Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
страница1/6
Дата публикации27.05.2015
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011 г.
ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 «Биология»

(очная форма обучения)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________/Н.Ф. Швейбельман/

«_ 8__»_04___2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол № 10

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 30 стр.

Завкафедрой ______________________________/В.Н. Сушкова/

« 11 » 04 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления

21. 04. 2011 г. Протокол № 1

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Д.В. Лазутина/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра зарубежной литературы


Швейбельман Н.Ф.


ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 «Биология»

(очная форма обучения)

Тюменский государственный университет

2011

Швейбельман Н.Ф. Шедевры мировой культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 «Биология» (очная формы обучения) Тюмень, 2011, 30 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Шедевры мировой культуры [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn/ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной


литературы В.Н. Сушкова, к. филол. н.,

профессор



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Швейбельман Н.Ф., 2011.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Курс по выбору Шедевры мировой культуры по сути своей является курсом, синтезирующим материал большого круга гуманитарных дисциплин: истории, истории искусств, культурологии, философии, психологии, литературы. Он носит информационно-познавательный, панорамно-обзорный, установочный характер. Этот курс дает представление об общих тенденциях мировой культуры и о конкретных произведениях (памятниках, шедеврах) культуры, которые в разные века и в контексте разных национальных культурных традиций воплотили эти общие тенденции и закономерности. Культура, тесно связанная не только с повседневной практической необходимостью, но и демонстрирующая уровень эмоционального и интеллектуального развития человечества, отражает весь диапазон многообразных жизненных явлений, специфически свидетельствует о коренных преобразованиях в человеческом обществе на определенном этапе его развития. Особое внимание уделяется изучению явлений, сыгравших значительную роль в становлении и развитии основных жанровых форм художественного творчества, а также – ведущих эстетических систем и художественных направлений.

Лекционный курс ориентирует на поэтапное изучение основных периодов развития мировой культуры: от античности до наших дней (преимущественно в ее европейской модели). Принцип организации лекционного материала – хронологический. Характеристика культурных достижений той или иной эпохи связана с анализом творчества наиболее ярких ее представителей. Художественная доминанта каждой эпохи позволяет переносить акцент с истории на историю философской мысли, историю культуры, на психологию, литературу, театр, живопись и т.д. Доминантой лекционного курса, позволяющей более или менее целенаправленно структурировать столь обширный материал, является концепция человека.

Историографический аспект лекционного курса находит дальнейшее развитие на практических занятиях. Получив в лекционном курсе общее представление о метаморфозах концепции человека в предшествующие эпохи, студент имеет возможность более обстоятельно, с исторической точки зрения, говорить о концепции человека в культуре XX века (живопись, литература, театр, кинематограф, виртуальный мир). К явлениям художественной культуры применяется целостный, типологический подход, что позволяет дать картину развития искусства в единстве его ведущих художественных тенденций, проявляющихся в разных направлениях, жанрах и стилях искусства и литературы.

Цель курса «Шедевры мировой культуры» – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об основных тенденциях развития мировой культуры на примере наиболее значительных ее явлений (архитектура, живопись, кинематограф, литература, скульптура, театр). ФГОС ВПО предусматривает знание выпускниками основных этапов истории культуры, основанное на последовательном изучении выдающихся достижений в области художественного творчества различных регионов мира, национальных школ.

Основные задачи – изучение истории культуры разных стран и регионов мира, углубленное познание исторических процессов в этих национальных культурах, их интерпретация отечественными и зарубежными искусствоведами, философами, историками, культурологами; выявление закономерностей взаимодействия общих тенденций в искусстве; формирование представлений о развитии концепции человека в разные эпохи и ее художественном воплощении; освоение основного корпуса мирового художественного наследия; систематизация общегуманитарного знания.

Основные дидактические единицы: автор, норма, традиция, новаторство, преемственность, теория и история культуры, теория и история искусства, художественные течения и направления, система основных понятий искусствоведения, эстетические категории, закономерности взаимодействия общих тенденций в области культуры и, в частности, в художественной сфере, преемственные черты в эволюции стилей, художественные методы, шедевры, язык культуры.

Материалом курса служат художественные произведения, научно-исследовательская литература, монографии и статьи по проблемам развития мировой культуры. Предлагаемый список научно-критической исследовательской литературы должен помочь студенту более глубоко и системно познакомиться с общими тенденциями развития мировой культуры.

Курс «Шедевры мировой культуры» ведется в течение 1-го семестра. Составной частью предмета является история эстетических учений и художественной критики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины. Данный курс является немаловажным элементов в системе развивающих гуманитарных дисциплин, позволяющих получить представление об общих закономерностях развития мирового культурного процесса.

Экзамен выставляется по результатам работы на практических занятиях, написания семестровой письменной работы (реферат на ОДО, контрольная работа – на ОЗО), предоставления глоссария и конспектов научных работ по актуальным проблемам развития культуры.


    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Шедевры мировой культуры» входит в раздел «Гуманитарный и социальный цикл. Б.1. (0.3) вариативная часть (дисциплины по выбору студента)». Развивая и углубляя гуманитарный элемент в образовании студента, приобретающего негуманитарную специальность, эта дисциплина является по-своему необходимым элементом профессиональной подготовки, поскольку расширяет общекультурный кругозор. Данный курс формирует систему знаний, способствующих освоению базовых гуманитарных предметов («История» и др.). Освоение данного материала позволяет получить представление об общих закономерностях развития мировой художественной культуры. Выдающиеся явления эстетической сферы, обладающие непреходящей культурно-исторической ценностью, изучаются в тесной связи с историей философии, литературы и языка, проблем общественно-политического устройства. Предложенный курс помогает выработать навыки самостоятельного изучения наиболее значительных явлений в истории художественного мировоззрения, по возможности научиться использовать приобретенные знания для совершенствования своей личности.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск