Скачать 56.01 Kb.
|
Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и 90%- что делает. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках. Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы. Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: -Состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве: в, д Смешение элементов букв б,д. При анализе письменных работ замечено, что почти всегда вместо буквы б ученики пишут букву д и крайне редко -наоборот. В сточных буквах русского алфавита элемент, опускающийся ниже строки ( ), встречается значительно чаще , чем элемент, поднимающийся выше строки , причем у буквы д нижний элемент является удобным для написания – он завершается на строке и непрерывен. Между тем верхний элемент буквы б, более сложен для написания- он заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами. Поэтому при письме завершение овала элементом буквы д является более удобным и привычным. Ученики младших классов, не имея еще достаточной графической практики, механически заменяют верхний элемент на нижний, как более привычный и удобный - включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами И- ш, п- т, х- ж , л- м - зеркальное написание букв - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы - лишние - и неправильно расположенные элементы Иногда наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. Основные направления работы: 1Коррекция зрительно- пространственного восприятия ребенка. 1.Формирование знаний о схеме собственного тела В результате этой работы у ребенка должны быть сформированы следующие понятия: -верх- низ(голова- ноги) - спереди- сзади (лицо, животик- спина) - Справо- слево (формируется с опорой на ведущую руку) 1) анализируются функции ведущей руки 2) дается словесное обозначение 3) затем объясняется , что предметы находящиеся ближе к этой руке расположены справо. 4) на основе ведущей руки выделяется и называется вторая рука 5) аналогично анализируются другие части тела ( уши, ноги и т.д.) 6) после этого выделение частей левой половины тела. На основе самого ребенка, других людей находящихся рядом. Обратить внимание на схему лица. ( Ребенок с сохранным интеллектом в 5 лет)- рисует лицо человека - уши на подбородке, брови под глазами, как «рожки» 2 определение места расположения предмета относительно самого ребенка с опорой на ведущую руку. Графические диктанты Справо квадрат, слева круг, в центре…. Чертежи по клеточкам 3. определение взаиморасположения предметов относительно друг друга. Положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги…. 4. Ориентация в объектах повернутых на 180 градусов. Слево от меня , спереди.., сзади….. Работа начинается с выделения ведущей руки у человека сидящего напротив. Сначала реальное перекрещивание рук, затем мысленное. 5. формирование зрительного восприятия предметов и их признаков: Задания: -назвать контурные изображения предмета -определить , что неверно нарисовано - узнавание наложенных, перечеркнутых, пунктирных изображений. -различение предметов по признакам, форме, величине, цвету, количеству элементов. - временные представления ( времена года, месяцы, дни недели, сутки) - составление разрезных картинок ( из 2-5 частей) - конструирование фигур из палочек по образцу и по памяти - нахождение сходств и различия по предъявляемым рисункам - распределить изображения предметов по их реальной величине. - дорисовывание симметричных изображений (проводится работа с предлогами, обозначающие пространственные отношения) 2 Организация праксиса руки ребенка. Работа над мелкой моторикой ребенка:
3 Формирование графических навыков начертания букв. Ребенка обучают к зрительному анализу графического образа буквы.
Проанализированные буквы закрепляются в самых разнообразных упражнениях: -прорисовывание буквы пунктиром. - узнавание буквы среди букв сходных по величине, по цвету, количеству элементов, по качеству элементов, разным шрифтом. - обвести, раскрасить, вырезать,вылепить по заданному образцу -конструирование на основе изученной буквы других букв. - добавить недостающий элемент букв. - выделить буквы, наложенные друг на друга. 4. Связь звука и буквы. При связи звука и буквы особое внимание обращается на обыгрывание графического образа буквы. Плакаты (белка- дятел, чайка- цепь…) Упражнения: - списывание с печатного варианта - списывание с рукописного варианта - письмо по слуху - по вставке пропущенной буквы в словах - по нахождению буквы в печатном и рукописном тексте. К каждой изученной букве следует вернуться несколько раз. 4.Уточнение и расширение объема зрительной памяти. 1 Игра «Чего не стало?» 2. Запомнить буквы, фигуры, а затем выбрать их среди других. 3. «Что изменилось?» и т.д.
Литература:
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
Под редакцией: Кукушина В.С. Издательство: Феникс, 2010
Макарова Анна Анатольевна |