Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства»)





НазваниеБугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства»)
страница1/5
Дата публикации04.08.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Библиотека сайта «Свет Разума»

Бугрова И.Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства»)

Вниманию читателей предлагается статья доцента кафедры динамической и исторической геологии Геологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата геолого-минералогических наук И.Ю. Бугровой, в которой автор с точки зрения профессионального геолога критически анализирует один из ключевых аспектов современного младоземельного креационизма.

«Ученые недоумевают…»

С. Вертьянов, из книги «Происхождение жизни»

В 2006 г. с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II увидело свет третье издание небольшой книги кандидата физ.-мат. наук Сергея Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства», в которой автор в популярной форме изложил свои представления о происхождении жизни и об эволюции. Таким образом, взгляды этого автора следует рассматривать уже не как частное мнение одного из ученых, а как отражение позиции, одобренной Русской Православной Церковью. Более того, концепция С. Вертьянова была положена в основу написанного им учебника «Общая биология» для учащихся общеобразовательных школ с преподаванием биологии на православной основе. Учебник издан в рамках издательского проекта Троице-Сергиевой лавры, который осуществляется с благословения первоиерарха Русской Православной Церкви. Таким образом, взглядам С. Вертьянова членами РПЦ придается весьма высокий статус. Однако профессиональные знания и опыт не позволяют автору настоящего отзыва согласиться с этим и заставляют высказаться по данной теме, поскольку как научные факты в изложении С. Вертьянова, так и его собственные гипотезы могут вызвать у молодых людей сказочное и фантастическое представление о формировании Земли и развитии органического мира.

Как очерк С. Вертьянова, так и учебник по биологии вызвали многочисленные критические замечания специалистов, в основном — профессиональных биологов. Не будем комментировать их отзывы, с ними можно ознакомиться в Интернете. Скажем только, что один из главных выводов, которые делают оппоненты С. Вертьянова, — признание его некомпетентности в области биологии. Поскольку, однако, С. Вертьянов строит свою концепцию на данных не только биологических, но и геологических наук, то никак нельзя оставить без внимания и этот аспект очерка. К сожалению, никто из геологов пока публично не высказался по поводу работ С. Вертьянова, а ведь этот автор делает много «открытий» не только в биологии, но и в геологии.

Стоит выразить глубокое сожаление по поводу того, что основы геологии, в отличие от основ биологии, не преподают в средней школе, и лишь отдельные сведения из геологических наук рассеяны по школьным курсам географии, биологии, химии и физики. Систематические знания по геологии можно получить лишь при обучении в высшем учебном заведении. Поэтому большинство читателей «Происхождения жизни», не обладая этими знаниями, могут принимать геологические факты и гипотезы, изложенные С. Вертьяновым, только на веру, и не имеют возможности ни должным образом их оценить, ни проверить.

Работы С. Вертьянова — лишь одно из проявлений «потопной геологии», согласно которой весь осадочный слой земной коры появился в результате Великого потопа. К этой концептуальной группе относятся, в частности, работы Г. Морриса, Б. Хобринка, А. В. Лаломова и других. В силу общности популярных взглядов представителей этой группы, наша критика может быть адресована в значительной степени каждому из них.

Автор данного отзыва — кандидат геолого-минералогических наук в области палеонтологии и стратиграфии, доцент геологического факультета СПбГУ с большим стажем преподавания и многолетним опытом полевых исследований в осадочной геологии, стратиграфии и палеонтологии. Цель отзыва — дать изложение некоторых геологических фактов, а также краткое описание некоторых методов геологических исследований для тех, кто будет читать книгу «Происхождения жизни» или ей подобные. Автор настоящего отзыва не имеет возможности остановиться на разборе всех ошибок и неточностей С. Вертьянова. Здесь пойдет речь только наиболее существенных.

Предварительно следует сказать, что в вопросе происхождения жизни сам автор настоящего очерка является убежденным сторонником того, что вся неживая и живая материя были сотворены Создателем так, как это изложено в Книге Бытия, и отрицательно относится к идее самозарождения жизни и дальнейшей самопроизвольной эволюции организмов. При этом автор ни в коем случае не отрицает самого факта Великого потопа, однако отрицает «потопную геологию», т. е. гипотезу происхождения всей геологической и палеонтологической летописи в результате только Великого потопа. К сожалению, эта идея является руководящей у ряда геологов (А. Лаломов, С. Головин и др.), которые определенно высказываются на страницах печатных изданий в пользу той точки зрения, что мир сотворен Богом. Поэтому в нашем тексте «геолог-креационист» и «сторонник потопной геологии» практически являются синонимами.

Заметим, что рассмотрение палеонтологической летописи как отражения Дней творения (см., например, книгу протоиерея Стефана Ляшевского «Библия и наука о сотворении мира») также не может быть нами принято, так как до грехопадения человека, по учению святых отцов Православной Церкви, не было смерти, а во всей палеонтологической летописи мы наблюдаем многочисленные свидетельства хищничества и гибели животных.

Итак, перейдем к комментариям и для наглядности разобьем их на пункты по отдельным темам.

Основная идея «потопной геологии» (палеонтологическая летопись как результат Великого потопа)

Главная идея С. Вертьянова (глава 5, раздел «Загадка геологических слоев») состоит в том, что вся геологическая летопись образовалась в результате единовременного катастрофически быстрого подъема воды, что привело к последовательной гибели животных, обитавших в разных экологических зонах, и последующего осушения. Подробно он излагает свое представление о том, как это происходило, на стр. 100–112. «В самых нижних частях земной коры почти никогда не встречаются останки каких-либо существ — эти участки являются исходной сотворенной сушей, поэтому кроме бактерий и сине-зеленых водорослей там никто никогда не обитал. Заметим, что в современной земной коре наличие живых организмов наблюдается до глубин во многие сотни метров. Верхнеархейские и протерозойские слои изредка содержат примитивные формы жизни. Эти участки соответствуют глубоким малонаселенным океаническим впадинам, заполненным осадками в самую первую стадию Потопа. Присутствие в них прекрасно сохранившихся останков «древнейшей» эдиакарской фауны объясняется тем, что эти организмы (не имевшие минерального скелета) были быстро захоронены посредством мощных потоков, несущих песчано-глинистую массу.
В кембрийские слои попали, оказавшись погребенными потоками лавы и грязи, миллиарды морских беспозвоночных животных, как наиболее беспомощные и живущие на самом дне. Массовая гибель организмов на кембрийском этапе Потопа могла быть усилена нагреванием океанических вод теплыми подземными водами и интенсивным вулканизмом. Рыбы, тюлени и пр., как более верткие, не погибли в начале катастрофы, поэтому их останки находятся в более верхних слоях. Земноводные и пресмыкающиеся (крокодилы, лягушки и пр.) обитают в болотистых прибрежных зонах, поэтому они «полегли» еще выше. Ископаемые останки млекопитающих находят в самых верхних геологических слоях по причине естественного бегства от поднимающейся воды в более высокие места, их редко обнаруживают целиком окаменевшими, в основном сохранились фрагменты скелетов. Это и понятно: ведь млекопитающих реже заваливало породой, чаще просто покрывало водой, и тела истлевали. Ископаемых птиц находят ещё реже и, конечно же, исключительно в верхних слоях. Вблизи Лос-Анжелеса десятки тысяч животных всевозможных видов из разных эр были найдены в одном массовом захоронении. Неужели они пришли туда из разных эпох и легли рядышком, чтобы умереть естественной смертью и задать нам неразрешимую загадку? Кости их перепутаны и переломаны!
Тайна геологических слоев разгадана: по-видимому, в них обозначился порядок погребения видов в процессе Потопа, а вовсе не очередность их происхождения. Водные, прибрежные и равнинные существа были погребены каждое в своей экологической зоне, на своей высоте, создавая видимость эволюции из воды на сушу. Это полный крах теории эволюционного происхождения жизни! Если до разгадки этой тайны здание эволюционной гипотезы можно было еще как-то удерживать, многозначительно указывая на геологические слои, то теперь это здание рухнуло…»


Вывод автора: «Все очень просто!» Однако простой картина мира кажется только тому, кто мало с ней знаком.

И первый вопрос, который задал бы автору стратиграф-палеонтолог (стратиграфия — наука, раздел геологии, об определении относительного возраста горных пород) — это вопрос о том, как эта новая (или не очень новая) теория объясняет то, что в каждом протяженном слое или толще из многих слоев органические остатки располагаются не беспорядочно, как это должно быть при потопной катастрофе, а в соответствии с тем, как они располагались на морском дне при жизни. Все организмы слоя при жизни существовали одновременно, но в разных экологических зонах, в каждой из которых действовал свой комплекс факторов — глубины, освещенности, подвижности воды, характера грунта и многих-многих других.

Очень хорошо это можно показать на примере горизонтальной зональности распространения организмов в современных и древних коралловых рифах. Эта зональность удивительным образом сохраняется на протяжении всего времени существования рифов в истории Земли. Виды кораллов и других животных в рифах разного возраста меняются, но законы распределения животных остаются постоянными. В каждой зоне преобладает определенная внешняя форма коралловых колоний — в одной зоне они округлые, в другой — плоские, в третьей — ветвистые. При этом большинство из них подвергаются захоронению на месте своего обитания, поскольку еще при жизни они плотно прикреплялись к дну с помощью цемента (и никуда не могли уплыть или убежать в время Потопа). Животные-рифолюбы, многие из которых не прикреплялись, а свободно ползали, обычно селились в полостях рифов, защищенных от хищников. Поэтому скелеты всех организмов, как правило, остаются там, где они и жили, за исключением тех, которые были перенесены сильными штормовыми волнами (подробнее см. Бугрова, 2006). Такая зональность хорошо выдерживается и на современных рифах при всем их животном и растительном многообразии (рис. 1–3).

а

б

Рис. 1. Коралловый риф: а — общий вид кораллового рифа Мусгрейв (Австралия)

б — схема геоморфрлогической зональности кораллового рифа.



Рис. 2. Упрощенная схема расположения коралловых колоний различной формы (пластинчатых, массивных, ветвистых) в разных зонах рифа.



Рис. 3. Ветвистая и массивная формы коралловых колоний.

От берега к морю четко и последовательно сменяются следующие зоны: зона заплеска морских волн; рифовая лагуна; тыловой шлейф осадков, сносимых с рифа в лагуну; каркас рифа из нарастающих друг на друга колоний кораллов; внешний склон рифа, покрытый осадками из обломков кораллов и других осадков; подножие склона с мелкозернистыми и илистыми осадками с рифа; открытый шельф с карбонатными и глинистыми илами. Другими словами, пляж всегда сменяется лагуной с отдельно стоящими постройками кораллов, затем — каркасом, или барьерной частью рифа, т. е. зоной их наиболее активного роста и пышного разнообразия. Далее следует зона разрушения рифа под действием волн, затем склон, покрытый шлейфом из обломков кораллов и других обитателей рифа, понижается и постепенно переходит в морское или океаническое дно с совсем другими сообществами организмов.

Здесь приведен лишь один пример горизонтальной зональности. Такая фациальная (т. е. связанная с условиями осадконакопления) и экологическая зональность выдерживается и во всех других зонах суши и моря. И самое главное, что в каждом интервале разреза выделяются свои горизонтальные ряды осадков, которые образовывались в разных условиях. Мы видим последовательную экологическую зональность от океана к континенту со всеми тонкими переходами. И здесь все организмы находятся на своем месте, а не представляют той «каши», которую описывает С. Вертьянов. Остатки глубоководных животных встречаются в глубоководных осадках, мелководных — среди мелководных, сухопутных — на суше или в прибрежной зоне моря, если они были вынесены туда реками. Несколько дальше переносятся лишь остатки, обладавшие высокой плавучестью. Так, например, остатки древесины и шишки деревьев мы часто находим в отложениях открытого моря, вместе с остатками обитавших там животных. В более молодых слоях будет наблюдаться та же горизонтальная зональность: глубоководные — мелководные — сухопутные. Причем количество зон гораздо больше, чем здесь для простоты перечислено.

На основании изучения такой зональности составляют детальные палеогеографические карты, которые служат для дальнейшего поиска полезных ископаемых, связанных с осадочными горными породами. Например, богатейшие нефтяные залежи очень часто приурочены к погребенным рифам, причем к определенным их зонам. Поэтому, кстати, как современные, так и ископаемые рифы разного возраста изучены в деталях, что позволяет надежно указывать, где именно надо закладывать нефтяные скважины, а не бурить наугад, как следовало бы по логике С. Вертьянова.

И еще одно очень важное замечание. Вместе с остатками донных организмов в каждом слое присутствуют организмы, которые в течение всей своей жизни обитали в толще воды и попадали на дно только после своей гибели (планктон, головоногие моллюски и пр.), поэтому подъем воды никак не должен был сказаться на их жизнедеятельности. Следовательно, в соответствии с воззрениями «потопных» геологов мы в каждом слое вместе с поочередно погибавшими группами разных донных организмов должны были бы видеть один и тот же комплекс планктона и нектона. Однако ничего подобного в природе мы не наблюдаем. Напротив, на каждом отрезке геологической летописи мы встречаем присущий только ему набор ископаемых обитателей толщи воды! Эти комплексы так же, как и бентосные, последовательно сменяют друг друга в разрезе.

Однако откуда же в геологической летописи появляются так называемые смешанные комплексы организмов, вроде тех, что упоминает Вертьянов («одно массовое захоронение» десятков «тысяч животных всевозможных видов из разных эр»). Они хорошо известны.

Во-первых, это комплексы окаменелостей, которые образуются при длительном накоплении свободно плавающих организмов при одновременном выносе илистых частиц течениями. В результате на дно опускаются только скелеты животных, образующих массовое скопление, и скелеты эти практически не содержат цемента, который бы их скреплял. Кстати, в таких слоях снизу вверх часто выдерживается очень четкая последовательность — от более древних органических остатков к более молодым. Возникающие таким путем слои геологи называют конденсированными. Органические остатки в них имеют очень хорошую сохранность и, как правило, не несут следов переноса после попадания на дно (они не окатаны, не поломаны и т. д.).

Во-вторых, нередко скопление разновозрастных остатков образуется в результате размыва и переотложения осадочных пород. В этом случае палеонтологические остатки практически всегда несут следы механической обработки при переносе.

В-третьих, смешанные комплексы организмов (сухопутных и морских) встречаются в отложениях, которые возникали в переходной зоне между морем и сушей (пляжи, дельты и устья рек, лиманы, лагуны и т. д.). В мелководную зону моря реки выносят остатки пресноводных и сухопутных организмов с континента, а на сушу во время штормов море выбрасывает остатки морских организмов. Этот процесс легко наблюдать в современных бассейнах осадконакопления. Такие остатки могут быть очень сильно разрушены. Однако нигде не наблюдается картина распределения остатков, описанная С. Вертьяновым. Изучением условий захоронения организмов и их сохранности занимается палеонтологическая дисциплина тафономия(Янин, 1983).

В той же главе 5 еще немало интересного: «В геологических формациях обнаруживают множество следов, ведущих вверх по залитому водой склону( M. Lockley, 1994 ). Показательно, что следы животных в отложениях, как правило, сконцентрированы ниже, чем сами останки, как это и должно быть в случае бегства и т. д. (стр. 102)». Показательно в этом случае другое — крайне недобросовестное цитирование первоисточников С. Вертьяновым. Факты, изложенные в работах серьезного зоолога и палеонтолога М. Lockely, не дают никакого основания для выводов о «потопной» причине смерти крупных мезозойских рептилий. Используя работы известных авторов, С. Вертьянов вырывает из контекста их высказывания и употребляет отрывки совершенно в другом смысле. Это, кстати, касается ссылок и цитат из книг таких знаменитых отечественных геологов, как академик РАН Б. С. Соколов и доктора геол.-минер. наук С. В. Мейен, С. И. Романовский и многихзарубежных (например, M. Lockley, F. Broadhurst, J. J. Bache и др.).

И еще одно замечание. В соответствии с теорией С. Вертьянова постепенный подъем уровня моря во время Великого Потопа и последовавший за ним спад привели бы к тому, что вся геологическая летопись отражала бы один единственный трансгрессивно-регрессивный («наступательно-отступательный») цикл морского осадконакопления. Однако ничего подобного мы в природе не наблюдаем. Напротив, в отложениях каждой геологической системы мы видим следы многократного и длительного наступания (трансгрессии) и отступания (регрессии) морей, следы перерывов осадконакопления и угловых несогласий (подробнее см. пункт 2.4).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: ученики должны знать: основные типы земной коры, сущность явлений, происходящих в земной коре. Горные породы магматического,...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconДоклад на тему: “ Теория геосинклинального развития Земной коры”
С самого начала становления научной геологии, с середины 18 века, её главной задачей было объяснение причин движений земной коры,...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») icon1986. №5. С. 9-13. Кафтан В. И. Вопросы определения вертикальных...
Кафтан В. И., Серебрякова Л. И. Современные движения земной коры // Геодезия и аэросъемка” Т. 28 (Итоги науки и техники винити ан...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconМинистерство образования и науки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconМинистерство образования и науки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconМ. Е. Хватцев выделяет 5 видов: Дисграфия
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconКонспект урока географии Тема
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconКонспект урока географии в 7 классе Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconПрограмма модуля «Дизорфография у лиц с овз» Направление: 050700...
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconПрограмма: Школа России Тип урока: Изучение нового Оборудование
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconТемы вашего учебного проекта
Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции....
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconФилиал краевого государственного казённого специального (коррекционного)...
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconТематическое планирование География России. Природа 8 класс
Установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных закономерностей
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconУрок по теме «гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы....
Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы культурологии» для 033000....
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Бугрова И. Ю. О «потопной» гипотезе происхождения осадочного слоя земной коры (на примере рассмотрения научно-популярного очерка С. Вертьянова «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства») iconПоурочно-тематическое планирование по биологии, 10 класс
Факты: методы познания живой природы: описательный, исторический, моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск