Как один из видов творчества студентов





Скачать 359.63 Kb.
НазваниеКак один из видов творчества студентов
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер359.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

Рекомендовано для любой специальности среднего профессионального образования


2005

Реферат как один из видов творчества студентов: Методические рекомендации по выполнению реферативных работ. - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005. - с.

Составители: И.В. Коврижных

В.А. Огородникова

Н.Б. Петрищенко Рецензенты: Г.В. Ткачева

Г.Д. Ожерельева

Ответственный за выпуск: Л.Н- Дубровина

методист Омского государственного

колледжа торговли, экономики и

сервиса;

преподаватель социальных

дисциплин;

преподаватель информатики

заведующая учебно-методическим

центром Омского областного

института повышения

квалификации работников

образования;

методист Омского государственного

колледжа отраслевых технологий

строительства и транспорта

начальник отдела содержания образования ИПР СПО

Данные методические рекомендации по созданию и оформлению рефератов предназначены для студентов и преподавателей колледжей и техникумов. Представив в работе специфику реферата как одного из видов творчества студентов, авторы описали основные требования к реферату, виды рефератов, их структуру и содержание, а также этапы работы над рефератом. Особый раздел представляют рекомендации по оформлению реферата на компьютере: примерная схема оформления, алгоритм подготовки текста, форматирование текста, операции с рисунками и таблицами, имеется образец оформления титульного листа и список литературы по данной теме.

Рекомендации позволят студентам любых специальностей грамотно осуществлять подготовку, выполнение и оформление рефератов, развивая тем самым их практические умения и творческие способности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 1 Виды рефератов 7

Глава 2 Этапы работы над рефератом 10

Глава 3 Подготовка и написание реферата 11

  1. Выбор темы 11

  2. Подборка литературы и работа с ней 11

  3. Составление плана написания реферата 12

  4. Структура реферата 12

Глава 4 Общие требования к оформлению реферата 14
Глава 5 Контроль за выполнением, рецензирование реферативной

работы 16

Глава 6 Критерии оценки реферата 17

Глава 7 Защита реферата 18

Глава 8 Рекомендации по подготовке реферата на компьютере 19

Заключение 28

Приложения 29

Список литературы 36

ВВЕДЕНИЕ

В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовать цели, объективно оценивать результаты своей деятельности. Современному обществу требуются специалисты, обладающие последовательным, логическим мышлением, умеющие рационально организовать свою деятельность во времени, способные самостоятельно приобретать знания по избранной специальности.

Несомненно, что в основе подготовки специалистов должен лежать самостоятельный труд студентов. Самостоятельная работа по своей сути предполагает максимальную активность каждого студента. Она проявляется в организации его работы, в сознательном стремлении превратить усваиваемые знания в личные убеждения, чтобы руководствоваться ими в своей повседневной деятельности. Каждый студент должен понять, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной работе. Самостоятельная работа студента, включающая самые разнообразные формы и методы, предполагает, кроме всего прочего, и работу над рефератом.

В современной литературе довольно чётко сформулировано значение понятия «реферат». Термин «реферат» имеет латинские корни (лат. refero) и в дословном переводе означает «передаю, докладываю, сообщаю».

Реферат - это не сочинение, а обзор публикаций, доступных по заданной теме. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нём?». Еще М.В.Ломоносов говорил, что цель рефератов - в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».

В учебном процессе реферат понимается как краткое изложение в письменном виде или в форме устного сообщения содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научных исследований, а также документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Цель написания рефератов - научить студентов связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы. Таким образом, слово «реферат» имеет 2 значения:

1). краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; 2). сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других источников.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

  • информативность изложения;

  • объективность, неискажённое фиксирование всех положений
    первичного текста;

  • точность в передаче информации;

  • полнота отображения основных элементов содержания;

  • доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и
    по форме;

  • соблюдение единого стиля;

  • корректность в оценке материала;

  • изложение в логической последовательности;

  • использование точного, литературного языка.

Реферат - одна из форм интерпретации исходного материала или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-то вопроса на основе классификации, обобщения, анализа или синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата:

  • в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений,
    оценок:

  • в нём дается ответ на вопрос, что нового, существенного по
    интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.

Зашита реферата - одна из форм проведения устной аттестации студентов.

Она предполагает значительную предварительную работу: выбор проблемы (темы), ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Реферативная работа по социально-гуманитарным дисциплинам является одним из существенных моментов в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой, способности решать и оценивать различные ситуации.

Глава 1 ВИДЫ РЕФЕРАТОВ

В педагогической и методической литературе по организации творчества педагогов и студентов представлено несколько классификаций рефератов.

Существует классификация видов рефератов (автор Н.Н.Соловьева) по различным критериям:

  • по полноте изложения - информативные (рефераты-конспекты) и
    индикативные (рефераты-резюме);

  • по количеству реферируемых источников - монографические и
    обзорные;

  • по читательскому назначению - общие (характеристика содержания
    в целом, ориентация на широкую аудиторию), специализированные
    (ориентация на специалистов) и авторефераты.

Единым требованием ко всем видам является то, что реферат не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту.

Другие методисты-филологи (Т.А.Ладыженская, М.Ю.Федосюк) предлагают деление рефератов на репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.


Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад даёт анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.

Наиболее приемлемыми формами рефератов в учебных заведениях среднего профессионального образования являются следующие виды рефератов: учебные, экзаменационные и творческие.

Цель учебных рефератов - научить студентов работать эффективно. Эффективность — это не объём, а максимум результата при минимуме затрат сил и времени. К сожалению, в последние годы в связи с компьютеризацией учебного процесса участились случаи сдачи рефератов, взятых из Интернета в готовом виде. Тем самым студенты обкрадывают сами себя, свои знания, поскольку они не научатся самому главному -работать с литературой.

Особенность учебных рефератов в том, что от них не требуется практической отдачи. Но именно учебные рефераты дают навыки для разработки более сложных рефератов: контрольных, экзаменационных, творческих.

Контрольные рефераты - этот термин появился сравнительно недавно. Контрольные рефераты используют для проверки готовности человека к исполнению той или иной работы. Если в учебном реферате автор представляет тему, то в контрольном реферате он представляет себя (через свое представление темы).

Реферат контрольного типа в обязательном порядке сдаётся при поступлении в аспирантуру и другие учебные заведения. При подготовке контрольного реферата следует подать материал так, чтобы доказать своё моральное право заниматься той темой, по которой готовится реферат, а для этого важно, чтобы в него попали труды известных ученых.

Сегодня при устройстве на престижную работу у соискателей также могут требовать предоставления реферата по теме, которой занимается фирма. Это особенно важно, когда на работу устраивается молодой человек. У специалистов со стажем можно запросить отчёт о результатах их прошлых лет, резюме или рекомендации, а у молодого человека, только что окончившего учебное заведение, ничего этого нет. С помощью реферата можно выяснить, насколько работник знаком с этим видом деятельности. При этом учитывается не только широта и глубина знаний, но и оперативность работ. А эти навыки можно приобрести при написании учебных рефератов.

Творческие рефераты - самый интересный вид рефератов, потому что поводом для их написания может стать знакомство с интересной статьей в журнале, сообщение по телевидению, интересная книга. Оперативно выполняя рефераты «для себя», можно постоянно пополнять коллекцию, и вы постоянно будете в состоянии готовности к выступлению на конференциях.

Строгий отбор - это основа любого творчества, а чтобы было из чего отбирать, надо иметь исходные материалы. Творческие рефераты для этого подходят очень хорошо.

Экзамен в форме зашиты реферата - вид рефератов, применяемых в образовательных учреждениях, хотя время показало, что замена проведения аттестации в устной форме (по билетам) защитой реферата не всегда целесообразна. Этот вид рефератов отличается от учебных рефератов широтой охвата материала, глубиной проникновения в проблему, объёмом, научной и практической ценностью работы. Данный реферат должен отражать проблему, которая достаточно хорошо исследована в науке.

Тема может носить междисциплинарный и интегративный характер, быть в рамках программы дисциплины или расширять её содержание (рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы, новых источников). При изложении содержания важна значимость проблемы, рассматриваемой в реферате, её актуальность, логическая последовательность, выводы должны формулироваться

лаконично, с соблюдением принципа: от частных - к более общим и важным положениям.

Глава 2 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ

В организационном плане написание реферата есть процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы могут быть сгруппированы в три основных: подготовительный, исполнительский и заключительный. Внутри трёх основных имеются следующие этапы работы над рефератом:

  1. Выбор проблемы, её обоснование и формулирование темы.

  2. Изучение основных источников по теме.

  3. Составление библиографии.

  4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

  5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

  6. Определение основных понятий темы.

  7. Корректировка темы и основных вопросов анализа.

  8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана.

  9. Реализация плана, написание реферата.




  1. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия
    сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема
    реферата.

  1. Проверка оформления списка литературы.

  2. Редакторская правка текста.

  1. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности
    и стилистики.

Глава 3 ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА 3.1. Выбор темы

Выбор темы - один из важных моментов подготовки к написанию реферата. Как правило, темы для студентов разрабатываются преподавателями. Однако студент может предложить самостоятельно сформулированный вариант названия и направления научной работы. Тема реферата должна быть актуальной, учитывать интересы студента, его способности и уровень развития общеучебных умений и навыков. При этом следует учитывать следующее:

  • тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки
    зрения;

  • в названии реферата следует определить четкие рамки
    рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими
    или слишком узкими. Например, по обществознанию не следует
    допускать название типа «Мировые религии», возможен вариант:
    «История возникновения мировых религий», «Роль мировых
    религий в современном мире», «Проблемы взаимоотношений
    мировых религий в современных условиях» и т.д. В истории вместо
    слишком широкого названия «Петр Первый» - «Реформы Петра
    Первого», «Формирование основных черт характера Петра
    Первого» и т.п.

Целесообразно воздерживаться от использования в названии реферата спорных с научной точки зрения терминов и излишней наукообразности.

3.2. Подборка литературы и работа с ней

Выбрав тему, необходимо изучить соответствующую литературу: книги, брошюры, журнальные и газетные статьи.

Для выбора литературы студенты могут воспользоваться любой библиотекой: своей, колледжа, городской, областной.

В библиотеках обычно существуют каталоги (алфавитный, систематический, предметный), которые позволяют найти необходимое печатное издание.

В условиях «информационного бума» большое значение получила справочная литература, предназначенная для быстрого получения каких-либо сведений научного, практического и познавательного характера. К справочным изданиям относятся энциклопедии, словари, справочники.

Справочная литература - море книг полезных, нужных, порой совершенно необходимых.

Получив книгу, внимательно изучите аннотацию, в которой в очень краткой форме излагаются главные идеи данной работы.

Затем ознакомьтесь с оглавлением, посмотрите введение (предисловие) и заключение.

При изучении источника или книги целесообразно делать соответствующие выписки. Лучше делать их на отдельных листах бумаги и с одной стороны листа.

Не следует забывать и о записях полных библиографических сведений об изучаемой книге, которые необходимы для правильного оформления списка литературы.

3.3. Составление плана написания реферата

Реферат пишется по определенному плану. Первоначальный план обычно рекомендуется преподавателем. Однако при изучении соответствующей литературы этот вариант плана уточняется и совершенствуется.

План - это логическая основа реферата. От правильного его составления зависит структура и логическая связь его частей. Имея предварительный план, студент обращается к библиографии, прибегая к помощи библиографического каталога. Когда в достаточной степени накоплен материал, можно приниматься за систематизацию материала, отразив в плане все основные части реферата.

3.4. Структура реферата

I. Введение.

П. Основная часть.

  1. Заключение.

  2. Список литературы.

  3. Приложение (необязательная часть).

ВВЕДЕНИЕ

Во введении должна быть обоснована актуальность темы реферата, её теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы и наличие различных подходов в ее решении.

Кроме того, во введении даются краткие сведения об авторе: учёная степень автора, его специализация; приоритет автора; характеристика источника и указание методов разработки темы.

Очень важно, чтобы студент умел четко сформулировать цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить. Введение должно содержать также краткий обзор изучаемой литературы, анализ сильных и слабых сторон того или иного источника.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть реферата содержит материал, отобранный студентом для рассмотрения выбранной им проблемы. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.

Основная часть может быть разбита на параграфы (разделы), которые должны располагаться последовательно, логически.

Письменная обработка полученных знаний зачастую бывает трудным делом. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается «сразу». Вернитесь к работе через какое-то время. Главное в письменном изложении, чтобы вас поняли. Постарайтесь разобраться в сути работ, поставьте себя на место читателя, который видит работу впервые.

Обратите внимание на логичность изложения материала, на связь между параграфами (разделами) и частями работы. Выводы необходимо делать в каждом параграфе и главе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение подводит итог работы.

Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей научной разработке вопроса.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как один из видов творчества студентов iconПояснительная записка Одним из видов декоративно прикладного творчества...
И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Для решения вышеизложенной...
Как один из видов творчества студентов iconВ. С. Кузин облас­ти «Искусство» обязательного минимума содержания...
Содержание программы предусматрива­ет как эстетическое восприятие предметов действи­тельности и произведений изобразительного искус­ства,...
Как один из видов творчества студентов iconМетод тестирования на уроках в начальной школе как один из видов...
Цель: теоретическая и практическая подготовка студентов 1-го курса к летней фольклорной практике
Как один из видов творчества студентов iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Лоскутное шитье в последние годы обретает у нас в стране все больше поклонников. Шитье из лоскутов – один из традиционных видов народного...
Как один из видов творчества студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство аккомпанемента как один из важных видов музыкального исполнительства»
Как один из видов творчества студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Знакомство с дымковской глиняной игрушкой, как одним из видов народного творчества
Как один из видов творчества студентов iconИскусство изготовления игрушек один из древнейших видов народного...
Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями...
Как один из видов творчества студентов iconОблигации как объект инвестиций, особенности инвестиций в облигации
Как уже указывалось, облигации вообще, и корпоративные облигации в частности, представляют собой один из видов инвестиций, наряду...
Как один из видов творчества студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Изучить коллаж, как один из видов работы со слоями и модификации изображений
Как один из видов творчества студентов iconТема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,...
Как один из видов творчества студентов iconКонкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг»
Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся...
Как один из видов творчества студентов iconРеферат «Аппликация из ткани один из видов вышивки», выполнен ученицей...
Отзыв учителя технологии Дмитриевой Людмилы Васильевны на реферат «Аппликация из ткани – один из видов вышивки», выполнен ученицей...
Как один из видов творчества студентов iconЛизосомы
Лизосома — (от греч. λύσις — растворяю и sōma — тело) клеточный органоид размером 0,2 — 0,4 мкм, один из видов везикул. Эти одномембранные...
Как один из видов творчества студентов iconДоклад «Применение технологии программированного обучения как один...
...
Как один из видов творчества студентов icon«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной...
Не являются исключением и люди с нарушением зрения. И для слепых компьютерная техника стала необходимым и привычным средством работы...
Как один из видов творчества студентов iconСочинение один из видов работы по развитию речи в школе и одна из...
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск