ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА М.И. Терентьева, преподаватель экономических дисциплин
ОГБОУ СПО «Северский промышленный колледж», г. Северск Томской области В современном образовательном процессе в рамках ФГОС СПО формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный подход к изучению профессиональных дисциплин и модулей.
Каждому преподавателю следует помнить, что общие компетенции не могут формироваться только в рамках какой-то одной преподаваемой дисциплины и не существует общих компетенций отдельно для «Менеджмента», «Экономики организации» или «Иностранного языка» что, собственно и подтверждается текстами самих стандартов. Формирование общих компетенций – сложный комплексный процесс, требующий интеграционного подхода всего педагогического коллектива. Каждый вносит свою лепту: для каких-то компетенций больше математики, для каких-то Маркетинга, ОБЖ, ДОУ, Бухучета и т.д., а на выходе получается единый результат.
Общие компетенции напрямую никак не связаны с дисциплинарными знаниями и умениями. Это обстоятельство позволяет реализовывать компетентностный подход параллельно с освоением учебной программы.
Наша задача, опираясь на существующие разработки определить возможности формирования общих компетенций в ходе преподавания дисциплины «Основы экономики», «Экономика организации (отрасли)». Тем более что сами эти дисциплины являются основными компонентами образовательного стандарта и поэтому заслуживают более пристального внимания.
Приоритетной формой для формирования общих компетенций может стать внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности основным становится инициатива и добрая воля самого студента, который чувствует потребность в общении, нуждается в совете, может быть помощи или просто сочувствия.
Внеурочную деятельность можно представить различными формами в рамках, которых формируются общие компетенции:
– работа в семинарах;
– групповое (командное) выполнение практической (лабораторной работы);
– индивидуальное выполнение практической (лабораторной работы);
– групповое, индивидуальное участие в создании тематического проекта, бизнес-проекта;
– работа в деловых, имитационных играх;
– работа в играх-тренингах;
– работа по созданию, оформлению тематических сообщений, рефератов, докладов, презентаций;
– интервью с экспертом (наставник на производстве, руководитель практики, руководитель курсовой, дипломной работы) для сбора информации по заданной теме;
– анкетирование, психологические, профессиональные тесты;
– индивидуальный анализ, моделирование проблемной, производственной ситуации;
– работа в «круглых столах»;
– работа в конференциях.
И наконец, самый сложный вопрос – как производить оценку сформированных обучающимся общих компетенций. Так как ФГОС по-прежнему предусматривает некий набор знаний-умений-навыков, отработанные и испытанные системы, какими бы они не были, вполне пригодны для этой цели. Но как проверить общие компетенции? В полной мере реализованы общие компетенции могут и должны прежде всего в условиях реальной трудовой деятельности, а не в рамках образовательного процесса в образовательной же организации. И как, простите, в этом случае быть преподавателю? Всем педагогическим коллективом следовать за каждым выпускником на производство, чтобы на месте проконтролировать, как он усвоил и реализует общие компетенции? Ирония здесь вполне уместна, ибо за контролем сформированных профессиональных компетенций предусмотрены различные формы практики, когда в рамках учебной деятельности преподаватели, а при необходимости и будущие работодатели, смогут проверить, что представляет из себя тот или иной обучающийся.
Олимпиада по экономике является одним из видов совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию таких общих компетенций как:
– организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач;
– принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
– использование информационных – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
– самостоятельное определение профессионального и личного развития.
Главными принципами организации и проведения Олимпиады являются:
– открытость;
– объективность;
– добровольность;
– гласность.
Олимпиада по экономике прошла апробацию, в ходе которой получены положительные результаты.
Для проведения олимпиады разработано:
1) Положение;
2) Задание (Приложение 1);
3) Критерии оценки заданий (Приложение 2);
4) Протокол заседания жюри городской олимпиады (Приложение 3)
В своей педагогической деятельности мы стараемся руководствоваться словами В.В. Белинского «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность.
1 ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении городской олимпиады по дисциплине Экономика
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи олимпиады по дисциплине Экономика среди студентов СПК и школьников г. Северска.
1 Общие положения.
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения олимпиады, порядок участия школьников и студентов, функции её организаторов, а также правила определения победителей и призеров Олимпиады.
1.2 Организаторами проведения олимпиады являются, кафедра «Экономики и управления» Северского промышленного колледжа.
1.3 Олимпиада является междисциплинарной. Решение конкурсных заданий требует от участников знаний из разных предметных областей, в большей степени экономики и математики.
Основными целями и задачами Олимпиады являются:
создание условий для выявления и поддержки наиболее одаренных и талантливых учащихся и студентов;
развитие у учащихся и студентов творческих способностей;
выработка умения проявлять практическое мышление и применение математического аппарата при решении экономических проблем;
распространение и популяризация среди молодёжи экономических знаний, оказание помощи школьникам в выборе профессии;
повышение качества подготовки школьников, поступающих в колледжи и вузы.
главными принципами организации и проведения Олимпиады являются:
– открытость;
– объективность;
– добровольность;
– гласность. 2 Участники олимпиады.
В Олимпиаде на добровольной основе принимают участие студенты 1-3 курсов всех специальностей ОГБОУ СПО СПК и учащиеся 9-11 классов школ ЗАТО Северск.
3 Организация и проведение Олимпиады.
Олимпиада по экономике разработана с учётом требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего и СПО образования.
Олимпиада проводится в сроки, установленные кафедрой в соответствии с планом работы.
Дата проведения Олимпиады по экономике прописывается в плане, который составляется и утверждается зам. директора по НУМР.
Для проведения городской Олимпиады формируется организационный комитет, который выполняет следующие функции:
- разработка положения о проведении городской Олимпиады по дисциплине - «Экономика»;
- формирование и организация работы жюри;
- подготовка технического обеспечения Олимпиады;
- подведение итогов и награждение участников.
3.4 Члены жюри обязаны:
- наблюдать за работой участников в ходе Олимпиады;
- оценить результаты выполненных работ;
- определить победителей и распределить призовые места;
- подготовить предложения по награждению победителей. 4 Порядок проведения и содержание олимпиады.
Олимпиада по дисциплине Экономика проводится во внеурочное время в течение 1 дня 4 марта 2014 года и состоит из четырёх заданий.
Продолжительность олимпиады: 90 минут.
Максимальное количество баллов: 200.
Общее количество заданий: 25. Типы заданий:
Теоретическое задание - тесты.
Тесты содержат 12 тестовых заданий с выбором из 4 вариантов ответа или указать соответствие. За каждый правильный ответ дается 1 балл, максимальное количество баллов 12. ж Решение тестовых заданий выполняется с помощью программы Master-Test. Программа перемешивает все тестовые задания и случайным образом предлагает участнику вопрос.
Задачи с практическим содержанием.
Задачи с практическим содержанием предусматривают, что участник умеет логически мыслить и проводить необходимые вычисления при решении конкретных ситуационных задач.
Второе задание состоит из шести задач. Ответ заносится с помощью программы Master-Test. Обоснование выбора варианта решения участник олимпиады делает на бумаге. За правильное решение задачи 10 баллов, максимальное количество баллов за второе задание - 60.
3) Экономические задачи.
Третий тип задач требует навыка решения экономических ситуаций аналитическим, шкальным (табличным) и графическим способами.
В этом разделе представлено 5 задач разной степенью сложности и соответственно вес правильного ответа разный:
цена первой задачи - 5 баллов;
цена второй задачи - 5 баллов;
цена третьей задачи - 15 баллов;
цена четвёртой задачи - 15 баллов;
цена пятой задачи - 20 баллов.
Максимальный балл за все задания - 60.
Ответ заносится с помощью программы Master-Test. Обоснование решения проводится на бумаге. Оценивается каждая задача в баллах.
Решения засчитываются только в том случае, если приложено письменное обоснование' расписан ход решения, есть пояснения к используемым для расчета формулам, обоснован результат на рабочем листе.
4) Творческие задания Творческие задания состоят из двух видов:
Первое - написать ЭССЕ на выбранную тему. Максимальный балл - 20.
Второе - проанализировать конкретную ситуацию: «Одежда ударит по карману». Максимальный балл - 48.
Участник олимпиады имеет право выбирать очередность выполнения заданий на своё усмотрение. 5 Подведение итогов награждение победителей.
Результаты подводятся путем суммирования баллов по каждому выполненному заданию участником олимпиады. Результаты каждого задания фиксируются в оценочных листах членами жюри. Жюри устанавливает победителей по результатам всех заданий, по наибольшему количеству баллов. Максимальный балл - 200. Предусматривается: 1 место, 2 место, 3 место. Жюри имеет право установить дополнительную номинацию.
Победители Олимпиады награждаются почётными грамотами. Все участники получают сертификаты.
Результаты Олимпиады анализируются и оформляются протоколом.
Итоги подводятся на следующий день, по итогам издаётся приказ о поощрении победителей.
Рассмотрено на заседании кафедры «Экономики и управления»
Протокол № 6 от «28» января 2014г. Зав. кафедрой ___________М.И.Терентьева
|