Скачать 60.73 Kb.
|
Л.А. Камалова, Казань, КФУ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Начальная школа – это «особый этап в жизни ребенка, связанный с принятием и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития» [6:3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических новообразований, так необходимых для становления развития личности ребенка, его последующей адаптации к условиям средней школы и социализации личности в целом. Особую роль в развитии целенаправленной и мотивированной активности младшего школьника, развития его творческих способностей играет литературное чтение, выступающее одним из «основных предметов в системе начального образования» [5:135]. Развивая творческие способности на уроках литературного чтения, учителю необходимо использовать такую систему творческих заданий, которая должна соответствовать определенным требованиям: - творческие задания должны иметь междисциплинарную интегративную направленность; - творческие задания должны подбираться с учётом общедидактических принципов: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим; - система заданий должна носить личностно-ориентированный характер, отражать интересы и возможности детей данного класса; - творческие задания необходимо подбирать с учетом деятельностного подхода. Особую роль в развитии целенаправленной и мотивированной активности младшего школьника, развития его творческих способностей играет литературное чтение, выступающее одним из «основных предметов в системе начального образования» [5:135]. «Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений…», что означает необходимость «учить учиться», учиться творчеству, потребность самостоятельно находить решение новых, нестандартных учебных и внеучебных задач, развивать личность ребенка, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию [5:135]. В «Примерных программах по учебным предметам» в разделе «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» сказано, что творческая деятельность младших школьников «является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования» [5:138]. «Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста; устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)» [5:138]. Виды пересказов текста по задачам, которые учащиеся должны в них решать, включает в себя известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, учащиеся должны определенным образом изменить композицию прочитанного текста под определенным углом зрения, обработать его содержание. Однако на уроках чтения должны иметь место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как прямая, непосредственная. В качестве таких задач могут быть следующие: 1. Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему. 2. Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев. 3. Изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста. 4. Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта. 5. Составить или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих прочитанное. 6.Составить рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное на картине. 7. Составить рассказ по личным наблюдениям картин природы в произведениях, близких к прочитанному. С целью развития творческих способностей младших школьников перед учащимися можно поставить следующую задачу - объединить сходное содержание, имеющееся в нескольких художественных произведениях. Для выполнения такого пересказа младшие школьники должны осуществить сложную творческую мыслительную операцию - синтезирование. В синтезирование обучения Стандарты нового поколения вкладывают следующее содержание: объединение, связывание, установление отношений между усвоенными знаниями. Перед учащимися ставится задача - составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется данная работа после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по плану. 1. Прочитайте два рассказа: рассказ А.П.Гайдара «Горячий камень» и Л.Пантелеева «Честное слово». 2. Беседа по тексту на выявление фактической и контекстуальной информации. Выявление авторских позиций в текстах. 3.Обнаружение общего в содержании прочитанных рассказов. 4.Ответы на вопросы в целях языковой подготовки. 5.Формулирование задания: составить рассказ "Как герои произведений (Ивашка и неизвестный мальчик) умеют держать свое слово». 6. Структурно-композиционная работа (план рассказа): - Изображение мальчиков (портретная характеристика). - Встреча героев-мальчиков с различными людьми. - Поступки героев, характеризующие их социальную позицию. - Отношение окружающих людей к героям произведения. - Авторская позиция. 7. Ролевая игра. Изображение мальчиков. Работа над пересказом на уроке чтения должна постепенно усложняться. Рассказывание осуществляется не только на основе прочитанных прозаических произведений, но и стихотворных текстов. Перед младшими школьниками ставится задача не просто объединить прочитанное из разных художественных произведений, а составить рассказ на определенную тему по мотивам прочитанного. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности младших школьников более высокие требования. Как и при любой задаче на синтез, учащийся должен для составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг которой ему надо группировать материал из текстов. Например, 1. Прочитайте стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», С.Я.Маршака «Неизвестный герой», С.В.Михалкова «Быль». 2. По мотивам этих стихотворений составьте рассказ на тему "Как я понимаю, что такое подвиг». 3. Составление плана будущего рассказа. 4. Озаглавливание частей. Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Младшим школьникам на уроках чтения можно предложить представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, интерпретировать поступки действующих лиц, менять их характеры, ситуации, в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки из изученных литературных произведений, учащиеся начальных классов знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающем мире. Вначале можно использовать готовые сценарии, затем учитель усложняет задания: дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю начальных классов лучше узнать детей, их интересы, возможности, раскрыть их индивидуальные задатки, развить творческие способности. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. В этом – значение творчества для формирования личности младшего школьника. Литература 1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества - Ростов-на-Дону, 1983.- 274с. 2.Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.- 496с. 3.Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа.- 2005.- № 6. 4.Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная - М.: Наука, 1990. 5.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. (Стандарты второго поколения). 6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2010. – 191с. (Стандарты второго поколения). |
Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках... | ||
Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | Образовательного учреждения «Развитие творческих способностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочных занятиях» | ||
Экспериментальная программа для учащихся 1-4 классов общеэстетического... Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся и эмоционально ценностном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» | ||
Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кяхта, Заслуженный учитель рб, стаж работы 30 лет, в том числе 10 лет по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, тема самообразования:... | ||
Отчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за... Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы | Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках специальности в классе шестиструнной гитары | Моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии | ||
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на... В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных материалов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во... | Элективный курс «Основы паразитологии» для учащихся профильных 10-11... Целью курса является развитие интеллектуальных, практических и творческих способностей учащихся, а также и предоставляет возможность... |