Скачать 206.67 Kb.
|
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Озёрская школа» (МБОУ «Средняя общеобразовательная Озёрская школа»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
с. Озёрки Старооскольский городской округ 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ на основе авторской программы А.Т. Смирнова и др. Рабочая программа составлена с учётом особенностей 7 класса, в котором обучаются 21 человек: 1- одарённый,2 - перспективных, 14- владеющих материалом на базовом уровне, 4- слабоуспевающих. Для работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми предусмотрены часы неаудиторной занятости. Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях, - о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства, - о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, - об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, - о здоровом образе жизни, - об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, - о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и своих возможностей. Для реализации целей поставлены следующие задачи:
Рабочая программа вносит следующие изменения в авторскую программу. 1. В связи с тем, что 8марта праздничный день, 2 урока по темам «Эпидемии» и «Эпизоотии и эпифитотии» объединены и проводятся за один урок, 01.03.2014
Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010г.
А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2009.
А.Т Смирнов, Б.О. Хренников и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2008
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2009. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /под редакцией. А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2013. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель, по 1 часу в неделю, всего 35 часов, из них 4 часа – практические занятия:
. Отдельных часов для проведения контрольных, экскурсий рабочей программой не выделяется. Формы организации учебного процесса:
Формы текущего контроля:
Формы итогового контроля:
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и письменный (тест). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ рабочей программы ОБЖ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс)
Различные природные явления и причины их возникновения. Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли, круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Защита населения от последствий землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений; определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны; разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений от воздействия сейсмических волн; организация оповещения населения; обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах; организация аварийно-спасательных работ. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др. Правила безопасного поведения после землетрясения. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов, действующие вулканы, дремлющие и потухшие. Предвестники извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня. Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны - причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь; характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра и его воздействие на окружающую среду. Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы; прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей. Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте, физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека, Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека. Формирование личности подростка при его взаимодействии со взрослыми. Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника. Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость, их значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом РФ (УК РФ-1997 г.).
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать скорую помощь. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССАВ результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать/понимать
уметь
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССАпо основам безопасности жизнедеятельности Для оценки освоения школьниками содержания учебного материала отдельных часов на проведение контрольных работ, проверочных и других письменных работ не выделяется. Письменный контроль предлагается осуществлять в форме тестирований для проверки домашнего задания. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс)
Литература 1.Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. – М: «ВЛАДОС», 2003. 2. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2004 3. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2004 4. Основы РСЧС. Приведение в готовность и защита формирований. Специальная обработка. Эвакуационные мероприятия. /А.Ф. Полтарак, А.Л. Кривошлыков, А.П. Зайцев. – М.: Военные знания, 2000. 5. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М. Просвещение, 2009. 6. Правила пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ-03). – М. Просвещение, 2009. 7. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2008. 8. Рыбин А.Л., Маслов М.В. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл. /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2008. 9. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2007. 10. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов /под общ. ред. Смирнова А. Т. – М.: Просвещение, 2007. 11. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /под редакцией. А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2013. СD-ROM: библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ – 5 – 11 классы. Минобразование РФ. РЦЭМГО «Кирилл и Мефодий», 2003. Оборудование и приборы Бинт марлевый Ватно-марлевые повязки Жгут кровеостанавливающий Индивидуальная аптечка АИ-2 Индивидуальный противохимический пакет Действия населения при авариях и катастрофах. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004. Умей действовать при пожаре. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях. Комплект плакатов. М: Военные знания, 2004. Действия населения при авариях и катастрофах Фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-7 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности класс 8 г, 8м Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | ||
Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089 и примерной программы основного общего образования по... | «согласовано»: «утверждаю» Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | ||
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного... «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного... «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | ||
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | Пояснительная записка Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности... Ю. л воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития... | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее... Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам... | Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы... Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В. Н. Латчуком... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» М.: Просвещение, 2011 в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности... | Пояснительная записка рабочая программа по обж для 7 класса Нормативно-правовые... Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного... |