Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями,





Скачать 481.05 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями,
страница1/5
Дата публикации23.01.2015
Размер481.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5

Студия «Русские сувениры»» руководитель Хохрякова Т.М.


ВВЕДЕНИЕ.

Народное искусство - составляет основную часть декоративно-прикладного искусства Россию. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально.

Декоративно-прикладное искусство самое древнее - оно возникло в первобытнообщинном строе, когда человек начал делать первые попытки украсить себя и свое окружение. И оно самое молодое, так как по-прежнему в нем нуждается человек и особенно подрастающий. Ведь под влиянием окружающей жизни формируются его взгляды, убеждения и моральные устои.

Время неумолимо мчится вперед и вместе с прогрессом приходит в общественную жизнь и культуру, в частности, не мало негативного. А не устоявшееся сознание ребенка просто не успевает в своем развитии за всем тем потоком информации, которая обрушивается на него. Что из этого следует известно каждому педагогу, работающему с детьми. Тот идеологический и культурный вакуум, который образовался в нашем обществе в результате перестройки, мы педагоги обязаны заполнить самым ценным — нашей народной культурой и искусством, уходящими глубоко корнями в историю отечества. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых не только в их практической сущности, но и способности украшать нашу жизнь, умножать ее красоту, - духовный смысл произведений народного искусства.

В программе «Русские сувениры» детям предоставляется возможность узнать историю народных промыслов, приобрести навыки кистевого письма, глубже познакомиться с традициями народного искусства, а главное попробовать свои силы проверить свои творческие способности. Дети в студии не являются внешними наблюдателями, а реально действуют в живом процессе общения, познания и труда. Данная программа с постановкой задач включает в себя три ступени:

  1. ПРОБУЖДЕНИЕ интереса к народному искусству (донести секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить с историей развития промыслов).

  2. СОПРИКОСНОВЕНИЕ с высоким уровнем отношения к роли искусства в жизни человека.

  3. СОЗДАНИЕ ФУНДАМЕНТА культуры общения с народным искусством (фундамент будет создан, когда ребята овладеют определенными умениями и навыками).

Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, происходящими в их развитии, что для описания их ученые предпочитают использовать образные выражения такие как «гормонная буря», «эндокринный шторм», «скачек роста». В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, ранимость и т.д. Все это требует от педагога пристального внимания к каждому подростку, деликатности, тонкости, толерантности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Работая с подростками, педагог должен предъявлять и огромные требования к своей личности. Если в младшем школьном возрасте для ребят педагог тот, кому можно подражать, то в данном возрасте ребята признают только педагога, который является для них авторитетом и наставником, но уже для ребят 13-14 лет педагог должен быть и собеседником, умеющим слушать и слышать, понимать ребят. В студии ребята раскрепощаются от зажатых в рамки уроках, на практических занятиях можно поговорить не только на темы занятия, но и волнующей, интересующей подростка теме.

В подростковом возрасте важнее становится деятельность в группе сверстников с общими интересами. Для них важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Для них адекватными формами являются практические занятия, конкурсы, общественные акции и проекты.

В более старшем подростковом и юношеском возрасте возрастает стремление выполнить серьезные исследования, работать самостоятельно, им важно выразить свою точку зрения в диалоге или в творческом деле.

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Занятия декоративно-прикладным творчеством очень популярны и разнообразны. Изучение народных промыслов и росписи по дереву, несомненно, откроют для многих ребят секреты мастерства, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время и подарят им радость творчества.

Программа «Русские сувениры» способствует решению важнейших воспитательных задач и осуществляет комплексный подход к становлению личности подростков.


МОИ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. При совместной деятельности с детьми опираюсь на такие ценности как справедливость, уважение, предоставление права выбора, искренность в суждениях, действиях, поведении.

  2. Создаю в студии обстановку доверия, к каждому подростку подхожу индивидуально.

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО.

Смысл жизни каждого человека - непрерывное движение по пути саморазвития, самопознания и самосовершенствования. Считаю, что каждый ребёнок уникален и дополнительное образование помогает раскрыть эту уникальность, помогает развиваться, познавать новое, самосовершенствоваться.

Я, как педагог, имею большой опыт работы с детьми разных возрастов, но наиболее близок мне самый сложный подростковый возраст, с которым я много лет успешно работаю. Помогают организовать учебный процесс специальности: учителя истории, начальных классов, педагога дополнительного образования. А мои увлечения и навыки (умею шить, вязать, вышивать, рисовать и расписывать) помогают заинтересовать ребят. К тому же я страстный коллекционер, имею уникальную коллекцию матрёшек, большую часть которых создала сама. Свои увлечения народными промыслами хочу передать детям.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков.

Эпиграфом к своей программе взяла слова известного ученого и специалиста в области декоративно-прикладного искусства и керамики, возродившего гжель, А. Б. Салтыкова. Почему декоративно-прикладное искусство выбираю приоритетным направлением в своей работе с подростками?

Во-первых, это искусство уходит глубоко корнями в нашу историю. Произведения народных мастеров имеют не только художественную ценность, но и огромное познавательное значение. В них мы видим мудрость народа, его представление о красоте и лучшей жизни.

Во-вторых, можно сказать словами художника Петрова-Водкина: «Декоративность - это первая необходимая ступень при изучении живописи, это почти то же, что умение грамотно писать для литератора, для того, чтобы не исказить смысл сказанного».

В-третьих, предметы прикладного искусства неподвластны времени и их изучение всегда актуально ведь оно воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень. К тому же, социально-нравственные задачи декоративно-прикладного искусства подчёркивают актуальность общих задач школы и нашего общества сегодня и являются обоснованием для составления данной программы.

Когда ближе знакомишься с народными промыслами, то приходишь к выводу, что такого уникального множества видов народного искусства нет ни в одной стране Мира. Оно столь многообразно и неповторимо, что просто невозможно объять необъятное. Поэтому я включила в учебную программу самые известные не только у нас в стране, но и далеко за её пределами народные промыслы. Это золотая Хохлома, многоцветный Городец, голубая Гжель, русская матрёшка, художественные лаки: чудесные шкатулочки и жостовские подносы. Ребята знакомятся с Урало-Сибирской росписью, с росписью Пермогорья и Мезени, а к главному христианскому празднику Пасхе - расписывают пасхальные яйца, которые являются известным русским сувениром и замечательным видом декоративно-прикладного искусства.

Главная цель моей программы:

Введение подростка во всё многообразие связей декоративно-прикладного искусства с жизнью, формирование у него знаний и навыков владения средствами декоративного языка, пространственного видения, развитие его воображения и фантазии. Помочь осознать народное искусство как духовную летопись человечества, подарить радость творчества, желание продолжать развивать народные традиции.

Основные задачи:

  1. Донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера. познакомить их с историей развития изучаемых промыслов.

  2. Развивать способности ребят, помочь им в преодолении трудностей, увлечь своим энтузиазмом.

  3. Познакомить с техникой росписи изучаемых промыслов. Формировать умения и навыки кистевого и графического письма и технические приемы изготовления сувениров.

  4. Прививать любовь к народному искусству, несущему в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

  5. Соблюдать культуру труда, умение планировать и организовывать свой труд, бережно относится к инструментам, экономно к лакокрасочным материалам.

  6. Формировать профессиональную ориентацию, умение самостоятельно применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

При составлении данной программы ознакомилась с большим количеством литературы по декоративно-прикладному искусству, побывала в местах зарождения изучаемых промыслов. Материал для отдельных разделов программы взяла из ниже перечисленной литературы. В целом же готовой программы, которую можно было бы взять за основу, я не нашла, поэтому составила ее сама, опираясь на данную литературу. Считаю, что по типу она является авторской, по целям и задачам – профильной, по направлению - профессионально-прикладной, по возрастным особенностям – разновозрастная.

Данная программа отличается от типовой своей концентрированностью, когда один и тот же раздел изучается три года. Опыт работы показал, что такое построение программы, когда ребята трижды возвращаются к одной и той же теме, наиболее целесообразное. Это позволяет каждый год не просто повторить, закрепить материал, но и значительно расширить, углубить свои знания, усложнить практическую работу и увидеть результаты по каждому разделу программы.

Делая первые шаги, ребята учатся правильно держать кисточку, овладевают элементами азбуки народной росписи.

Изучение народных промыслов начинаю с Хохломы, так как роспись ее «настолько самобытна и приемы ее так универсальны, что если хорошо усвоить основные элементы и строй орнамента, то легко удастся освоить и другие росписи свободного письма» (Н.Величко «Роспись»). К тому же золотая Хохлома созвучна с золотой осенью, ведь именно у природы человек черпает свои силы и вдохновения. А за окном студии красные кисти рябины и золотистая листва деревьев и кустарников.

В первый гол обучения ребята осваивают верховое письмо Хохломской росписи. Расписывают картонные тарелочки и плоскостную посуду. На следующий год, повторяя изученное, знакомятся с фоновым письмом, а в практической работе переходят на роспись объемных деревянных изделий. А на третий год обучения овладевают разновидностью фонового письма - «Кудриной», самой красивой и сложной росписью Хохломы. В практической части творчески разрабатывают эскизы деревянных заготовок и расписывают с использованием акрилового золота. По такой форме строится каждая тема трехлетнего обучения.

Программа делится на две ступени. Первая ступень: 3-х летнее обучение для всех желающих. Это обучение соответствует уровням подготовки учащихся: начальный, основной и авторский. Вторая ступень: 2-х летнего обучения для ребят увлечённых, которые уже более осознанно подходят к выбору занятий, необходимых для будущей профессии или для расширения своего кругозора и практического применения в быту, полученных знаний и навыков.

Программа дает определенные навыки и умения в новой практической деятельности, отсутствующей в общеобразовательной школе, можно сказать, формирует специалиста, владеющего профессиональными знаниями и навыками.

Программа предусматривает различные методы и формы проведения занятий. Это и рассказ педагога, очное и заочное путешествие по местам народных промыслов, занятия-ярмарки, выставки, отчёты перед родителями, экскурсии.

Сразу с первого занятия показываю ребятам, что полученные знания, умения и навыки пригодятся каждому из них, независимо от выбранной ими профессии. Ведь умение сделать красивое своими руками всегда доставляет радость себе и другим. Художественная деятельность подростков на занятиях находит разнообразные формы выражения: роспись изделий и сувениров с натуры, по памяти, по представлению, обсуждение работ товарищей, результатов собственного творчества, изучение художественного наследия известных мастеров декоративного искусства, копии их работ и создание авторских, работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам. Большое внимание уделяю самостоятельной деятельности обучающихся, ведь самостоятельность показывает результат усвоения программы.

С первого года обучения и до выпуска ребята ведут учёт своих достижений, заполняя таблицу:

Раздел программы

Что ною сделано

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо работать
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconПодростковый возраст (10-15 лет) период бурного роста и развития...
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconПсихолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков
Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconКонспект познавательного занятия «В царстве лекарственных растений» (старший дошкольный возраст)
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconОсобенности режима дня подростка
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, icon20% пришлось на подростковый и юношеский возраст
Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в год
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconЯвляется подросток (подростковый возраст). Предметом исследования
Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-педагогические характеристики переходного возраста. 8
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconРабочая программа (внеурочная деятельность, художественно-эстетическое...
Младший школьный возраст время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconОсобенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconПрограмма по организации летнего отдыха и оздоровлению детей дошкольного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconКонсультация для воспитателей уголок патриотического воспитания в доу младший дошкольный возраст
Рассмотрение Плана финансово-хозяйственной деятельности гаук ао «Архангельский театр кукол» на 2012 год
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconЗадачи и трудности подросткового возраста Билет №3
Возраст человека — это не только число прожитых лет, ре гулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рожде ния, но и определенное...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconРазвитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
И перспективы личностного и познавательного развития [6: 3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconОрганизация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка,...
Программа рассчитана на младший и старший подростковый возраст. Этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении. Это связано со столь значительными изменениями, iconНавыки здорового образа жизни здоровый образ жизни и его составляющие
Подростковый возраст является одним из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск