Скачать 0.62 Mb.
|
Аннотация дисциплины Педагогическая психология Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72час). Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины – формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области педагогической психологии. Задачи дисциплины: 1) ознакомление студентов с основными направлениями, понятиями и категориями педагогической психологии; концепциями педагогического процесса и обучения и их психологическими основаниями; 2) усвоение студентами направлений и методов изучения психологических особенностей учащихся, обуславливающих закономерности и механизмы присвоения социального опыта в процессе обучения и воспитания; знаний о психологических аспектах воспитательных и дидактических технологий, об особенностях воспитательного и образовательного процессов, разных форм и технологий их реализации; 3) раскрытие психологических закономерностей педагогической деятельности учителя и педагогического воздействия на разных этапах образовательного процесса; специфики выявления психологических основ деятельности учителя, его профессиональных и личностных качеств, стилей педагогической деятельности и педагогического общения; 4) изучение психологии педагогического коллектива; механизмов воспитания и формирования личности учащегося в условиях школы; 5) формирование у студентов представлений о структуре учебной деятельности и ее зависимости от уровня психического развития обучающихся и их личностной и мотивационной сферы. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: – учебно-воспитательную; – развивающую; – научно-методическую; – исследовательскую. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла - дисциплины и курсы по выбору студента, установленные вузом. Курс педагогической психологии призван углубить, на основе интеграции психологических и педагогических знаний студентов, их профессиональные представления об образовательной деятельности. Прикладной характер педагогической психологии в значительной мере ориентирует будущего специалиста на интеграцию теоретических знаний из курсов общей психологии, психологии развития и педагогики с методикой преподавания. По своему содержанию дисциплина «Педагогическая психология» интегративная. Кроме сообщения студентам специальных знаний, формирования и развития у них специальных умений и навыков, он призван актуализировать их прошлые учебные достижения в области общей и социальной психологии, а также смежных наук, таких как, философия, педагогика. Дисциплина имеет явно выраженный прикладной характер, вместе с тем основной упор при его освоении делается на семинарские и лекционные занятия. Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) «Педагогическая психология» / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля): Общекультурными компетенциями (ОК): ОК-1 – способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды ОК-3 – владеет моральными нормами и основами нравственного поведения ОПК-4 – готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов ОПК-5 – готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. ОПК-6 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды СК-6 – способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности Профессиональными компетенциями (ПК): - готовность к взаимодействию с коллегами и работе с коллективом, в том числе в составе лечебной бригады в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи больным (ПК-3); - способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); - готовность к оперативному поиску, обмену, анализу, информации в области исследований в сестринской практике и медицине; способностью к созданию условий для их осуществления (ПК- 17); - готовность проводить исследовательскую работу в области своей профессиональной деятельности (ПК -18). Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторным учебным занятиям и самостоятельной работы): аудиторные занятия - 2 з.е. (из них 0,5 з.е.- лекции, 0,5 з.е – семинары в интерактивной форме), самостоятельная работа – 0,5 з.е, экзамен - 0,5 з.е. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент, изучивший дисциплину, должен: знать: - основные концепции педагогической психологии, воспитания и обучения, возрастные аспекты и задачи психологии воспитания и развития личности обучающегося; - структуру и типы учебной деятельности, педагогической деятельности, ее мотивацию, стили педагогического руководства, основы организации педагогической деятельности; - психологические основы совершенствования образовательного процесса в педагогической системе учебных заведений различного уровня; -основные характеристики базовых психолого-педагогических концепций обучения; -психологические возможности основных воспитательных технологий; -особенности влияния различных условий образовательного процесса на интеллектуальное и личностное развитие его субъектов; -психологические закономерности взаимодействия субъектов образовательного процесса; -психологические особенности педагогической деятельности. Усвоение знаний психологии могут иметь следующие уровни:
Знание основных разделов курса должно обеспечить студентов овладением следующих умений: - определять потенциальное влияние конкретной системы обучения и воспитания на интеллектуальное и личностное развитие участников образовательного процесса; - выявлять факторы, препятствующие оптимальному психолого-педагогическому воздействию на личность ребенка; - давать психологически обоснованную характеристику стилю деятельности педагога; - осуществлять комплексный психологический анализ урока. - определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность. Психологические умения могут иметь следующие уровни усвоения: 1-й уровень – использование психологических приёмов на эмпирическом уровне; 2-й уровень – осуществление психологических приёмов по образцу; 3-й уровень – осуществление психологических приёмов в незнакомой ситуации. Владеть:
Объем дисциплины и виды учебной работы
Формы контроля:
Распределение баллов по контрольным рейтинговым точкам в семестре
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Дисциплина «педагогическая психология» предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. На занятиях в качестве содержания деловых игр предлагаются творческие задания (3 уровень) портфолио (см. раздел – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов). Приоритетной технологией является групповая работа – студенты делятся на группы по 4-6 человек, далее сообщается задание, которое они должны выполнить в течение 7-15 минут, затем полученные результаты обсуждаются. Обсуждение может быть организовано следующим образом: представители каждой группы докладывают полученный результат, участники остальных групп задают вопросы. Желательно фиксирование полученного группой результата на доске в виде схем, моделей. Также результатом может быть фрагмент педагогической деятельности. В этом случае представители группы выступают в качестве педагогов, остальные участники – в роли учеников. Также рекомендуется использовать проектную технологию и портфолио для организации самостоятельной работы студентов. На практических занятиях рекомендуется использовать технологию кейсов. Виды учебной работы: лекции и семинарские занятия. Форма проведения аттестации по учебной дисциплине: Зачет МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Факультет педагогического образования Кафедра педагогики и психологии ДПО
|
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | ||
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | ||
Педагогическая психология и ее методы 5 Педагогическая психология пограничная, комплексная область знания, которая «… заняла определённое место между психологией и педагогикой,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Лекции по педагогической психологии Педагогическая психология возникла:... В работе с тестом см лит-ру: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. М.: Логос, 2001. Часть Гл. 1, 2; Лекции по педагогической... | ||
Рабочая программа дисциплины ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем» Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая психология, Возрастная и педагогическая психология, Социальная психология, Педагогика, Практика речи, Практическая грамматика,... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Общая и экспериментальная психология, Введение в педагогическую деятельность, Педагогическая психология | ||
Рабочая программа педагогическая психология специальность: 030301.... Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Учебно-методический комплекс дисциплины педагогическая конфликтология... Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол №1, от 26. 08. 2009 г.) |