Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе





Скачать 165.23 Kb.
НазваниеМади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе
Дата публикации13.08.2015
Размер165.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ПРМЕРНЫЙ ВАРИАНТ
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МАДИ)


УТВЕРЖДАЮ



Проректор

по учебной и воспитательной работе

_______________ В.В.Ушаков

«___» 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки 080500 – «Менеджмент»

по специальности 080507 «Менеджмент организации» (МО)


Квалификация (степень) выпускника – дипломированный специалист.

Форма обучения: очная.

Курс (семестр): первый (первый).
Москва 2010

АННОТАЦИЯ
Методология – это учение об организации деятельности. Деятельность бывает репродуктивной и продуктивной. Учебная деятельность всегда является продуктивной, она направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Качество продуктивной деятельности зависит от уровня ее организации. Эффективная учебная деятельность осуществляется при использовании научно обоснованной организации процесса обучения и способствует формированию системы общекультурных, обще-профессиональных и профессиональных специальных компетенций будущего специалиста в области управления.

Организация функциональной системы учебной деятельности достигается за счет:

  • внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия дифференцированных и автономных частей целого, обусловленной его строением;

  • совокупности процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Изучение настоящей учебной дисциплины обеспечивает студентам усвоение теоретических и практических составляющих методологии учебной деятельности, формирование базовых теоретических психолого-педагогических и методологических знаний, а также соответствующих умений, навыков, и компетенций. (В соответствии с Рекомендациями разработчикам образовательных стандартов третьего поколения «компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области»).



1. Цели и задачи дисциплины – единого целостного учебного модуля.
1.1 Целью освоения учебной дисциплины «Методология учебной деятельности» студентами первого курса является формирование:


  • базовых теоретических знаний в области педагогики и психологии личности как субъекта сознательной деятельности в единстве и взаимосвязи основных свойств и качеств личности, а также о целях, средствах и методах самоорганизации, саморегулирования и саморазвития;

  • базовых знаний в области системного анализа и теории управления;

  • компетенций анализа, сравнения, синтеза, системного мышления, моделирования и др.;

  • компетенции проектирования процесса учебной деятельности, направленной на достижение четко сформулированных диагностируемых целей при учете конкретных условий (информационных, временных, интеллектуальных, материально-технических);

  • компетенций рефлексии и саморефлексии;

  • практических знаний и навыков в области методологии учебной деятельности в объеме, достаточном для эффективной организации процессов учения и самообучения;

  • социально-личностных и профессионально важных компетенций толерантности, социального взаимодействия и коммуникативного общения.


1.2 Для реализации поставленной цели в процессе изучения учебной дисциплины «Методология учебной деятельности» решаются следующие задачи:


  • изучаются различные типы организационной культуры;

  • анализируются феномены «обучение» и «учение»;

  • учебная деятельность рассматривается как специфический вид деятельности (выполнение совокупности учебных проектов);

  • обеспечивается усвоение языка учебной дисциплины – ее тезаурус (ключевые слова, относящиеся к психологии личности, педагогике и методологии учебной деятельности;

  • анализируются психолого-педагогические основы учебной деятельности и принципы познания;

  • выделяются основные характеристики и особенности учебной деятельности, обсуждаются модели переработки информации человеком;

  • формируется система знаний о логической структуре деятельности (субъект, объект, предмет, потребности, мотивы, цель, формы, средства, методы, результат и оценка результата);

  • определяются значение и роль контроля (самоконтроля), оценки (самооценки) в структуре учебной деятельности;

  • анализируется проблема учебной мотивации, рассматривается структура мотивационной сферы;

  • анализируются взаимосвязи между мотивацией результата и организацией занятия, мотивационными ориентациями и успешностью учебной деятельности;

  • рассматриваются различные подходы к организации самостоятельной работы;

  • выявляются индивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы;

  • изучаются приемы организации учебной деятельности;

  • формируются основы психологической культуры личности и межличностных отношений в коллективе, необходимые для осуществления успешной учебной деятельности;

  • в процессе поиска, отбора, структурирования и использования информации по психологии и педагогике формируются и развиваются навыки студентов в сфере организации самостоятельной работы при изучении учебной и научной литературы, а также навыки психологического тестирования и самонаблюдения;

  • осуществляется практическая подготовка в сфере методов организации учебной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.



Учебная дисциплина «Методология учебной деятельности» входит в структуру цикла ГСЭ основной образовательной программы. Эта дисциплина логически, содержательно и методически связана со всеми дисциплинами и модулями ООП. В процессе изучения разных модулей ООП компетенции, формирующиеся при овладении методологией учебной деятельности, актуализируются, и их уровень повышается. Постоянное применение сформированных компетенций в качестве эффективного инструментария позволяет обеспечить соответствие между реальным качеством профессиональной подготовки выпускников и предъявляемыми к нему требованиями.

Основным «входным» требованием к предварительной подготовке студентов первого курса является мотивация к изучению дисциплины.
3. Компетенции студентов, формирующиеся в процессе освоения содержания дисциплины (как измеряемый результат изучения дисциплины).
Изучение дисциплины "Методология учебной деятельности" позволяет студентам:

расширить кругозор в области психологии, педагогики и организации деятельности, а также научиться использовать знания, полученные при изучении данного курса, для организации процесса самопознания с целью повышения качества освоения других дисциплин учебного плана, для их организации в систему, для сознательного управления развитием творческих способностей и профессионально ориентированных компетенций.
В результате изучения дисциплины студент должен:
1) иметь представление:

  • о роли сознательного и бессознательного компонентов психики в регуляции поведения, учебно-познавательной и профессиональной деятельности, а также в творческом процессе;

  • об основных функциях психики и взаимосвязях между ними;

  • о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции этих процессов;

  • о системотехнических, психологических и науковедческих основаниях методологии;

  • о системе теоретических методах-операциях: анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, конкретизации, обобщении, формализации, индукции, дедукции, идеализации, аналогии, мысленном эксперименте;

  • о разных типах моделей;

  • о проектной деятельности;

  • о системе компетенций, необходимых для успешной подготовки к будущей работе в области управления;

  • об основных положениях системного анализа;

  • о влиянии межличностных отношений в группе на качество учебной деятельности;

  • о структуре и содержании учебного плана как о проекте профессиональной подготовки;


2)знать:

  • формы организации знания – категория, понятие, факт, утверждение, аксиома, теорема, принцип, закон, теория;

  • основные категории и понятия методологии, педагогики, психологии личности и психологии деятельности;

  • сущность понятия «личность», динамическую структуру личности в виде совокупности направленности личности, личного опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств;

  • взаимосвязи между задатками, способностями, компетенциями и компетентностью;

  • различные подходы к организации учебной деятельности;

  • принципы учебной деятельности;

  • логическую структуру деятельности и формы ее организации;

  • формы и методы учебной деятельности;

  • методы диагностики компетенций;

  • разные типы организационной культуры;

  • конструктивно-функциональную структуру проекта, фазы проектирования;

  • объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и в социуме;

  • роль рефлексии результатов учебно-познавательной практики как оценку изменений субъекта деятельности;


3) уметь:

  • выделять приоритеты учебной деятельности;

  • проектировать личностную учебную деятельность, создавать краткосрочные и перспективные проекты;

  • подготовить презентацию проекта учебной деятельности ;

  • продемонстрировать навыки самонаблюдения;

4. Объем, структура и содержание дисциплины. Виды учебной работы.
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов, (зач. единиц.)

Семестр

первый

Общая трудоемкость дисциплины

68 (2)

68 (2 зач. ед.)

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР) и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

34

34

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы




Проекты учебной деятельности

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет

4. 2 Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2(две) зачетные единицы. 68 часов.
4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий.




Раздел дисциплины (учебного модуля)

Лекции

ПЗ

(или С)

ЛР

1

Введение в дисциплину «Методология учебной деятельности».



*







2

Смена парадигм учения.


*







3

Психология личности.


*







4

Педагогическая психология.


*







5

Методология деятельности: принципы, формы, методы и средства учебной деятельности.


*







6

Учебные задачи и учебные проекты.


*







7

Проектирование учебной деятельности.


*








4.2.2 Содержание разделов дисциплины, формируемые компетенции.
Основные разделы: 1) Введение в дисциплину «Методология учебной деятельности». 2) Смена парадигм учения. 3) Психология личности.4) Педагогическая психология. 5) Методология деятельности: принципы, формы, методы и средства учебной деятельности. 6) Учебные задачи и учебные проекты. 7) Проектирование учебной деятельности.


№ №

Тема лекции,

краткое содержание

Формируемые компетенции

Число

часов




1

2

3

4




1,2

Методология учебной деятельности - предмет изучения, наука и практика. Категории и понятия методологии, педагогики, психологии личности и психологии деятельности. Общая структура деятельности.

Ценностно-смысловой компонент компетенции владения методологией деятельности. Гностические компоненты общекультурной компетенции в области методологии, психологии личности и деятельности, педагогики. Компетенция системного анализа.

4




3,4

Типы организационной культуры: традиционный, ремесленный, научный, проектный. Парадигмы учения.

Гностические и функциональные компоненты общекультурных компетенций анализа, сравнения, синтеза, моделирования, обобщения.

4




5,6

Личность. Психология личности. Структура личности. Социализация и развитие личности.

Ценностно-смысловой компонент личностно-социальных компетенций, и их гностическая составляющая.

4




7

Понятие ценностей, их влияние на состояние сознания и деятельность.

Ценностно-смысловой и гностический компоненты учебной и профессиональной деятельности.

2




8.

Психолого-педагогические основы учебной деятельности и принципы познания. Характеристики учебной деятельности: формы, методы и средства.

Гностические в области психологии познавательных процессов, психологии личности и педагогической психологии. Функциональные – освоение методов учения.

2




9, 10

Педагогическая психология. Контроль и самоконтроль качества результатов учебной деятельности.

Ценностно-смысловой, гностический и функциональный компоненты общекультурных компетенций самодиагностики и рефлексии.

4




11-13

Принципы, формы, методы и средства учебной деятельности

Ценностно-смысловой, гностический и функциональный компоненты общекультурных компетенций

6

14,15

Учебные проекты.

Учебный план как проект подготовки компетентного специалиста: его цель, конструктивная и функциональная структуры.

Ценностно-смысловой, гностический и функциональный компоненты общекультурных компетенций

системного подхода к деятельности

4


16

Учебная задача: организация решения и контроль качества

Все три компонента общекультурных компетенций в области организации и самоорганизации процесса решения учебных задач.

2

17

Презентация индивидуальных учебных проектов

Компетенции толерантности, социального взаимодействия и коммуникативного общения.

Интеграция сформированных общекультурных компетенций в единую систему

2



5. Образовательные технологии: основанные на компетентностном подходе педагогические технологии активного обучения, ориентированные на получение диагностируемых промежуточных и конечных результатов учебной деятельности. Процесс изучения дисциплины будет включать такие активные формы проведения учебных занятии как анализ организационных затруднений и презентации индивидуальных учебных мини-проектов организации учебной деятельности.
6. Оценочные средства: таксономические таблицы конкретных уровней усвоения содержания учебного материала в его гностическом, функциональном и ценностно-смысловом аспектах. В качестве инструмента измерения используются тесты с «равновесными» вопросами и презентации проектов с обязательным наличием всех составляющих различных фаз проектирования.
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

1. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.:Издательство «Эгвес», 2005. – 164с.

2.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. Ред. В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – 175 с. – (Серия «Высшее образование»).

3.М.Т. Громкова. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416с. – (Серия «Педагогическая школа. XXI век»).

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 2003. – 304с.
б) дополнительная литература:

1. А.А. Вербицкий. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.– М.: Высшая школа, 1991.-190с.

2. И.А. Зимняя. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. – М.: Логос, 2004. – 384с.

3. Д.Б. Богоявленская. Психология творческих способностей:Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.
В) Интернет-ресурсы:

1. www.anovikov.ru;

2. http://methodolog.ru

7.2 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
В помещении кафедры инженерной педагогики и в библиотеке МАДИ (ГТУ) подобрана и систематизирован учебная, учебно-методическая и научно-методическая литература, необходимая для научно-методического обеспечения процесса изучения дисциплины.

В процессе обучения используются аудио-, видеотехника, а также информация из сети «Интернет» и раздаточный материал, частично используется компьютерное сопровождение процесса обучения.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Приступая к изучению настоящей дисциплины, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием и структурой учебной программы. Рекомендуется выделить свои приоритеты, сформулировать пожелания, связанные с глубиной изучения разных вопросов курса. Необходимо учесть, что излагаемый на лекциях материал становится инструментом эффективной деятельности только при его постоянном использовании в процессе организации учебной деятельности по разным предметам, изучаемым в семестре. Для углубления знаний по изучаемым и обсуждаемым вопросам необходимо использовать имеющиеся в библиотеке МАДИ учебники и учебные пособия, в том числе и методические разработки преподавателей кафедры инженерной педагогики.

При подготовке к текущему занятию рекомендуется составлять перечень вопросов, связанных с имеющимися трудностями, возникающими при практическом использования изучаемого материала. Необходимо сформулировать свои личные цели, связанные с изучением настоящей дисциплины. Рекомендуется сформулировать задачи, которые должны быть самостоятельно решены в рамках каждой отдельной лекции и постоянно осуществлять мониторинг (самомониторинг) качества результатов личностной учебной деятельности.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом рекомендаций ООП МАДИ для подготовки по специальности 080507 «Менеджмент организации» (МО)

Автор программы:

д.п.н., проф. кафедры инж. педагогики Сазонова З.С.


Программа утверждена на заседании кафедры инженерной педагогики,

протокол № « 8 » апреля 2010г.
Зав. кафедрой инженерной педагогики,

Академик РАО, д.т.н., профессор Жураковский В.М.


Программа учебной дисциплины «Методология учебной деятельности» согласована с деканом факультета

логистики и общетранспортных проблем:
декан факультета, к. т.н., доцент Борщ В.В.

Программа учебной дисциплины «Методология учебной деятельности» утверждена на заседании Совета факультета логистики и общетранспортных проблем
Протокол №2 « 13 » апреля 2010 г.

Председатель Совета

К.т.н., доцент Борщ В.В.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconУтверждаю проректор по учебной и воспитательной работе ноу впо «Международный институт рынка»
Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе icon«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе
Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием...
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconУтверждаю проректор по учебной и воспитательной работе ноу впо
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconУтверждаю первый проректор по учебной работе
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Цель: приобретение студентами теоретических знаний в области сельского хозяйства, раскрывающих связи сельскохозяйственного производства...
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе
Ведь с деятельностью кредитных организаций сталкивается в своей повседневной работе и корпоративный юрист, и юрист — налоговый консультант,...
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Технологические методы восстановления и повышения износостойкости деталей машин
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconУтверждаю проректор по учебной работе
Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями...
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и оборудования
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе icon«утверждаю» Первый проректор по учебной работе
Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и оборудования
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconУтверждаю первый проректор по учебной работе
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconУтверждаю первый проректор по учебной работе
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Мади утверждаю проректор по учебной и воспитательной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск