Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе»





Скачать 42.31 Kb.
НазваниеПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе»
Дата публикации08.10.2014
Размер42.31 Kb.
ТипУчебно-тематический план
100-bal.ru > Информатика > Учебно-тематический план
О. А. Савельева

ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Методика формирования информационной грамотности в начальной школе» (72 час.) для учителей информатики и начальных классов.

Цель: сформировать у слушателей уровень информационной грамотности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования для последующей реализации методики формирования информационной грамотности у учащихся [5].

Учебно-тематический план курса содержит следующие основные разделы:

  1. Организационно-педагогические условия формирования информационной грамотности в информационно-образовательной среде начальной школы

  2. Методика формирования информационной грамотности у учащихся начальной школы

Спецификой курса является его практико-ориентированная направленность с опорой на ФГОС начального общего образования, а также обеспечение условий для подготовки ИКТ-активного педагога, умеющего организовать свою профессиональную деятельность в информационно-образовательной среде [1].

В рамках освоения материала первого раздела слушатели курса выполняют индивидуальные практические и самостоятельные работы, связанные с анализом организационно-педагогических условий и ресурсов для реализации ФГОС начального общего образования:

  • информационно-образовательной среды школы: компонентный состав и организационная схема;

  • современные средства ИКТ и их применение в школе;

  • цифровых образовательных ресурсов по информатике для начальной школы [2];

  • сетевых образовательных сервисов и педагогических сообществ для учителей начальной школы;

  • собственного педагогического опыта использования электронных образовательных ресурсов для организации урочной и внеурочной деятельности.

В результате освоения первого раздела слушатели проводят самоанализ: а) сформированности информационной грамотности, в т.ч. умений: встраивать ИКТ-технологии и цифровые образовательные ресурсы в учебный процесс начальной школы, работать с сетевыми образовательными сервисами; б) готовности использовать ИКТ-средства и ресурсы информационно-образовательной среды начального образования в своей профессиональной деятельности.

Содержание второго раздела направлено на освоение методики формирования информационной грамотности у учащихся начальной школы на имеющейся в школе основной образовательной программы начального общего образования, в том числе:

  • анализ ее структуры и содержания в контексте формирования информационной грамотности у учащихся;

  • проектирование планируемых результатов формирования информационной грамотности по обязательным предметным областям ФГОС начального общего образования;

  • знакомство с методиками и технологиями использования цифровых образовательных ресурсов и сервисов в различных предметных областях (анализ УМК, сайтов издательств, методических и авторских мастерских) [6, 7];

  • моделирование приемов формирования межпредметной и метапредметной составляющей информационной грамотности в начальной школе.

В рамках курса особое внимание уделяется вопросам использования:

а) дистанционных образовательных технологий, которые занимают значимое место среди современных ИКТ-технологий и активно используются в практике образования.

б) оборудования из специализированного программно-технического комплекса ученика с ограниченными возможностями здоровья, поставляемого для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

Использование дистанционных образовательных технологий открывает большие возможности для организации сетевой проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Обсуждаются возможности использования цифрового оборудования (микроскоп, датчики для проведения естественно-научных экспериментов, конструкторы и др.) для организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы [3, 4].

Завершается курс защитой итогового практико-значимого проекта, содержащего методическую разработку одного урока информатики и одного урока по выбранной теме (из предметных областей ФГОС начального общего образования), с демонстрацией компьютерной презентации и фрагментов используемых учебно-методических материалов в контексте формирования информационной грамотности у учащихся.

Список литературы

  1. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: метод. пособие / М.С. Цветкова, Г.Э. Курис. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.

  2. Информационная активность педагогов: метод. пособие / М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Кузьмина Л.В., Савельева О.А., Использование дистанционных образовательных технологий на уроках химии и биологии / Сборник научных трудов «Развитие общеобразовательного курса информатики в контексте современной информационной цивилизации». – Карачаевск: КЧГУ, 2013. – 228 с.

  4. Савельева О.А., Развитие ИКТ-компетентности работников образования в условиях реализации дистанционного обучения детей-инвалидов в Московской области / Сборник научных трудов «Развитие общеобразовательного курса информатики в контексте современной информационной цивилизации». – Карачаевск: КЧГУ, 2013. – 228 с.

  5. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 27.12.2013)

  6. Учебно-методические комплекты издательства БИНОМ [Электронный ресурс]. – URL: http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/ (дата обращения 13.01.2014)

  7. Авторская мастерская Н.В.Матвеевой [Электронный ресурс]. – URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/ (дата обращения 13.01.2014)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconМетодика формирования готовности учащихся начальной школы к применению...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconАнализ информатизации образования в начале учебного год
Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования информационной и коммуникационной технологии
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»
Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconСложение и вычитание многозначных чисел. Кодирование информации
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconМоя Родина-Республика Марий Эл. Способы организации информации
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconУрок по типу является уроком комплексного применения знаний, по форме
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Повышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной грамотности в начальной школе» iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск