Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,





Скачать 350.61 Kb.
НазваниеРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
страница1/2
Дата публикации07.10.2014
Размер350.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования и методических рекомендациях по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счёт времени вариативной части базисного учебного (приложение к письму Департамента от 27 апреля 2007 года № 03-898)

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.     
   Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об образовании", "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об экологической безопасности", "О борьбе с терроризмом", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О гражданской обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащего", "Об альтернативной гражданской службе", основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.     
    Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
     
     Общими задачами выступают:
     
     - вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
     
     - развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;
     
     - повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
     
     - формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
     
     - формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
     
     - совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
   Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

В современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования и выделением дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального (национально-регионального) компонента с 5 по 7, в 9 классах по 0,5 часа в неделю.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

          
      Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования использован учебно-методический комплект по "Основам безопасности жизнедеятельности" для основного общего образования (авторы В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.Н.Вангородский и др., изд-во "Дрофа") и учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, изд-во "Астрель").
     


Содержание учебной дисциплины


Тематические линии

Содержание тематических линий

1

2


Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни


Основы здорового образа жизни

Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена и здоровье. Основные понятия о личной гигиене. Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Гигиена и культура питания. Режим труда и отдыха. Основные принципы и содержание режима дня подростков. Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья человека. Достижение эмоционального благополучия.

Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных привычек. Профилактика табакокурения. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье учащихся. Профилактика наркомании и токсикомании. Опасные ситуации, связанные с суицидами (самоубийствами). Профилактика суицидов

Безопасность в бытовой (городской) среде

Безопасность в населенном пункте. Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности. Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, "Скорая помощь", Служба спасения, коммунальные и другие службы). Правила вызова служб безопасности.

Безопасное участие в дорожном движении. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны, пешеходов и групп детей. Правила безопасного поведения велосипедиста на улицах и дорогах.

Безопасность на транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Основные правила безопасности на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения на метрополитене. Причины опасных и аварийных ситуаций на метрополитене. Зоны опасности в метро. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях.

Безопасность в быту. Источники опасности в быту и их характеристика. Правила безопасного поведения при пользовании бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа. Правила безопасного поведения при обращении с электрическими и электронными приборами в быту. Правила безопасности при просмотре телепередач. Затопление жилища. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. Правила безопасного поведения при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Правила безопасного поведения с животными в городе

Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре

Понятие о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. Причины возникновения пожаров и их последствия. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. Условия процесса горения. Группы возгораемости веществ и материалов. Стадии развития пожара. Условия, способствующие распространению пожаров. Правила пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. Пожары и паника. Правила безопасного поведения при панике во время пожара. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты)

Безопасность в природной среде

Безопасность при вынужденном автономном существовании.
Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств и попавших в экстремальные условия на природе.

Определение направления выхода. Способы ориентирования на местности. Правила оборудования временного жилища. Правила и способы добывания огня. Правила обеспечения водой и питанием. Правила поиска и сбора растительной пищи. Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования и способы их подачи.

Безопасность на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасности поведения на водоемах летом и зимой. Правила переправы по льду водоемов. Помощь терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на льду. Основные и подручные спасательные средства на воде. Правила пользования ими.

Безопасность при смене климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата, к условиям горной местности, к условиям Севера

Безопасность в социальной среде

Безопасность в криминогенных ситуациях. Понятие и условия личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Общие сведения о зонах криминогенной опасности. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме (квартире), на улице. Правила профилактики личной безопасности в опасных ситуациях криминогенного характера: в общественных местах и в общественном транспорте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила безопасного поведения в местах массового скопления людей.

Внешние и внутренние признаки людей, способных совершать преступные действия. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Правила поведения при встрече с хулиганами. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом в отношении несовершеннолетних.

Безопасность при террористических актах. Понятие о терроризме. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывоопасного предмета. Правила безопасного поведения при захвате в заложники. Правила безопасного поведения при освобождении заложников сотрудниками спецслужб


Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях


Безопасность в чрезвычайных

Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера.

ситуациях

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Понятие о землетрясениях и их характеристика. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время землетрясения и после него.

Понятие о вулкане и его характеристики. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время извержения и после него.

Понятие об оползнях, селях, обвалах, лавинах и их характеристика. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, во время и после схода. Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

Понятие о наводнении и его характеристика. Меры по снижению потерь от последствий наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений. Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств для эвакуации.

Понятие о цунами и их характеристика. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушения лесного пожара в лесу.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения во время пожаров на промышленных объектах.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Правила безопасного поведения при авариях на радиационно-опасных объектах. Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.

Транспортные аварии. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при авариях на железнодорожном транспорте.

Правила безопасного поведения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна.

Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения авиапассажиров при аварийных ситуациях на авиационном транспорте
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности...
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 11...
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс...
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего)...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности класс 8 г, 8м
Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана...
Беспалова Степана Борисовича, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности первой квалификационной категории
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднее (полное) общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по Основам безопасности...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПояснительная записка. Статус документа
«Основ безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск