - раздел географии, который посредством географических знаний объясняет исторические процессы.

Главное место в исторической географии мы уделяем географическим факторам.

Историческая география изучает (трактует)

• физико-географическую

• экономико-географическую

• социально-географическую

обусловленность истории международных отношений

Основная формула исторической географии:

Географическое знание --> исторические выводы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconАннотация по дисциплине б 14 «Историческая география» Цель дисциплины
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconУчебной дисциплины наименование программы «Картография» Рекомендуется для направления подготовки
Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Картография» выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Картография основная...
Курс «Картография» предназначен студентам, обучающимся по специальностям «география» и является важной составляющей географического...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Картография и геоинформатика», очная форма обучения (профиль подготовки: картография, геоинформатика)
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Попова т. В. Биогеография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 05. 03. 03 «Картография и геоинформатика»...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconРабочая программа элективного курса «Картография»
Курс «Картография» относится к числу фундаментальных географических дисциплин в системе подготовки учеников
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 80 часов. Из...
Новохатин В. В. Глобальные системы позиционирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500....
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconАннотация рабочей программы по дисциплине
Изучение дисциплины предусмотрено в учебном цикле – естественнонаучные дисциплины по специальности 110401. 65 «Зоотехния»
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconАннотация дисциплины
Аннотация дисциплины «Искусство иконописи на Урале» для ооп направления 035400 «История искусств»
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины Аннотация дисциплины история культуры и искусства
Задачи изучения дисциплины формируются на основе изложения требований к формированию компетенций согласно соответствующим знаниям,...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика». Профили подготовки...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconРабочая программа дисциплины историческая география
Целями освоения дисциплины «Историческая география» является формирование целостного представления о истории формиро­вания современ­ной...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
Цель освоения дисциплины «Арбитражный процесс» сформировать следующие компетенции
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconСодержание курса карта и картография
Карта и картография. Определение карты. Свойства картографических произведений как моделей местности. Элементы общегеографической...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconАннотация дисциплины Педагогическая психология
...
Аннотация по дисциплине б 14 «Историческая картография» Цель дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины учебно-методическое обеспечение...
Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск