Пояснительная записка Рабочая программа по ОБЖ для 7 класса
Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа
| Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
Закон Российской Федерации «Об Образовании» (ст.7)
Письмо Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12. 2009 г. №373.
| Программа, по которой работает учитель
| Рабочая программа ориентирована на использование учебника 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2014 год, а также
А.Т. Смирнов. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»5-11 классы. М.: «Просвещение», 2009г
| Структура программы
| Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
| Общая характеристика учебного предмета
| В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
| Учебник по которому работают учащиеся
| - 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2014 год
| Место предмета в учебном плане
| Основы безопасности жизнедеятельности
| Количество часов в неделю по учебному плану
| 1 нас в неделю
| Общее количество часов в соответствии с программой
| 35 часов
| Цели и задачи курса
| 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.
| Планируемые результаты обучения
| Личностными результатами обучения ОБЖ являются: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ являются: 1. В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. 5. В трудовой сфере: • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повсе-дневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и пра-вил их эксплуатации; • умения оказывать первую медицинскую помощь. 6. В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ жизни; • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
| Механизмы формирования ключевых компетенций у учащихся
| Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Формирование учебно-познавательных компетенций через обучение:
- постановке целей и организации её достижения;
- организации планирования, проведения анализа, рефлексии, самооценке своей учебно-познавательной деятельности;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
- постановке познавательных задач и выдвижение гипотезы; использованию элементов вероятностных и статистических методов познания; умению описывать результаты, умению формулировать выводы.
Формирование коммуникативных компетенций через обучение:
- разным видам речевой деятельности (монолог, диалог, выступление);
- способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения.
Формирование информационных компетенций через обучение:
- навыкам работы с различными источниками информации: книгами, журналами, справочниками, энциклопедиями, Интернет;
- самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой информации для разработки памяток.
| Средства обучения
| Средства оказания первой медицинской помощи
Электронное приложение к учебнику - 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2014 год
Таблицы по Гражданской обороне
| Планируемые результаты:
| В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
♦ основные меры по профилактике наркомании.
долженуметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
| Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащиеся должны знать/понимать:
правила безопасного поведения на улицах и дорогах; правила пожарной безопасности и поведения при пожарах; правила безопасного поведения на воде; о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения; правила поведения в криминогенных ситуациях; правила поведения на природе; правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения; об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций; об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни; об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
владеть навыками:
безопасного поведения на дорогах; действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов.
| Форма входного контроля, промежуточного контроля и итоговой аттестации
| тестовые задания
| Дополнительная литература
| Для учителя
ОБЖ Поурочные разработки 7кл. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников.М. Просвещение 2012г.,
Правила дорожного движения для детей/ Авт-сост. Вера Надеждина. – М.: АСТ;
МН.: Харвест, 2006
ОБЖ Тесты. Практические задания. Олимпиады 7-9 кл.: А.В.Клюев.- Легион ; Р-н-Д
Организация преподавания курса ОБЖ в школе. Сборник нормативно- правовых и
учебно-методических материалов. Под ред. Мишина Б.И.; М. «Вентана-Граф» 2008
Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях. Нормативные документы и
акты. Под ред. Павлова О.В. Волгоград, изд. «Учитель» 2006г.
Для обучающихся
Цвилюк А.Г. Азы личной безопасности. – М.: Просвещение, 1997.
Правила дорожного движения для детей. Надеждина В.; М. «Аст» 2006
дополнительная литература:
Азбука дороги, Жук Л. И., Минск, «Красико-Принт», 2009 год
Азы безопасности, Цвилюк Г. Е., Москва, «Просвещение», 1995 год
Выживание, Коледа, С. И., Минск, «Лазурак», 1996 год
Детская энциклопедия «01», Москва, ЗАО «Аргументы и факты», 2003 год
Личная безопасность, Журавлёв И., Смоленск, «Русич», 1997 год
Модульный курс профилактики курения, 5 – 11 классы, Сизанов А. Н., Москва, «Вако», 2004 год
Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс, Гостюшин А. В., Москва, «АСТ», 2002 год
Основы безопасности жизнедеятельности (поурочные планы), 7 класс, Пахмутова О. В., Волгоград, «Корифей» 2006 год.
Основы безопасности жизнедеятельности (тесты), 5 – 11 классы, Соловьёв С. С., Москва, «Дрофа», 2003 год.
Основы безопасности жизнедеятельности (тесты), 5 – 11 классы, Латчук В. Н., Марков В. В., Москва, «Дрофа», «ДИК», 2000 год
Основы безопасности жизнедеятельности, методическое пособие для учителя (7-8 класс), Михайлов Л. А., Снкт-Петербург, «Специальная литература», 1998 год
Основы безопасности жизнедеятельности, сборник методических материалов, Москва, 2003 год
Основы медицинских знаний, Бубнов В. Г., Москва, «АСТ-ЛТД», 1997 год
Первая помощь до приезда врача, Иващук В. В., Владивосток, 2004 год
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности, 7 класс, Попова Л. П., Москва, «ВАКО», 2008 год
Правила дорожного движения для школьников, Дмитрук В. П., Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 год
| Интернет –источники:
| http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности
http://www.uroki.net/
http://www.obzh.ru/
http://www.school-obz.org/
http://www.metodichka.net/
|
№
| Распределение учебного времени
| Общее количество часов
| Тестовые задания
| 1
| Всего часов по учебному плану
| 35
|
| 2
| Количество часов в неделю
| 1
|
| 3
| Запланировано на 1 четверть
| 9
| 1
| 4
| Запланировано на 2 четверть
| 7
| 1
| 5
| Запланировано на 3 четверть
| 10
|
| 6
| Запланировано на 4 четверть
| 8
| 1
| |