Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа
| Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья7)
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр ( в ред. от 30.12.2010г. № 1235-мр)
Учебный план МКУ «Замзорская СОШ» на 2012-2013 учебный год.
Примерная (авторская )программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75-37-0541\11
| Программа, по которой работает учитель
| А.Т. Смирнов. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»1-11 классы. М.: «Просвещение», 2010г
| Учебники, по которым работают учащиеся
| - 5 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2011
- 6 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2009
- 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2011
- 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2011
- 9 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Основы безопасности жизнедеятельности». М. «Просвещение»,2011
| Дополнительная литература
| Для учителя
ОБЖ Поурочные разработки 5-6 кл. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников.М. Просвещение 2012г.,
ОБЖ: 5кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2007 г.
Игровые занятия в курсе «ОБЖ». 5-9 кл.: А.А.Михайлов – М.: Дрофа, 2004. (Библиотека учителя)
ОБЖ. 5-8 класы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Правила дорожного движения для детей/ Авт-сост. Вера Надеждина. – М.: АСТ; МН.: Харвест, 2006
ОБЖ Тесты. Практические задания. Олимпиады 8-9 кл.: А.В.Клюев.- Легион ; Р-н-Д
Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ 6, 9 кл;. В.Н.Латчук, С.К.Миронов. М. Дрофа,2013
Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие Латчук В.Н., Марков В.В.; М. «Дрофа» 2006
Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Методика. Под ред. Антоновой Л.Н.; М. «Айрис-Пресс» 2006
Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. Методическое пособие. Хромов Н.И.; М. «Айрис-Пресс» 2008
Организация преподавания курса ОБЖ в школе. Сборник нормативно- правовых и учебно-методических материалов. Под ред. Мишина Б.И.; М. «Вентана-Граф» 2008
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Уроки и внеклассные мероприятия. Под ред. Шумилова В.В. Волгоград, изд. «Учитель» 2006 г.
Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях. Нормативные документы и акты. Под ред. Павлова О.В. Волгоград, изд. «Учитель» 2006г.
Для обучающихся
Энциклопедия. Я познаю мир. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003
Цвилюк А.Г. Азы личной безопасности. – М.: Просвещение, 1997.
Правила дорожного движения Российской Федерации с цветными иллюстрациями. – М.: Мир Автокниг, 2006
Правила дорожного движения для детей. Надеждина В.; М. «Аст» 2006
Экология: энциклопедия для детей. М.: Аванта 2001
| Интернет –источники:
| http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности
http://www.uroki.net/
http://www.obzh.ru/
http://www.school-obz.org/
http://www.metodichka.net/
| Место предмета в учебном плане
| Основы безопасности жизнедеятельности
| Количество часов в неделю по учебному плану
| 1 нас в неделю
| Общее количество часов в соответствии с программой
| 35 часов
| Цели и задачи курса
| 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.
| Механизмы формирования ключевых компетенций у учащихся
| Формирование учебно-познавательных компетенций через обучение:
- постановке целей и организации её достижения;
- организации планирования, проведения анализа, рефлексии, самооценке своей учебно-познавательной деятельности;
- постановке познавательных задач и выдвижение гипотезы; использованию элементов вероятностных и статистических методов познания; умению описывать результаты, умению формулировать выводы.
Формирование коммуникативных компетенций через обучение:
- разным видам речевой деятельности (монолог, диалог, выступление);
- способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения.
Формирование информационных компетенций через обучение:
- навыкам работы с различными источниками информации: книгами, журналами, справочниками, энциклопедиями, Интернет;
- самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой информации для разработки памяток.
| Средства обучения
| Средства оказания первой медицинской помощи
Таблицы по ОБЖ
Таблицы по Гражданской обороне
| Планируемые результаты:
| В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопас- ности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе- зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
♦ основные меры по профилактике наркомании.
должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их ха- рактерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при воз- никновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила лич- ной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природ- ного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
| Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
| Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
| Форма промежуточной и итоговой аттестации
| Практическая работа, контрольные работы, тестовые задания
|
Тематический план 5 класс
№ раздела, модуля, темы
| Наименование модулей, разделов, тем
| Количество часов
| М-1
| Основы безопасности личности, общества, государства
| 25
| Р-1
| Основы комплексной безопасности
| 18
| Глава 1
| Человек, среда его обитания, безопасность человека
| 6
| Глава 2
| Опасные ситуации техногенного характера
| 7
| Глава3
| Опасные ситуации природного характера
| 3
| Глава 4
| Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
| 2
| Р-3
| Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
| 7
| Глава 5
| Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
| 3
| Глава 6
| Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства
| 4
| М-2
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 10
| Р-4
| Основы здорового образа жизни
| 6
| Глава 7
| Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
| 3
| Глава 8
| Факторы, разрушающие здоровье
| 3
| Р-5
| Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
| 4
| Глава 9
| Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Итоговый тест
| 4
|
|
| Всего часов 35
| Расписание учебного времени
№
| Распределение учебного времени
| Общее количество часов
| Контрольные работы
| Практические работы
| Тестовые задания
| 1
| Всего часов по учебному плану
| 35
| 3
| 2
| 2
| 2
| Количество часов в неделю
| 1
|
|
|
| 3
| Запланировано на 1 четверть
| 9
|
|
| 1
| 4
| Запланировано на 2 четверть
| 7
| 1
|
| 1
| 5
| Запланировано на 3 четверть
| 10
| 1
|
|
| 6
| Запланировано на 4 четверть
| 8
| 1
| 2
|
| |