Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности»





Скачать 70.36 Kb.
НазваниеТема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности»
Дата публикации30.08.2014
Размер70.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Леонова Марина Олеговна

ГОУ СПО СПЭК

Зав. кафедрой Информационных технологий



Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности»
По мере развития и усложнения средств, методов и форм автоматизации процессов обработки информации повышается зависимость общества от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых порой зависит благополучие, а иногда и жизнь многих людей, поэтому обеспечение безопасности информационной среды напрямую связано с обеспечением национальной безопасности государства.

Но, несмотря на заметный рост российского рынка информационной безопасности, одной из основных проблем остается нехватка квалифицированных специалистов в этой области.

Наш колледж в числе первых начал с 2004 года заниматься подготовкой специалистов в области «Информационной безопасности». За эти годы существенно увеличилось количество российских колледжей и вузов, ведущих подготовку студентов по направлениям информационной безопасности.

Вместе с этим, у всех остается проблема обеспечения по ряду специальных предметов высокого качества учебного процесса, в первую очередь из-за:

  1. Новизны специальности в образовательных заведениях, что влечет отсутствие методических пособий и учебников, в первую очередь из-за быстро развивающихся и изменяющихся информационных технологий. Для отражения современных достижений в области защиты информации необходимо регулярно пересматривать содержание специальных учебных дисциплин. Так как специальность новая, находилась в эксперименте, то соответствующая материальная база для качественного освоения компетенций будущей профессии либо отсутствует, либо недостаточна.

  2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. Дополнительные трудности при подготовке специалистов по защите информации возникают и из-за жесткости существующих требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Практические и лабораторные занятия должны проводиться в специально оборудованных помещениях, с применением современной вычислительной техники. Для обеспечения занятий по циклу дисциплин специализации нужны специальные программно-аппаратные средства, приобретение которых для большинства образовательных заведений просто не представляется возможным. Значительных затрат требует лицензионное программное обеспечение, расходные материалы, доступ в Интернет. При этом невозможно использовать программные средства компьютерных классов колледжа для полноценного изучения систем организационных, аппаратных и программных средств защиты информации.

  3. Специальность имеет некоторые особенности – свою специфику, например, при решении практических ситуаций будущей профессиональной деятельности, нет четких алгоритмов решения, для каждой ситуации свое решение и оно зависит от деятельности предприятия, его статуса, информации циркулирующей на предприятии и конечно что и насколько нужно ее защищать на данном предприятии. Соответственно все предприятия и информация различны, значит, четких алгоритмов решения нет.

  4. Современное общество требует подготовки высокообразованных и компетентных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Одной из основных целей образования является разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Одним из подходов к совершенствованию подготовки специалистов в области информационной безопасности является использование передовых технологий обучения, а именно – широкое использование электронный учебных пособий.

В ситуации острой нехватки качественных учебных пособий и стремительного развития информационных технологий, возникает необходимость в создании учебного пособия на основе перспективных информационных технологий, адаптированного конкретным преподавателем, учитывающего индивидуальные особенности студентов, позволяющего комплексно решать целый ряд задач теоретического и практического обучения.

Одним из вариантом такого пособия являются - мультимедийные электронные учебные пособия по специальной дисциплине специальности, которые представляют собой гипертекст с удобным интерфейсом, позволяющим легко получать доступ к любым частям пособия. Текст насыщается видео и аудио комментариями, дополнительными встроенными программными модулями, позволяющими наглядно воспринимать информацию, легко ее усваивать и закреплять в сознании. После каждого раздела, главы учебного пособия можно проверить степень усвоения знаний выполнением специальных заданий теста. Компьютер оценивает знания студента. Как приложение к мультимедийному учебному пособию возможно использовать любое количество дополнительных материалов, первоисточники, справочную литературу.

Электронные или мультимедийные учеьные пособия должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Серьезной проблемой при использовании мультимедийных методических пособий в области информационной безопасности является создание виртуальных лабораторных практикумов. Трудно представить себе полноценную подготовку специалиста по специальности «Информационная безопасность» без его ознакомления с реальными настройками защиты ОС, сетей и получения навыков работы с ними. Перспективным решением этой проблемы представляется объединение достоинств Web- и JAVA-технологий, с возможностью подключения к ним проектов, разработанных в среде Delphi для реализации таких моделей. Виртуальные лаборатории, разумеется, не являются адекватной заменой реальной лабораторной установки, но могут быть очень полезным инструментом высококачественной подготовки студентов к интенсивному выполнению реальной программы работы при кратковременном пребывании студентов в стенах колледжа. 

Примером такого мультимедийного пособия по специальности «Информационная безопасность» является электронное учебное пособие по дисциплине «Защита информации в автоматизированных системах», разработанное в рамках студенческого научного общества совместно студентами и преподавателями Смоленского промышоленно-экономического колледжа.

Это одна из основных специальных дисциплин специальности «Информационная безопасность». Именно на занятиях по «Защите информации в автоматизированных системах» студенты специальности «Информационная безопасность» получают практические навыки по освоению профессиональных компетенций, а именно они учатся вести администрирование операционных систем и сетей, защищать ОС, сети, программы и данные от негативного воздействия извне.

Весь проект - электронное учебное пособие по дисциплине «Защита информации в автоматизированных системах» состоит из трех его составляющих: Web-ресурса, комплекса программ – эмуляторов (КПЭ) и системы моделирования практических ситуаций (СМПС).

1 компонент: Web-ресурс, предназначенный для работы студентов с материалами электронного учебного пособия при подготовке к занятиям и работы во время уроков, для проведения On-Line тестирования, для изучения администрирования ОС и моделирования сетей.

2 компонент: Комплекс программ – эмуляторов, позволяющий изучать средства администрирования без использования стандартных элементов ОС Windows

3 компонент: Система моделирования практических ситуаций, предназначенная для изучения и освоения студентами профессиональных компетенций по теме «Локальные сети»

Web-ресурс электронного учебного пособия содержит:

материалы лекций, семинаров, практических занятий по каждому из разделов дисциплины, вопросы для экзамена, систему тестового контроля, по окончании работы в которой выдается количество верных и неверных вопросов; предусмотрены off-line консультации: студент может задать вопрос и получить на него консультацию преподавателя; имеется поиск и администрирование сайта: это очень важный раздел, так как уже было сказано, ИТ развиваются очень быстро и то что было значимо сегодня, завтра уже не несет актуальности вопроса, а имея этот раздел преподаватель дисциплины сам может добавлять новые разделы, темы, изменять содержание материала.

Вторым компонентом пособия является Комплекс программ-эмуляторов. Данный компонент содержит 4 программных модуля – эмулятора, каждый из которых предназначен для изучения средств администрирования без использования стандартных элементов ОС Windows по темам: «Консоль ММС», «Аутентификация пользователей», «Аудит событий ОС Windows», «Тестирование сетей».

Третьим компонентом электронного учебного пособия является Система моделирования практических ситуаций (СМПС). Система предназначена для изучения и освоения студентами профессиональных компетенций по теме «Локальные сети».

Система моделирования практических ситуаций имеет следующие режимы работы:

  1. Выбор пользователем практической ситуации по решению задачи моделирования компьютерной сети для учреждений различного типа (3 варианта сети)

  2. Случайный выбор практической ситуации по решению задачи моделирования компьютерной сети для учреждений различного типа

  3. Режим преподавателя с полным доступом к решениям поставленных программой задач

Пользователь решает задачу проектирования телекоммуникационной сети и оснащения компьютерной и орг. техникой заданной организации: крупного предприятия с необходимостью подключения отдельных офисов и удаленного филиала или научно-производственного предприятия или учебного заведения с удаленными корпусами.

Использование электронных методических пособий по специальным дисциплинам специальности «Информационная безопасность» во первых, делает образование более доступным за счет применения инфокоммуникационных технологий и самое главное повышает качество образования, так как использование ЭУП усиливает роль самостоятельного обучения, освоение новых ИТ, использует дополнительные образовательные ресурсы. Что в свою очередь обеспечивает рынок специалистов в области информационной безопасности компетентными, конкурентноспособными, высококвалифицированными работниками.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconНазвание и шифр
Целевая аудитория – выпускники средних общеобразовательных учебных заведений и средних профессиональных учебных заведений, обучающиеся...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconИнститут химии
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе изучения факторов,...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconТема: «Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных...
«Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных проб в школьном «Пресс-центре»
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconМетодическая разработка для преподавателей и обучающихся по практике
Цель: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, формирование...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconМади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе
Эффективная учебная деятельность осуществляется при использовании научно обоснованной организации процесса обучения и способствует...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconМетодическое Объединение «Терапия»
Формирование профессиональных и общих компетенций у студентов по специальности «Лечебное дело»и «Лабораторная диагностика»
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconРабочая программа учебной дисциплины «общая гигиена»
Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconРабочая программа учебной дисциплины «общая гигиена»
Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» icon190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Областная олимпиада студентов средних профессиональных образовательных учреждений Кировской области по специальности
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconДисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» icon1. Методологические основания применения политических технологий в государственном управлении
Целью дисциплины является формирование у студентов компетенций, позволяющих им на основе полученных знаний и развитых профессиональных...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconФормирование общих компетенций в рамках проведения городской олимпиады по дисциплине экономика
В современном образовательном процессе в рамках фгос спо формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный...
Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних профессиональных заведений в области информационной безопасности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск