Скачать 0.91 Mb.
|
[Введите название документа] Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание
2.1. Понятия. Цели и задачи проведения уроков и родительских собраний по медиабезопасности с.3 2.2. Нормативная правовая база защиты детей от опасной информации с.5 2.3. Актуальность обеспечения медиабезопасности детей и подростков с.9 2.4. Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни и развития ребенка с.12 2.5. Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве с.24 2.6. Полезные ссылки с.27
4.1. В учреждениях дошкольного образования с.28 4.2. Для учащихся 2 – 4 классов – марафон «Медиабезопасность» с.29 4.3. Занятия с учащимися 5 – 7 классов в формате классных часов с.31 4.4. С учащимися 8 – 9 классов - круглый стол по обсуждению советов корпорации Майкрософт с.32 4.5. Старшеклассники – организаторы мероприятий по медиабезопасности в начальной и основной школе с.35
С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астахов отметил, что для современной России этот закон имеет огромное политическое, общественное и духовно-нравственное значение: "Он создаёт отсутствовавшую до сих пор и остро необходимую обществу правовую основу для защиты семьи и несовершеннолетних от деструктивного влияния информационной среды, охраны психического и нравственного здоровья детей… Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать". 1 октября 2012 года на VI Съезде Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации Павел Астахов заявил: "С 1 января 2013 года мы запускаем Общероссийскую кампанию против насилия и жестокости в СМИ, включающую комплекс мер информационного, обучающего и организационного характера, в том числе направленных на информирование родителей, педагогов, воспитателей, профессионального журналистского сообщества и интернет-сообщества о вреде, причиняемом современными средствами коммуникации психическому развитию". Уполномоченный считает необходимым совершенствовать законодательство в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (в том числе в части распространения его действия на участие детей в публичных зрелищных мероприятиях - телешоу, приемах и пр.). Перспективным является развитие системы обучения несовершеннолетних, их родителей, педагогов и воспитателей основам медиабезопасности. В рамках Плана Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации во всех регионах России в сентябре – декабре 2013г. в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых детей, организациях, осуществляющих социальное обслуживание детей и других организациях, осуществляющих обучение несовершеннолетних, организуется: проведение занятий для детей, их родителей и воспитателей по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности»); обеспечение современными программно-техническими средствами (сетевыми экранами (фильтрами), исключающими доступ обучающихся и воспитанников к ресурсам сети Интернет, несовместимым с задачами воспитания; проведение специальных мероприятий по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних: конкурса детского рассказа и рисунка «Телевизор - мой друг, телевизор – мой враг», конкурса «Открытого письма телевещателям», конкурса детских СМИ; проведение общешкольных тематических родительских собраний «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете». В настоящих методических материалах представлены рекомендации по проведению родительских собраний и уроков по медиабезопасности школьников, разработанные отделом по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также рекомендации по проведению занятий по медиабезопасности с учетом возрастных особенностей учащихся.
О.В. Пристанская, начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка 2.1. Понятия. Цели и задачи проведения уроков и родительских собраний по медиабезопасности. Идея проведения акции по проведению уроков медиабезопасности принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову: «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать». Данная инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 30 мая 2011 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённом вопросам охраны здоровья детей и подростков. Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec 2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006 Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей). Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ). Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи уроков медиабезопасности:
Ожидаемые результаты. В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется:
|
Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089 и примерной программы основного общего образования по... | Утверждаю Директор школы №22 Сми и других средствах массовой коммуникации. В целях реализации мероприятий информационной безопасности обучающихся на базе мбоу... | ||
Методические материалы для проведения в общеобразовательных организациях... Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности класс 8 г, 8м Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | ||
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности... Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности для... Примерная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | Методические рекомендации по вопросам информационной безопасности... Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной... | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10... Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы... | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11... Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы... | ||
Рабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 9 классы Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс... Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего)... | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена... «Основы безопасности жизнедеятельности» за счёт времени вариативной части базисного учебного (приложение к письму Департамента от... | ||
Рабочая программа по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности» Обж для основного общего образования, авторской программы по обж а. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности».... | Программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» Примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного стандарта основного общего... |