Скачать 1.78 Mb.
|
Сохранение психического и физического здоровья детей в ОУ: педсоветы, круглые столы, семинары. 14.01.11 14:40 Чумакова И.М. Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа. Составитель: методист ОМЦ ЦОУО ДО Чумакова И.М. Содержание:
Введение В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне. Не случайно, Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья школьников среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни. В России развивается сеть школ, в которых проблемы здоровья учащихся решаются достаточно хорошо. Вместе с тем, даже самые лучшие программы, реализуемые в отдельных школах, не могут существенно повлиять на положение дел со здоровьем учащихся во всей системе образования. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. В системе здоровьесберегающего направления в ОУ обязательными компонентами являются:
– рациональная организация учебного процесса; – оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы; – организация качественного питания; – организация качественного медицинского сопровождения.
Установление соответствия реальных организационных условий перечисленным выше является одним из способов обеспечения качества образования. Педагогический совет системообразующее средство построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ. Реализация декларируемых ценностей здоровьесберегающего образования невозможна без соответствующих организационных структур обеспечивающих управление по данному направлению развития ОУ. Такими структурами управления процессами развития в ОУ являются: педагогический совет, методические объединения, центры здоровья, профессиональные сообщества специалистов по культуре здоровья в ОУ и др. Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ. Педагогический совет это орган, который обладает стратегическим и тактическим началом. Он является важным элементом, направленным на развитие всей школы, определяющим важнейшие проблемы образования и конкретного образовательного учреждения; решение поставленных задач и определение эффективных путей их решения. Одним из методических условий повышения профессиональной компетентности, а следовательно и (успешности) результативности педагогов является выстраивание системы тематических педагогических советов, определяющих направления развития образовательного учреждения по здоровьесбережению. Содержание проблематики педагогических советов, направленных на реализацию здоровьесберегающих программ в ОУ, можно представить такими модулями:
Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается: - освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области; - состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т. д.); - обзор учебно-методического обеспечения; - рекомендации по затронутым проблемам. Общая схема проведения педсовета I. Предварительная подготовка педагогического совета. На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи педагогического совета, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции. II. Оформление и техническое оснащение заседания педагогического совета. III. Ход заседания педагогического совета IV. Формулировка проекта решение педагогического совета. Методы и формы проведения педагогических советов Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются: 1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой); 2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино- телематериалов, компьютерные средства); 3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе). Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет прежде всего публичное собрание, деловое совещание. В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов: - традиционные (авторитарные, догматические); - современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов; - нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями. Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются прежде всего такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста. Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой. Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет-семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения – чтения, конспектирования, а в ходе педсовета – активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы. Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса деятельности школьников. Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др. Педагогический совет-деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры – «мозговая атака». Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются: - осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива; - разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости; - частичное осуществление контроля членами коллектива; - деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме. Педагогический совет-диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) – это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета-диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др. Педагогический совет-консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам. На педагогическом совете-творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет – один из важнейших способов повысить методический уровень учителей. Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку. Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов. Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом – суть педсовета-конференции. Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу – учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри). Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления. По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников). Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы» и включает весь педагогический коллектив. На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики. Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ. Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д. По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д. Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом. Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет. Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития. Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния образовательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой – подводит итоги работы за полугодие. Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний. Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии. Примерные темы педагогических советов и семинаров по здоровьесберегающим программам. Темы педсоветов: - Как построить школу, содействующую здоровью? - Организация здоровьесберегающей и развивающей среды в школе. - Качество образовательной среды как условие оптимального развития личности: проблемы психологической и экологической комфортности. - Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся осознанных знаний и умений по безопасности жизнедеятельности. - Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций. - Выполнение санитарно-гигиенических норм при организации учебного процесса. Соответствие программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса физиолого-гигиеническим требованиям. - Гигиенически рациональная организация учебного процесса. - Использование здоровьесберегающих технологий в нашей школе. - Задача целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью. - Профилактические программы в образовательной среде. Программы по профилактике табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Темы семинаров: - Формирование у детей готовности к соблюдению культуры питания как составляющей здорового образа жизни. - Критические точки в процессе развития школьника, оказывающие особое отрицательное влияние на его здоровье (переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу). - Индивидуализация обучения (как в рамках уровневой, так и профильной дифференциации). - Возрастные психофизиологические особенности школьника. - Участие Психологической службы ОУ в разработке и реализации развивающих образовательных сред. - Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. - Здоровьесбережение и современные педагогические технологии. - Безопасные условия обучения. - Профилактика детского травматизма в образовательных учреждениях. Приложения Из опыта проведения педагогических советов и семинаров в ОУ по проблемам организации образовательного процесса по здоровьесбережению. Приложение 1. Педсовет. ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 464 ЦАО города Москвы Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета (составители: заместитель директор по оздоровительной работе Емельяненко И.Б., педагог-психолог Стрелкова А.В.) Педсовет «Система работы школы по сохранению психического здоровья всех участников образовательного процесса» Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетнее цели и задачи, которые не сводятся только к обученности учащихся, но связывают с понятием «качество жизни», раскрывающими через такие категории, как здоровье, социальное благополучие, защищенность, самореализация. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, позже изменить сложно, а в ряде случаев невозможно Цель деятельности «школы здоровья»: Формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути. Реальная помощь в достижении данной цели возможна при соблюдении определенных условий:
Сохранение психического здоровья невозможно без развития псхологической культуры личности, без минимально необходимого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической грамотности человека является собственно научная пусть элементарная, но истинная осведомленность о фактах или закономерностях, характерезующих субьективный мир человека. Психологическое просвещение педагогов проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности, основным принципом которого является органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Психолого-педагогическое просвещение осуществляется через : выступления на педагогических советах, организацию психолого-педагогических семинаров, организацию круглых столов (по результатам исследования, по проблеме адаптации и др.), тренинги личностного роста, консультирование, аналитическую работу и др. В этой связи рассмотрим методику подготовки и проведения педагогического совета на тему: «Система работы школы по сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса» Цель педсовета: разработать программу развития «Школа - территория здоровья». Задачи:
Участники: администрация, педагоги и сотрудники «школы здоровья №464» Программа подготовки педагогического совета Подготовка к педагогическому совету проводиться в течение 1-2 месяцев творческими группами, состоящими из 3-5 человек. Каждая группа имеет свою исследовательскую программу. Подготовка осуществляется следующим образом. Первый этап. На административном совещании у директора предварительно определяются группы, которые могут оптимально эффективно подготовить материалы к педсовету на основе производственного мониторинга. Второй этап. Заместитель директора по оздоровительной работе, ответственный за организацию и проведение педсовета, проводит предварительные встречи с каждым предполагаемым участником творческих групп, обсуждая их роль в работе по подготовке к педсовету. Третий этап. На общем собрании творческих групп директор школы формулирует цели и задачи исследования, тем самым группы получают определённый статус. Затем на оперативном совещании педагогического коллектива объявляется тема предстоящего песовета, цель, задачи, способы подготовки, состав групп мониторинга. Четвёртый этап. Творческие группы знакомятся с программой исследовательского поля, методом реализации, правилами оформления справки и способами подачи материала на педсовете. Аналитическая деятельность творческих групп: 1-я группа Исследование психологического климата педагогического коллектива Цель исследования: определить уровень отношения педагогов к своему здоровью и степень удовлетворённости своей работой в школе. Задачи исследования:
Тест – тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать» I. Если утром Вам надо встать пораньше, Вы
II. Проснувшись утром, Вы
III. Из чего состоит Ваш обычный завтрак?
IV. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность
V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами
VI . Если Вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее
VII. Надолго ли Вы обычно задерживаетесь после окончания занятий
VIII. Чему Вы обычно посвящаете свое свободное время?
IX. Встреча с друзьями и прием гостей для Вас – это
X. Когда Вы ложитесь спать?
XI. Как вы используете для отдыха свой отпуск?
|
«Информационная безопасность как условие формирования психологического... Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,... | Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по проведению Дня медиа-безопасности в... Президент России. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, психического здоровья, человеческого... | Методические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных... | ||
М. В. Ломоносов первый Урока М. В. Ломоносова" в образовательных учреждениях страны. В связи с этим Рособразование направляет методические рекомендации... | Актуальность проекта Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Публичный доклад управления образования администрации Великоустюгского... Она за 2011-2012 учебный год. Информация адресована руководителям, педагогам образовательных учреждений, родительской общественности,... | Музей истории города Симферополя кру «Универсальная научная библиотека им. И. Франко» «свободных» исследователей) к участию в форме: очных и заочных докладов, проведения презентаций своих проектов, организации круглых... | ||
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов образовательных учреждений. Рекомендации направлены на повышение... | ||
План работы администарции эжвинского района мо го «сыктывкар» на I полугодие 2013 года Организация и проведение круглых столов, деловых встреч, прямых линий по вопросам жизнедеятельности Эжвинского района | Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов... Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи... Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)... | Методические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации... Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий |