Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий





НазваниеПояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий
страница1/5
Дата публикации27.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

Пояснительная записка




Одним из видов декоративно – прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Художественное вязание является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего детства не обходится в своём гардеробе без вязаных вещей. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне. Разнообразие приемов, богатый выбор цветовых и орнаментальных решений, нестандартность изделий дают широкую возможность для проявления творческой фантазии, развивают художественный вкус, воображение, воспитывают трудолюбие, а также делают более динамичными кисти рук. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих.


В настоящее время особенно остро возникает необходимость побудить активный интерес школьников к отечественной истории, к истокам национальной культуры. И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Для решения вышеизложенной проблемы была разработана программа «Волшебный клубок».

В основу данной программы заложено духовно – нравственное и художественно – эстетическое воспитание детей младшего и среднего школьного возраста через знакомство с историей возникновения вязания крючком и овладение технологическими приемами вязания. Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому – семье.

Образовательная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа «Волшебный клубок» являясь прикладной, носит практико- ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой вязания крючком и спицами.

Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно – эстетический вкус.

Программа разработана на основе типовой программы для государственных школьных учреждений, с учетом стандартов общеобразовательных школ России образовательной области «Технология». Но в типовой программе «Технология» мало уделено времени изучению данного вида декоративно – прикладного искусства.

Новизна данной программы заключается не только в том, что обучающиеся приобретают углубленные знания по данному виду творчества, развивается способность к труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками, но и в том, что в процессе ее освоения четко прослеживаются межпредметные связи (интеграция с другими областями знания), а также воспитание у обучающихся оригинального творческого мышления

Необычность орнаментального изделия пробуждает у обучающихся интерес к вязанию, в процессе работы приобретаются навыки вязания, воспитывается аккуратность, внимание, усидчивость. В процессе вязания расширяются также знания обучающихся о народном и декоративно – прикладном искусстве, развивается чувство ритма и умение создавать художественную композицию.
Главные педагогические принципы:

  • доступность;

  • прочность знаний, умений и навыков;

  • использование на занятиях наглядности, технических средств;

  • связь с жизнью;

  • использование межпредметных связей ( биология, физика, химия, черчение, рисование, математика).

Характеристика программы



По целевому обеспечению потребностей личности ребёнка - познавательно-развивающая;

По направлениям деятельности – художественно-эстетическая

По форме составления – компилятивная (модифицированная, адаптированная)

По уровню содержания – профессионально - ориентированная;

По способу составления – линейная;

По широте охвата деятельности – профильная;

По характеру деятельности: комплексная;

По возрастным особенностям: для разновозрастного коллектива (ориентирована на детей 8 - 15 лет);

По контингенту воспитанников: общая;


По временным параметрам – долгосрочная.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.

Программа курса по вязанию включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы, а также дополнена темами по технике изготовления индивидуальной выкройки.

Программа «Волшебный клубок» способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в объединении, учащиеся смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Приобщение школьников к художественному вязанию – это и подготовка молодёжи в рамках школы к будущей семейной жизни, и формирование культуры быта, и развитие таких качеств, как настойчивость, терпение; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является художественное вязание.
Цели и задачи.
Цель программы – способствовать формированию художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры у учащихся, их творческой активности, способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства посредством обучения ручному вязанию.

Достижению данной цели способствует реализация следующих задач:



Образовательные:

  • познакомить детей с декоративно – прикладным творчеством, в частности, с ручным вязанием, с историей развития ремесла;

  • познакомить с основами материаловедения, цветоведения и композиции;

  • формировать, развивать и совершенствовать технические навыки вязания крючком и на спицах;

  • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и самостоятельному их составлению;

  • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Развивающие:

  • развивать навыки составления композиций, панно;

  • развивать коммуникативные способности учащихся;

  • развить внимание, память, образное мышление, творческие способности.

Воспитательные:

  • привить основы культуры труда;

  • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, экономичное отношение к используемым материалам;

  • воспитывать, коллективизм, способность к саморазвитию, самовоспитанию.



Специфика программы

Программа «Волшебный клубок», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком и на спицах. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения», учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.


Программа предназначена для обучения детей в возрасте от 8 до 15 лет. Срок реализации – 3 года – 360 часа.

1 год обучения – 120 уч. часов

2 год обучения – 120 уч. часов

3 год обучения – 120 уч. часов


Учебные занятия проводятся по 3 часа в неделю для учащихся 1,2,3 года обучения.

Состав учебных групп обучения - 15 учащихся.

В объединение принимаются дети с разными данными, с разным уровнем подготовки. Главным критерием приема детей является интерес к занятию ручным вязанием. Общая увлеченность этим видом рукоделия помогает преодолевать детям трудности в учебном процессе. Дифференцированный подход является наиболее продуктивным и позволяет каждому ребенку добиться максимально положительных результатов.

Программа «Волшебный клубок» содержит в себе курс комплексного обучения ручному вязанию – и крючком и на спицах. Также в программе предусмотрено выполнение коллективных работ, что положительно влияет на взаимоотношения детей в коллективе, воспитывает их нравственные качества.

В программе отражены вопросы истории возникновения и развития ручного вязания и трикотажного производства, знакомство со свойствами и видами пряжи, экономии (безотходное производство), экологии (гигиенические свойства пряжи, уход за изделиями из трикотажа), основы техники безопасности, культуры труда, основы цветоведения и композиции.

На начальном этапе учащиеся знакомятся с основными приемами вязания крючком, с условными обозначениями для изображения схем узоров, учатся вязать по схемам несложные узоры и изделия.

На втором году обучения учащиеся знакомятся с более сложными приемами вязания крючком, осваивают основные приёмы вязания на спицах, выполняют в изделиях рельефные и ажурные узоры, работают с более сложными схемами.

На третьем году обучения учащиеся осваивают более сложные узоры, знакомятся с орнаментальным вязанием, учатся строить несложные чертежи выкроек и вяжут по ним изделия.

Условием перевода учащихся на следующий год обучения является усвоение программного материала.

Реализацию данной программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:


  • гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

  • приоритета интереса каждого учащегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

  • непрерывности образования и воспитания;

  • воспитывающего обучения;

  • обеспечение учащимся комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.


Характеристика образовательного процесса.
На занятиях предусмотрены следующие формы работы:


  • коллективная и индивидуально–групповая работа;

  • проведение конкурсов;

  • просмотр и обсуждение книг и журналов по рукоделию;

  • участие в мини-выставках и итоговой выставке


Методы обучения:


  1. По дидактическим целям:

  • Приобретения знаний

  • формирования умений и навыков

  • применения знаний

  • закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля)

2. По источнику знаний:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

3. По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • метод изложения

  • частично-поисковый (эвристический)

  • обучение через опыт и сотрудничество


Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ учащихся. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественное вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Основная форма обучения – коллективные занятия, на которых происходит формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений. За основу взято поэтапное обучение вязанию крючком и на спицах от простого к сложному. Учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Ритм обучения зависит от одарённости и способностей детей.
Важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к обучающимся с учетом их возрастных физических и психологических особенностей.

Поддержать устойчивый интерес ребенка к рукоделию, создать лишенный духа соперничества, конкуренции, доверительный психологический климат, в основе которого – взаимопомощь, сотрудничество.

Кроме этого, в образовательном процессе можно эффективно использовать и элементы педагогической технологии проблемного обучения. Она предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которой у обучаемых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление.


Ожидаемый результат

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:


  • историю возникновения и развития трикотажного производства;

  • различные виды декоративно – прикладного искусства;

  • основные способы вывязывания петель;

  • классификацию волокон, виды крючков, спиц;

  • правила техники безопасности и культуры поведения на занятиях и

экскурсиях;

  • условные обозначения для изображения схем узоров, понятие «раппорт».

  • основы цветоведения и композиции;


уметь:


  • освоить основные приемы вязания крючком;

  • различать нитки из натуральных и химических волокон;

шерстяную и х/б;

  • соблюдать правила поведения на занятии правила ТБ при работе с

вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками

  • вывязывать простые узоры и изделия по схемам;

  • составлять несложные композиции и панно.


К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:


  • основы цветоведения и композиции;

  • историю возникновения и развития трикотажного производства;

  • свойства трикотажного полотна;

  • правила ухода за трикотажными изделиями: последовательность выполнения и заключительную отделку готовых изделий;

  • о безотходном производстве, выпрямлении пряжи бывшей в употреблении;

  • основы вязания на двух и пяти спицах;



уметь:


  • освоить более сложные приемы вязания крючком: вогнутые и

выпуклые столбики, пышные столбики, и на спицах - длинные и

короткие снятые петли;

  • освоить технику филейного вязания крючком;

  • обвязывать изделия каймой и кружевами;

  • вязать более сложные рельефные и ажурные узоры;

  • владеть техникой введения дополнительного цвета, гармонично сочетая

цвета при выполнении изделий уметь на 2-х спицах;

  • освоить основные приемы вязания на спицах;

  • выполнять заключительную отделку готовых изделий;

  • рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.



К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:



  • историю возникновения орнаментальных узоров,

  • основные мерки, правила измерения.


Уметь:


  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов

по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и

составлять их самостоятельно.

  • вязать орнаментальные узоры;

  • владеть техникой кругового вязания;

  • работать с индивидуальной выкройкой: снимать и записывать мерки,

составлять выкройки и вязать по ним изделия.

  • проявлять творческий подход при выполнении изделий

Формы и методы контроля.
Для оценки результативности учебных занятий применяются виды контроля.

Текущий контроль происходит на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы. Формы оценки – устный опрос, собеседование с учащимися, игровые задания.

Тематический контроль происходит после изучения основных тем по программе. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работ при организации мини-выставок, анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью опросов, игровых, творческих заданий. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Годовой контроль осуществляется два раза в год - в конце I полугодия учебного года и в конце учебного года на 1, 2 и 3 годах обучения. Формы оценки: участие в полугодовой и итоговой выставке ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск, конкурсах, выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства различного уровня.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года с учащимися 3 года обучения. Формы оценки ЗУН выпускников: устный опрос, обязательное участие выпускников в итоговой выставке работ, участие в конкурсах, выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства различного уровня.

Техническое оснащение:
- толстые и тонкие металлические крючки;

- иглы штопальные, ножницы;

- нитки шерстяные, полушерстяные, бумажная штопка, ирис, акрил,

нитки катушечные №10;

- альбом, карандаши, акварельные краски

Учебно – дидактический материал:


  • иллюстрации журналов, книг для просмотра узоров, изделий;

  • демонстрация готовых вязаных изделий

  • диафильм ( диапроектор) «Техника вязания крючком».

  • видеофильм «Вязание крючком»;

  • схемы вязания петель, столбика, полустолбика, столбика без

  • накида и с накидом, пышный столбик, плоский столбик, выпук-

  • лый столбик длинные петли

  • схемы: варианты введения крючка в основание ряда, вязание

  • Крючком справа налево, тунисское вязание, «рачий шаг»;

  • схемы «Вязание по кругу», «Прибавление столбиков внутри по-

  • Лотна», «Прибавление столбиков с края полотна», «Убавление

  • Столбиков внутри полотна», «Убавление столбиков с края

  • Полотна», «Вязание квадратного полотна»

  • таблица «Условные обозначения», раздаточный материал.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 – го года обучения 120 ч. в год , 3 ч. в неделю

 



п/п

 

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

3

3

-

2.

Основы материаловедения.

3

2

1

3.

Основные приёмы вязания крючком.

3

1

2

4.

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Условные обозначения.

3

1

2

5.

Основы цветоведения.

3

2

1

6.

Вязание узорного полотна.

3

1

2

7.

Прихватка (вязаная крючком)

6

2

4

8.

Сумочка (вязаная крючком)

6

2

4

9.

Игрушка, карандашница.

9

2

7

10.

Декоративная подушка (вязаная крючком)

6

2

4

11.

Шарфик (вязаный крючком)

6

2

4

12.

Шапочка (вязаная крючком)

7

2

5

13.

Вязание футляра для телефона

2




2

14.

Основные приемы вязания спицами

3

2

1

15.

Упражнения платочной вязкой, лицевой, «резинкой»

6

1

5

16.

Шарфик (вязаный спицами)

6

2

4

17.

Кошелек (вязаный спицами)

6

2

4

18.

Грелка для чайника (вязаная спицами)

9

2

7

19.

Вязание игрушки (спицами)

9

2

7

20.

Вязаное панно-цветы

7

2

5

21.

Игольница-грибок (вязаная крючком)

5

1

4

22.

Вязаная закладка для книг

3

1

2

23.

Вязание цветка

3

1

2

24.

Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся.

3

2

1

ИТОГО:

120

40

80
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из самых старинных отраслей декоративно – прикладного творчества является ручное вязание. Это прекрасное рукоделие является...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconТема: «Семейная идея» в романе «Война и мир»
Познакомить детей с одним из видов декоративно прикладного искусства – мозаикой
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconПлан конспект внеклассного мероприятия по теме: М. В. Ломоносов основоположник...
Познакомить детей с одним из видов декоративно прикладного искусства – мозаикой
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вязание является одним из самых древних видов прикладного искусства. Несмотря на это, многие и сейчас любят вязать. Ведь любая вещь,...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconКак один из видов творчества студентов
Реферат как один из видов творчества студентов: Методические рекомендации по выполнению реферативных работ. М.: Издательский отдел...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconКонкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг»
Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconНа протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было...

Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconПояснительная записка музыка это искусство создания звуков, открывающий...
Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства....
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconСпособы заражения помещения постельными клопами
На земном шаре обитает около 50000 видов клопов. В средней полосе России встречаются лишь несколько тысяч их видов. В нашей повседневной...
Пояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества является ручное вязание. Это один из древнейших видов искусства, возраст которого около 5 тысячелетий iconПрограмма рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот...
Народное искусство составляет основную часть декоративно-прикладного искусства Россию. По разнообразию материалов, цветовой окраски...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск