Скачать 432.19 Kb.
|
Методические рекомендации по вопросам информационной безопасности детей в МБ ОУ Мадаевской СОШ Введение Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка). Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Наша задача сегодня - обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются. Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет? Прежде всего можно выделить следующие: суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью; сайты-форумы потенциальных самоубийц; наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе" употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья"; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм; сайты порнографической направленности; сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает" коммуникативные навыки подростка; секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли" и повлиять на взгляды на мир. Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет- зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр). Для преодоления негативного воздействия сети Интернет на детей, в образовательном учреждении должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Образовательному учреждению необходимо выработать единую стратегию безопасности совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся. Обучение педагогических работников может проводиться в форме семинаров, мастер - классов, круглых столов, в рамках которых должны рассматриваться проблемы информационной безопасности личности в сети Интернет, нежелательный контент и меры борьбы с ним, виды и формы информационно - психологического воздействия и методы защиты от него, правила и нормы сетевого этикета, причины возникновения девиантной формы поведения детей и методы работы по их профилактике и устранению. Необходимую информацию можно найти на сайтах: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасность» (http://sos-ru.info) ,«Безопасный Интернет» (http://www.saferinternet.ru) и т.д. Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (1-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры должно осуществляться не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, права, ОБЖ и т.д.), а также и во внеурочной деятельности. Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения. Формы работы с родителями могут быть разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами, семинарские занятия. Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения. Мероприятия безопасного Интернета проводятся в целях привлечения внимания к проблеме безопасности детей и взрослых в сети Интернет. Примерный план-график мероприятий
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ Проведение компьютерной игры для младших школьников В рамках классного часа обучающимся 1-4 классов целесообразно предложить компьютерную игру о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес», где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей. Буклет "Дети в Интернете: кто предупрежден, тот вооружен»" для учеников 5-7кл. Целью является формирование у обучающихся четкого представления о правилах поведения в сети Интернет. Проведение родительского собрания Родительские собрания целесообразно проводить по ступеням возрастного развития обучающихся (начальная ступень образования, основная ступень образования, старшая ступень образования). В начале родительского собрания целесообразно провести анонимное анкетирование, которое позволит выявить отношение родительской общественности к внедрению в образовательный процесс ИКТ. По результатам анкетирования будет определена дальнейшая стратегия работы ОУ по безопасности детей в сети Интернет. Примерный перечень вопросов анкетирования в Приложении 1. После анкетирования проводится беседа по проблеме доступа ребенка к сети Интернет, в которой поднимаются наиболее актуальные вопросы. Далее даются рекомендации родителям по работе детей в сети Интернет (с учетом возрастных особенностей) (Приложение 2). Кроме этого при проведении мероприятий данного направления можно использовать материалы размещенные: в начальных классах:
в 5-9 классах рекомендуется использовать материалы, размещённые: на сайте интерактивного курса по Интерент-безопасности (http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu. htm) в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 1114 лет);
в 10-11 классах рекомендуется использовать материалы, размещённые: на сайте интерактивного курса по Интерент-безопасности (http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu. htm) в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 11 - 14 лет);
Дополнительные Интернет ресурсы для проведения классных часов:
Большое значение для эффективности мероприятий по Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу. Полезные ссылки:
В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищённости, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.); № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, сформировать у ребёнка искажённую картину мира и неправильные жизненные установки.) Ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет- угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015). Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс- конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум и т.д. Полезные ссылки:
В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве (см. рекомендации для проведения урока Интернет-безопасности в среднем звене). Необходимо обратить внимание обучающихся на классификацию вредоносных информационных ресурсов:
На уроке необходимо затронуть следующие аспекты: - перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет; - рекомендации по грамотному использованию электронной почты; - технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями. Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет- зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Также рекомендуется рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные "друзья"; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации. Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации. Ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет- угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015) Возможные формы проведения урока в 9-11 классах - лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты. Примерный план-конспект урока на тему «БезОпасный Интернет» приведён в Приложении 3 По итогам проведения уроков проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет»(Приложение 4). Приложение1 Материалы для проведения родительского собрания. Анкета для родителей Уважаемые родители! В школе информационные технологии применяются в различных направлениях: учебная деятельность (урочная и внеклассная), воспитательная (классные часы и различные школьные мероприятия), ИКТ являются основой единого информационного пространства школы (администрация школы, учитель, ученик, родитель) - сайт школы, работа "Электронного журнала", учебно-материальная база школы, цифровые образовательные ресурсы и т.п. В том числе, информационные технологии прочно вошли в деятельность и досуг детей. Просим Вас ответить на несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа. Если Вы выбираете "другое" - не забудьте поставить напротив галочку).
домашнее задание... (пароль доступа индивидуален для каждого пользователя)
Примерный список вопросов, которые планируется обсудить на родительском собрании
|
Классификация угроз. Формализация подхода к обеспечению информационной... ... | Утверждаю Директор школы №22 Сми и других средствах массовой коммуникации. В целях реализации мероприятий информационной безопасности обучающихся на базе мбоу... | ||
Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения... Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с овз в условиях школы-интерната №31 | Методические рекомендации по организации месячникамедиабезопасности... Мешиона от 24. 10. 13 №397-у «О проведении Интрнет-уроков «Имею право знать!», в целях обеспечения информационной безопасности обучающихся,... | ||
Методические рекомендации по проведению Дня медиа-безопасности в... Президент России. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, психического здоровья, человеческого... | Ссылки по вопросам информационной безопасности детей и взрослых Портал «Безопасность наших школ» призван обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности,... | ||
Белый список (ссылки на сайты по вопросам информационной безопасности детей и взрослых) «Безопасность наших школ» призван обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности, здоровьем... | Методические материалы для проведения в организациях основного общего... Рекомендации по проведению уроков и родительских собраний по медиабезопасности школьников, разработанные отделом по обеспечению деятельности... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Администрация алтайского края Порядок подготовки персонала по вопросам информационной безопасности и допуска его к работе 9 | ||
Методические рекомендации по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов защиты Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий... | Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних... Рмации повышается зависимость общества от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых порой зависит... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Методические рекомендации к проведению тематических педагогических... Сохранение психического и физического здоровья детей в оу: педсоветы, круглые столы, семинары | ||
Сведения и показатели результативности инновационной деятельности моу сош №140 за 2007 год Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | Методические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... |