«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения»





Скачать 41.48 Kb.
Название«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения»
Дата публикации25.02.2015
Размер41.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Арнгольд Наталья Александровна,

ведущий библиотекарь БУК «Омская областная

библиотека для слепых»
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов

формирования информационной грамотности

пользователей с нарушением зрения»
Информационные технологии сегодня очень глубоко проникли в жизнь современного человека. Не являются исключением и люди с нарушением зрения. И для слепых компьютерная техника стала необходимым и привычным средством работы и коммуникации. Как сказал один из незрячих читателей: «Компьютер для меня как друг. Я с ним общаюсь, он скрашивает мой досуг».

В сфере информационного обеспечения люди с недостатками или отсутствием зрения всегда были наиболее обделённой и наиболее зависимой категорией, так как общественная практика традиционно ориентирована на визуально воспринимаемые формы представления информации.

Компьютерные тифлотехнологии открыли незрячим и слабовидящим широкие перспективы, обеспечили их равными свободными и самостоятельными условиями доступа к разнообразной информации.

Что такое компьютерные тифлотехнологии? Это общее название комплекса аппаратных и программных средств, обеспечивающих незрячим и слабовидящим людям возможность самостоятельного использования обычного персонального компьютера.

По принципу работы все компьютерные тифлосредства можно разделить на две группы: средства озвучивающие информацию и средства рельефно-точечного вывода компьютерной информации.

Средства озвучивающие информацию – это специальные программы, которые преобразовывают Текстовую и графическую информацию на экране компьютера в акустические сигналы – подобие человеческой речи. Озвучивается: место положение курсора на экране, элементы управления, пункты меню, всплывающие подсказки, заголовки программ, подписи к кнопкам и т.д.

Средства рельефно-точечного вывода представляют текстовую информацию путем вывода шрифтом Брайля на специальное устройство, называемое брайлевским дисплеем.

Использование этих средств дает незрячим людям возможность доступа к информации на электронных носителях; доступа к плоскопечатным нерепродуцированным текстам (путем сканирования и распознавания); преобразования электронной информации в доступную и удобную материальную форму (распечатка текста крупным шрифтом или шрифтом Брайля); самостоятельной подготовки на компьютере различных документов (докладов, рефератов, отчетов и др.); работы с электронными базами данных; доступа к информационным ресурсам Интернет.

Интернет, предоставляет массу информации, получить которую можно за несколько минут. Для незрячих особенно важно, что эту информацию можно получить не только гораздо быстрее, чем из печатных книг, но и обходиться без посторонней помощи – помощи чтеца. Интернет нe только делает информацию легко доступной, но и позволяет оперативно ею обмениваться. Для слепых людей важно обмениваться опытом работы и другой полезной информацией.

К услугам библиотечных компьютеров обращаются, прежде всего, школьники, студенты и специалисты, так как именно они нуждаются в специальной, учебной и научной литературе, которая печатается только плоскопечатным шрифтом.

Еще 15 лет назад в библиотеке не было вообще ни одного компьютера. Первый компьютер, оснащенный программой речевого доступа к экранной информации, появился в 1997 году, и на тот день у нас в Омской области не было ни одного незрячего пользователя, умевшего работать на этом компьютере. Даже Владимир Генрихович Шмидт, наш незрячий программист, учился работать на нем. А на сегодняшний день я не ошибусь, если скажу, что незрячих людей владеющих компьютером насчитывается около двух сотен человек.

В 2006 году по областной целевой программе «Дети Омской области» библиотека получила возможность приобрести два компьютера, оснащенных сканером и принтером, что дало возможность в тифлокомпьютерном кабинете организовать два автоматизированных рабочих места, на которых наши читатели могут самостоятельно просмотреть электронные носители информации в помещении библиотеки, работать с базами данных, например, «КонсультантПлюс», получить доступ к плоскопечатным текстам (путем их сканирования и распознавания), осуществлять поиск информации в Интернет.

Пользователи, приходящие в библиотеку, имеют разный уровень компьютерных знаний, поэтому мы предлагаем не только самостоятельную работу с базами или в сети, но и поиск информации с библиотекарем-консультантом.

Незрячие пользователи обеспечиваются, по возможности, специальными и обучающими программами, а также программами, необходимыми им для работы на домашнем ПК. Оказываются консультации по телефону пользователям, у которых в процессе работы дома возникают вопросы по работе с компьютером.

Компьютеры в тифлокомпьютерном кабинете оснащены программой экранного доступа Jaws for Windows (программа коммерческая) и бесплатной программой NVDA.

Брайлевского дисплея на сегодняшний день в библиотеке нет.

Есть у нас брайлевский принтер «Index Everest», на котором мы можем распечатать небольшой объем материалов. При помощи этого принтера мы занимаемся малотиражным изданием книг. В 2011 году нами был распечатан рельефно-точечным шрифтом маленький сборник стихов нашей читательницы Л. Кабановой «Колечко» в количестве 5 экземпляров и один экземпляр сборника стихов А. Кутилова.

Проблема в том, что наш принтер работает только из-под операционной системы DOS, на сегодня он морально и технически устарел. Библиотека остро нуждается в новом брайлевском принтере, который мы должны приобрести в этом году благодаря долгосрочной целевой программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Многие специальные библиотеки давно уже имеют в своей структуре небольшой тифлоиздательский центр со студией звукозаписи, который позволяет расширить ассортимент предоставляемых пользователям информационных продуктов и услуг. Хорошо бы и в нашей библиотеке иметь такой центр, который обеспечит оперативное репродуцирование местных документов, сделает для незрячих пользователей более доступной краеведческую литературу, путем издания её рельефно-точечным шрифтом и записью «говорящих» книг в цифровом формате.
Обеспечение инвалидам по зрению равного, свободного и самостоятельного доступа к информации рассматривается нашей библиотекой как важнейшая социальная задача, как фактор реабилитации и интеграции людей с ограничениями зрения в обществе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной...
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» icon3. основные характеристики наблюдаемых случайностей
И детерминированность наблюдений. Случайность "истинная" и моделируемая, детерминированный хаос. Компьютерные системы пользователя...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» icon«Чтение как один из факторов формирования мировоззрения индивида»...

«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconРефератов по дисциплине «афв лиц с нарушением зрения»
Примерная тематика рефератов по дисциплине «афв лиц с нарушением зрения» для студентов 3 курса профиль подготовки «Адаптивное физическое...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconЛитература. Приложение
Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления личности
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconРеферат по дисциплине «Экологические риски» на тему «Исследование...
«Исследование возможных опасных и вредных факторов при эксплуатации ЭВМ и их влияния на пользователей»
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconРусская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская...
Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconУчёт затрат по видам и местам их формирования
При грамотном подходе к решению этого вопроса возможно достижение предприятием значительных выгод, как с точки зрения налогообложения,...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconМетодические рекомендации по вопросам информационной безопасности...
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» icon2013-2014 уч год. Здоровое питание – один из важных факторов, оказывающих...
Еспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний....
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconВ инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения
Здесь мы ограничимся обсуждением проблем и путей их преодоления, характерных для студентов с глубоким нарушением зрения на факультете...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconНаправление проектная деятельность «Путь к грамотности»
Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности,...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconФормирование информационной компетентности пользователей гуманитарного вуза
Как считают исследователи, плохое руководство и низкая производительность возможны и при наличии наилучших и новейших информационных...
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconДоклад на тему: «Самостоятельная работа как один из методов формирования...
«Самостоятельная работа как один из методов формирования личностных и метапредметных результатов»
«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения» iconТема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности»
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск