Скачать 194.87 Kb.
|
Модуль 2. Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 2.1 Тема: Обзор нормативных документов в Интернете для системы общего образования. Открытые сетевые образовательные сервисы Задание для итоговой работы: Регламент работы (порядок действий) в виде текстового документа (файла). Регистрация в педагогическом сообществе. Выполнила: Модебадзе Анна Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ ООШ № 5 им. А.И. Деревянчука, г. Кандалакша, Мурманской области. Порядок регистрации в педагогическом сообществе:
Регистрация и начало работы в сетевых образовательных сообществах портала «Открытый класс»
Чтобы найти сообщество в Открытом классе необходимо:
Перечень сайтов, которые может использовать в своей профессиональной деятельности учитель начальных классов 1 1. http://edu.ru Федеральный портал «Российское образование» Государственные образовательные стандарты, федеральный перечень учебников на текущий учебный год, учебно-методические материалы, информация о конкурсе «Учитель года», других мероприятиях. Возможность отбора информации: по предметному разделу, по уровню образования, по типу ресурса, по аудитории. 2. http://www.ed.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию 3. http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам В разделе Библиотека представлено более 17 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, вузах и школах России. В Каталоге хранится более 40 000 описаний образовательных интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Новости образования. 4. http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал Новости образования. Образовательное законодательство. Коллекции исторических документов, музыкальных фрагментов, произведений мировой художественной культуры. Статьи педагогов. Конструктор образовательных сайтов. Форумы и консультации специалистов в области образования. 5. http://edu.of.ru/profil Информация о проекте «Информатизация системы образования». Каталог бесплатного программного обеспечения (в том числе программы для создания тестов). Методические материалы и интернет-семинары. 6. http://www.ict.edu.ru/ Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» На сайте представлены следующие разделы: Новости (официальные новости, анонсы конференций и семинаров, новые технологии, новости портала); Библиотека (учебные и методические материалы со средствами поиска и навигации); Книги (описания печатных изданий по информационным технологиям); Интернет-ресурсы (ссылки на ресурсы по информационным технологиям); Организации (информация об университетах, факультетах, кафедрах, специализированных организациях); Персоналии (сведения о специалистах, работающих по тематике портала); Конференции (материалы конференций по тематике портала; афиша конференций, семинаров, выставок в области ИКТ и их применения в образовании). 7. http://www.ug.ru/ Учительская газета Статьи текущего номера и архив газеты. 8. http://nsc.1september.ru/ Газета «Начальная школа». Приложение к газете «1 сентября» Сайт для учителей «Я иду на урок» Методические и дидактические материалы, архив газеты. 9. http://shepelev.ru/image.php?site=6 Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 10. http://www.school2100.ru/magazine/magazine_mail.html Журнал «Начальная школа плюс ДО и после» 11. http://www.zankov.ru Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова 12. http://www.school2100.ru Образовательная система «Школа 2100» 13. http://www.centr-ro.ru Методический центр РО (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) 14. http://www.lessons.irk.ru Нестандартные уроки 15. http://www.botik.ru Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия» 16. http://www.intergu.ru Интернет-государство учителей 17. http://www.km.ru Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: энциклопедии, словари, книги, on-line игры. 18. http://vio.fio.ru Журнал «Вопросы Интернет-образования» Материалы по информатизации системы образования, формировании информационной культуры. 19. http://www.ipo.spb.ru/journal/ Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» В журнале представлены рубрики «Стандарты и концепции», «Предметное обучение», «Сценарии уроков», «Школа современного программирования», «Интернет», «Технологическое образование», «Информационное пространство», «Музей занимательной науки», «И в шутку и всерьез». 20. http://www.infojournal.ru/ Журнал «Информатика и образование» Статьи журнала объединены по рубрикам: «Методика», «Педагогические измерения и тесты», «Педагогический опыт», «Задачи», «ИКТ в образовании», «ИКТ в предметной области», «Информатика в начальной школе», «Теория и практика информатизации образования». 21. http://pedsovet.org Всероссийский интернет-педсовет Календарь мероприятий для учителей. Новости педагогики. Медиатека (статьи, программы, сценарии уроков). Форумы. 22. http://ito.edu.ru/ Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» 23. http://festival.1september.ru/subjects/15/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Начальная школа Материалы фестивалей 2003-2008 годов. Более 150 статей и конспектов уроков. 24. http://portfolio.1september.ru/ Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся Архив материалов фестиваля (презентации, сайты, анимационные фильмы, видеоролики, пособия, игры, обучающие программы, творческие портфолио). Информация для участников следующего фестиваля. 25. http://www.it-n.ru/ Портал «Сеть творческих учителей» Более 4000 конспектов, презентаций, методических разработок, проектов, работает виртуальная экспозиция-мастерская мультимедийных уроков и занятий. В библиотеке представлен раздел «Внеклассная работа». Помощь начинающим компьютеризацию педагогам по любым вопросам. 26. http://www.botik.ru/~robot/ Сайт негосударственного образовательного учреждения «Роботландия» Информация о сетевом Роботландском университете, программно-методических продуктах «Роботландии». 27. http://www.kidlink.org/russian/general/intro.html Сайт о проектной деятельности школьников Международные телекоммуникационные проекты, в которых можно принять участие. Значительная часть материалов в настоящее время не представлена на русском языке. 28. http://www.isn.ru/ Российская сеть информационного общества Рубрики «Развитие информационного общества», «Экономика и Интернет», «Право и Интернет», «Дистанционное образование», «Философия, социология, психология Интернет», «Политика и Интернет». 29. http://teacher.fio.ru/ Сетевое объединение методистов Статьи по вопросам дидактики и методики, сценарии уроков, интернет-конкурсы, информация о книжных новинках. Для предметников и учителей начальной школы. 30. http://www.freesoft.ru Огромный банк свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе тестирующие программы, электронные игровые калькуляторы и т.д. Перед использованием необходимо тестировать и проверять на соответствие санитарно-гигиеническим и эргономическим требованиям. 31. http://www.annik-bgpu.km.ru Сайт «Математика в начальной школе» Статьи, конспекты уроков, задачник, биографии, дидактические игры. 32. http://www.ptici.net Сайт «Птицы России» Информация о птицах нашей страны: описания, фотографии, голоса. 33. http://www.kindergenii.ru Сайт «Веселые обучалки и развивалки» Развивающие игры, считалки и скороговорки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Научно-популярные статьи для родителей и педагогов. 34. http://www.nachalka.com/ Творческая площадка для учителей, помощь в создании тестов и блогов, конкурсы. Статьи о безопасности детей в Интернете. Развивающие игры, детский поисковик. 35. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. 36. http://www.zavuch.info/ В разделе Методичка собрана большая коллекция конспектов уроков для учителей начальной школы. 37. http://algkool.blogspot.com/ Виртуальный клуб для учителей начальной школы. Хорошая возможность для обмена опытом и получения консультаций коллег. 38. http://vneklassa.narod.ru/ Внеклассные мероприятия для начальной школы. 39. http://www.gramota.ru/ Все о русском языке. Словари и консультации. Игры, учебники и тесты. 40. http://www.cofe.ru/read-ka/ Детский сказочный журнал «Почитайка» Стихи и проза юных авторов. Интересные научные факты, случаи из биографий знаменитых ученых. Конкурсы детского творчества. 41. http://stranamasterov.ru/ Сайт поможет детям своими руками создать оригинальные и красивые подарки к праздникам, развить свои творческие способности и воображение. Вопросы и задания, конкурсы и сказки для младших школьников. Сетевая культура педагога. Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества. Е.Д. Патаракин определяет сетевое сообщество как группу людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Активное использование информационных технологий для целей образования привело к появлению сетевых сообществ двух типов: профессиональных сообществ педагогов (для решения профессиональных затруднений и профессионально значимого общения) и сетевых педагогических сообществ. В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, учащиеся, родители и др. субъекты педагогического процесса. Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет. Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий. Следует признать однако, что процесс создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности образовательного характера в сети Интернет мало изучен в современной педагогике, существующая практика требует теоретического осмысления. Активному участию учителей в работе сетевых сообществ препятствуют: · отсутствие постоянного доступа к сети Интернет; · отсутствие опыта общения в сети Интернет; · низкий уровень компьютерной грамотности педагогов; · занятость, отсутствие свободного времени; · субъект-объектная педагогическая позиция; · отсутствие желания работать в сетевом сообществе. Таким образом, в деятельности сетевых педагогических сообществ объективно существуют следующие проблемы: 1) сетевой мир общения подростков и юношества со своими правилами, особенностями речи, образующими особую субкультуру сети, является для многих педагогов terrа inсognita; традиционные педагогические приемы не всегда эффективно «работают» в сетевом пространстве; 2) в чисто техническом владении информационно-коммуникационными технологиями дети и подростки опережают своих наставников. Выходом из создавшейся ситуации в активном вовлечении взрослых - учителей, психологов и других работников образования - в мир сетевого общения с учащимися для передачи в контексте совместной деятельности нравственных и этических ценностей традиционной культуры, способов решения проблем, образцов поведения. Без сомнения, эту задачу призваны решать в первую очередь методические службы; система повышения квалификации работников образования должна обеспечить процесс подготовки учителя к дистанционному обучению, профессиональному общению и сотрудничеству в рамках сетевого педагогического сообщества. Нельзя не согласиться с тем, что в системе дополнительного профессионального образования в дистанционном сопровождении нуждается не только процесс повышения квалификации, но и профессиональные инициативы педагога: проектная, исследовательская практика. Следовательно, важнейшей задачей системы дополнительного образования становится поиск, разработка и апробация оптимальных форм дистанционного взаимодействия с педагогом. Таким образом, информатизация образования направлена на обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых ин формационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, сохраняющих традиционные ценности отечественного образования. В этом смысле использование современных информационно-коммуникационных технологий открывает принципиально новые возможности для отечественной системы образования и интеграции в информационное общество индивидов при условии преодоления негативных аспектов сетевого межличностного общения посредством использования различных форм взаимодействия меж ду участниками образовательного процесса и профессионального общения, наиболее эффективным из которых мы считаем сетевое диалоговое взаимодействие. Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами педагогического процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для системы образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Его результатом является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения. Важнейшим условием осуществления диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является готовность педагогов к такому взаимодействию, которая может быть сформирована в рамках региональной системы повышения квалификации. С этой целью нами была разработана модель подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах, включающая следующие компоненты: · на мотивационном уровне - формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания, отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы, в том числе и за счет информирования педагогов о деятельности сетевых педагогических сообществ; · на информационном уровне - подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в системе повышения квалификации работников образования в различных формах: - курсовая подготовка на базе учреждения дополнительного профессионального образования; - создание региональной системы подготовки тьюторов (ИКТ-поддержка педагогов); - индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе; · на практически-действенном уровне - методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых профессиональных сообществ, включающая следующие направления деятельности: - проведение региональных телекоммуникационных проектов для педагогов; - координация деятельности школьных команд в рамках региональных телекоммуникационных проектов; - подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях. В качестве основного критерия результативности осуществления сетевого диалогового взаимодействия было определено создание и активное функционирование сетевых педагогических сообществ, стимулирующих инициативность педагогов и способствующих повышению их профессиональной компетентности. Были также сформулированы следующие показатели готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах: - положительная мотивация педагогов к участию в общении и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах; - базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, включая знание им основных каналов сетевой коммуникации; - наличие знаний о правилах сетевого взаимодействия (сетевого этикета); - сформированность умений и навыков диалогового взаимодействия для общения и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах с использованием социальных сервисов сети Интернет. Для оценки каждого показателя использовались различные методы диагностирования (см. табл. 1): Таблица 1. Диагностика результативности осуществления сетевого диалогового взаимодействия
Модель подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах основана на учете личностных, возрастных и ментальных особенностей участников взаимодействия, предусматривает выбор специфического содержания и определенных форм организации образовательного процесса (см. рис. 1): Показателем результативности функционирования модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах можно считать повышение результативности обучения в процессе дистанционного повышения квалификации с использованием информационно-коммуникационных технологий и продуктивности сетевого профессионального общения.
Рис. 1. Схема модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах Участие ИКТ-активных педагогов в сетевых мероприятиях различного уровня способствует росту их. Таким образом, реализация на практике продуманной, научно обоснованной модели подготовки способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, развитию навыков коллективной работы, удовлетворению образовательных и духовных потребностей личности, дальнейшему развитию гуманистических ценностных ориентаций педагога, стимулирует их творческую активность. 1 Соколова Т.Е. Персональный компьютер на уроках в начальной школе : Учебно-методическое пособие. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009. – 96 с. – (Информационная культура младшего школьника ; Вып. 8). |