Скачать 152.57 Kb.
|
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей является одной из самых актуальных задач логопедии. Нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) очень распространены среди обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной работы, необходимо определить форму нарушения. Существует несколько видов нарушения письменной речи. Они осуществляются на основе различных критериев: с учётом анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. Разные авторы по- своему классифицируют нарушения письменной речи. О.А.Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. М.Е.Хватцев выделяет 5 видов: 1.Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. 2. Дисграфия на почве расстройств устной речи. 3.Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. 4.Оптическая дисграфия. 5.Дисграфия при моторной и сенсорной афазии. Классификация, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена выделяет следующие виды: 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. 2.Дисграфия на основе нарушений фонемного распознания (акустическая) 3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 4.Аграмматическая дисграфия. 5.Оптическая дисграфия . Из этих классификаций видно, что каждый автор отдельным пунктом выделяет оптическую дисграфию . в чистом виде она встречается редко, но её элементы часто появляются в других формах. При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представления, трудности оптико-пространственного анализа, несформированности оптического образа буквы. Сегодня я расскажу о причинах появления оптической дисграфии и о приёмах для устранения и предупреждения у обучающих оптической дисграфии. Оптическая дисграфия и дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются: а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К. Данная дисграфия и дислексия связана с несформированностью зрительно-прос транственных представлений. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у р- палочка длинная, а у п – короткая. Если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то впоследствии у ребёнка появляется зрительное письмо. При оптической дисграфии и дислексии нарушен зрительный анализ и синтез, недоразвитие зрительного гнозиса, что проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяют графически сходные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различающиеся в пространстве (в-д, ш-т); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш,х-ж,л-м,п-т) (С- , Э - ); пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковых элементов (ау –о ); лишние (ш-ш ); неправильное расположенные элементы (х-сс,т-пп). Смешение букв по оптическому сходству не следует принимать за обычные «ошибки», так как они не связанные ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут привлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у обучающих носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. При устранении специфических нарушений письменной речи у обучающихся необходимо: 1.Уточнить и расширить объём зрительной памяти. Для этого используют следующие виды работ:
2.Формировать и развивать зрительное восприятие и представление.
У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Картинка кладется на парту с похожей геометрической фигурой. Предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.
3.Формирование буквенного гнозиса В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания:
Игра «Ошибка Незнайки» Какую букву Незнайка написал неправильно.
ОНС ИСАЛ ГВОНА МОД УЛНА КАИГН АКМ КАУТ ВЫЛНО РЫС ГАИР КШАКО АРК ФАКШ ВРОПА 4.Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза. При устранении оптической дислексии и дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений. В процессе логопедической работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно - пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у умственно отсталых школьников. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
Ученик научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки, как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируются на основе умения выделять правую руку. Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы), но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее. При устранении оптических дислексий и дисграфий необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить работу по следующему плану:
Параллельно с этой работой проводится уточнение и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Для развития дифференциации правых и левых частей тела рекомендуются следующие задания:
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой, левой ноги; правого, левого уха. В заключении ученикам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
При устранении оптических дисграфий и дислексий проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки. На которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие их элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Рекомендуемые задания:
Большое место при устранении оптических дисграфий и дислексий занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.
А между ними поясок. (А)
б – похожа на белку, такой же хвост; как слово «белка» начинается на звук Б д - похожа на дятла, сидящего на стволе дерева; слово «дятел» начинается на звук Д В – буква похожа на верблюда с двумя горбами Д – буква похожа на верблюда с одним горбом т – у буквы три палочки и слово «три» начинается на Т п – пара палочек и «пара» начинается на букву П р – пишем букву и палочка рррастёт п – перестала расти х – букве хххолодно, она вся сжалась ж – букве жарко, она вся раскрылась. Часто дети путают заглавные Е и З. Здесь можно использовать простой прием. Буква Е как будто ЕЕЕдет по строчке вперед, а вот буква З едет ЗЗЗадом. Для улучшения усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезание, лепка из пластилина, обведение контуров , письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.
Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Когда это будет обеспечено , для существования оптической дисграфии больше не останется места. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв. Основная цель логопедической работы с данными детьми – научить их четкой дифференциации букв. Действенной является система упражнений в следующем порядке: сначала закрепляются один звук и буква из пары, затем – второй, и только после этого выполняются задания на речевом материале, включающем оба звука и буквы. Речевой материал должен быть подобран так, чтобы в период работы на одной буквой из пары избежать написания второй. Таким образом, по принципу «от простого к сложному», мы идем от прописывания каждой буквы отдельно к закреплению написания обеих в слогах, в словах, фразах, текстах. Таким образом, устранение оптических дисграфий и дислексий осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Использованная литература :
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках | Отчетные данные Перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем... | Вопросы: Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет ... | ||
Способы заражения помещения постельными клопами На земном шаре обитает около 50000 видов клопов. В средней полосе России встречаются лишь несколько тысяч их видов. В нашей повседневной... | Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества... И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Для решения вышеизложенной... | ||
Классификация типов уроков В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И. М. выделяет девять, Онищук В. А. шесть, Махмутов М.... | Гкс(к)оу «Шадринская специальная коррекционная общеобразовательная... Цель: Реализация принципа интеграции в образовательном учреждении обучающихся 1 и 5 видов | ||
Красная книга В красной книге Казахстана приводятся сведения о современном распространении, состоянии численности, биологии 87 видов диких позвоночных... | Александр Верховский. Власть и религия в современной России Во-вторых, Конституция утверждает равноправие религиозных объединений, то есть государство выделяет именно объединения граждан на... | ||
Содержание Известно, что гражданское право выделяет два вида отношений: имущественные и личные неимущественные. Личные неимущественные отношения,... | Рабочая программа по истории Для 11(А) класса Г. «Россия и Мир в начале 20-21 века, которая допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и включена в сборник... | ||
Темы вашего учебного проекта В данном проекте рассмотрены виды, технические особенности, эволюция видов принтеров. Рассмотрены плюсы и минусы различных видов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Д.: Картофелина дышит. Она поглощает кислород, разрушает органические вещества, выделяет углекислый газ. Если картофелину изолировать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краткая характеристика групп тканей и отдельных видов ткани из различных видов волокон; их состав, технологические свойства и применение... | Рабочая программа по биологии ( Расширенный уровень) Бактерии. Грибы. Растения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и... |