Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание





НазваниеМетодические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание
страница1/8
Дата публикации01.07.2014
Размер0.91 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8

[Введите название документа]




Методические материалы

для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности»)
Содержание

  1. Введение ……………………………………………….….с. 2

  2. Рекомендации по проведению уроков и родительских собраний по медиабезопасности школьников, разработанные отделом по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

2.1. Понятия. Цели и задачи проведения уроков и родительских собраний по медиабезопасности с.3

2.2. Нормативная правовая база защиты детей от опасной информации с.5

2.3. Актуальность обеспечения медиабезопасности детей и подростков с.9

2.4. Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни и развития ребенка с.12

2.5. Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве с.24

2.6. Полезные ссылки с.27

  1. Ссылки на видео-выступления П.А.Астахова по медиабезопасности детей с. 28

  2. Рекомендации для проведения занятий с детьми и родительских собраний по медиабезопасности с учетом возрастных особенностей с.28……………………………………………………………

4.1. В учреждениях дошкольного образования с.28

4.2. Для учащихся 2 – 4 классов – марафон «Медиабезопасность» с.29

4.3. Занятия с учащимися 5 – 7 классов в формате классных часов с.31

4.4. С учащимися 8 – 9 классов - круглый стол по обсуждению советов корпорации Майкрософт с.32

4.5. Старшеклассники – организаторы мероприятий по медиабезопасности в начальной и основной школе с.35

  1. Советы родителям «Как помочь вашим детям более безопасно пользоваться сайтами социальных сетей?» с.36

  2. Обучение детей основам безопасности при работе с Интернетом с.38

  3. Советы по медиабезопасности от сотовой компании «Мегафон» с.41




  1. Введение

С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А.Астахов отметил, что для современной России этот закон имеет огромное политическое, общественное и духовно-нравственное значение: "Он создаёт отсутствовавшую до сих пор и остро необходимую обществу правовую основу для защиты семьи и несовершеннолетних от деструктивного влияния информационной среды, охраны психического и нравственного здоровья детей… Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать".

1 октября 2012 года на VI Съезде Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации Павел Астахов заявил: "С 1 января 2013 года мы запускаем Общероссийскую кампанию против насилия и жестокости в СМИ, включающую комплекс мер информационного, обучающего и организационного характера, в том числе направленных на информирование родителей, педагогов, воспитателей, профессионального журналистского сообщества и интернет-сообщества о вреде, причиняемом современными средствами коммуникации психическому развитию". Уполномоченный считает необходимым совершенствовать законодательство в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (в том числе в части распространения его действия на участие детей в публичных зрелищных мероприятиях - телешоу, приемах и пр.). Перспективным является развитие системы обучения несовершеннолетних, их родителей, педагогов и воспитателей основам медиабезопасности.

В рамках Плана Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации во всех регионах России в сентябре – декабре 2013г. в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях,  осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых детей, организациях, осуществляющих социальное обслуживание детей и других организациях, осуществляющих обучение несовершеннолетних, организуется: проведение занятий для детей, их родителей и воспитателей по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности»); обеспечение современными программно-техническими средствами (сетевыми экранами (фильтрами), исключающими доступ обучающихся и воспитанников к ресурсам сети Интернет, несовместимым с задачами воспитания; проведение специальных мероприятий по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних: конкурса детского рассказа и рисунка «Телевизор - мой друг, телевизор – мой враг», конкурса «Открытого письма телевещателям», конкурса  детских СМИ; проведение общешкольных тематических родительских собраний «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете».

В настоящих методических материалах представлены рекомендации по проведению родительских собраний и уроков по медиабезопасности школьников, разработанные отделом по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также рекомендации по проведению занятий по медиабезопасности с учетом возрастных особенностей учащихся.

  1. Рекомендации по проведению уроков и родительских собраний по медиабезопасности школьников

О.В. Пристанская, начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

2.1. Понятия. Цели и задачи проведения уроков и родительских собраний по медиабезопасности.

Идея проведения акции по проведению уроков медиабезопасности принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову: «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать». Данная инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 30 мая 2011 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвящённом вопросам охраны здоровья детей и подростков.

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec 2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).

Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи уроков медиабезопасности:

  1. информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

  2. информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

  3. ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

  4. обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  5. профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

  6. предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты.

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

  • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.



    1. Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется:

  • нормами международного права — ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует), Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп); Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007); Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: № R (89) 7 — относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), № R (97) 19 — о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), Рекомендация Rec (2001) 8 – в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), №  Rec (2003) 9 – о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (20.12.2006); Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (03.04.2008); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008); Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089 и примерной программы основного общего образования по...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconУтверждаю Директор школы №22
Сми и других средствах массовой коммуникации. В целях реализации мероприятий информационной безопасности обучающихся на базе мбоу...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconМетодические материалы для проведения в общеобразовательных организациях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности класс 8 г, 8м
Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности...
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconПримерная программа по основам безопасности жизнедеятельности для...
Примерная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconМетодические рекомендации по вопросам информационной безопасности...
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 9 классы
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс...
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего)...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена...
«Основы безопасности жизнедеятельности» за счёт времени вариативной части базисного учебного (приложение к письму Департамента от...
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconРабочая программа по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности»
Обж для основного общего образования, авторской программы по обж а. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности»....
Методические материалы для проведения в организациях основного общего образования мероприятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») Содержание iconПрограмма по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного стандарта основного общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск