МОУ Хлеборобная СОШ №5
Конспект урока географии Тема:
«Географическое положение Африки» Урок – путешествие. 7 КЛАСС
Составила: Семенец Ольга Васильевна,
учитель географии.
2011- 2012 уч. год.
Урок изучения нового материала с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)
и ЛОК (логических опорных конспектов по технологии развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова). При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них.
Использование электронного варианта урока значительно облегчило объяснение этой труднейшей темы и повысило уровень знаний учащихся.
Использование ЦОРов позволило делать акценты на важнейших терминах и выводах по изучаемой теме.
ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме.
Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся.
Технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК позволяет отработать теоретический материал урока, лучше усвоить материал.
Тема урока: « Географическое положение Африки»
Цели урока:
образовательная – создать благоприятную атмосферу, для усвоения знаний о физико-географическом
положении материка, его влиянии на природу Африки
развивающая - развитие умений и навыков работы с разнообразными
источниками географической информации, творческих
способностей, устной речи, географического мышления и
зоркости, познавательного интереса к предмету.
воспитательная – формирование взаимосотрудничества, толерантности Оборудование: физическая карта мира и Африки , атласы, контурные карты, изопособия, раздаточный материал для учащихся (инструктивные карты, типовые планы, карточки с заданиями для закрепления нового материала), презентация POWER POINT «ГП Африки», рабочие тетради учащихся, учебники.
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Методы: продуктивный, частично-поисковый, анализ карт различного содержания и текста учебника, работа с контурными картами, сопоставление карт различного содержания.
Приемы: сравнение, анализ
Формы работы: индивидуальная, коллективная, работа в парах
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| Примечание
| Организационный момент, настрой учащихся на совместную деятельность.
Изучение нового материала:
2.1 На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты.
Сегодня на уроке мы переходим к изучению материков.
1.Вспомните, пожалуйста, что называется материком?
2.Какие вы знаете материки? Покажите их по карте. ( По величине и по происхождению) В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.
3. На какие 2 группы можно разделить материки? 4. Какие материки относятся к южным материкам? 5. Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
6. Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?
2.2 Представьте теперь, что вы путешественники. 1. Каждая экспедиция отправляется на один из южных материков (распределяются материки) и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать особенностях природы материка. Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомиться, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы. Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомится при изучении материка.
2. Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Давайте решим, какие вопросы мы должны включить в план, чтобы составить характеристику материка?
2 3 Первый вопрос плана характеристики материка физико-геоографическое положение. Что значит определить географическое положение любого географического объекта? Географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому можно найти на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.
. Тема нашего урока « Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре. Для работы на уроке вы можете привлечь учебники, карты, глобусы. Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: « Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? »
1 Как вы думаете, на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы определить местонахождение материка на земном шаре?
Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка. (знакомство с планом)
План физико-географического положения материка.
Положение материка по отношению к экватору.
Положение материка по отношению к нулевому меридиану и тропикам, полярным кругам.
Крайние точки, их координаты.
Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах.
В каких климатических поясах расположен материк?
Положение материка по отношению к морям и океанам.
Положение материка по отношению к другим материкам.
Вывод: об особенностях физико-географического положения материк
4 Работаем следующим образом: зачитываем вопрос плана, , затем обсуждаете ответ на вопрос и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь.
(Слайды 15-23), схематично изображено ГП Африки
2.3 Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?
ФИЗМИНУТКА. Слайд 24, 25)
1.Круг.
1.Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть береговую линию материка Африка.(
2 Север-юг, запад-восток.
2.Средиземное море, Антарктида, Атлантический океан, Индийский океан.
3. северное полушарие, южное, западное, восточное.
4. Всего на Земле материков? 3 Закрепление. Организация выполнения заданий
3.1 Задание 1 Совершите «путешествие»,
подписав на схеме все объекты,
обозначенные на карте цифрами.
3.2 Задание 2. (Слайд28)
Тест – Выберите верные утверждения.
Африка посередине пересекается экватором
Начальный меридиан не пересекает Африку.
Северная точка материка – м. Игольный
Южная точка- м. Игольный
Восточная крайняя точка- м. Рас - Хафун
Западная крайняя точка -м. Альмади
Африку омывают океаны:Атлантический и Индийский.
Самое соленое море, омывающее берега Африки – Средиземное.
С севера берега омывает Средиземное море.
Гвинейский залив расположен с севера
Самый большой остров вблизи берегов материка – Мадагаскар.
4. Задание для класса: Организация самопроверки.
5. Итоги урока.
Оценивание.(Выставление оценок в журнал и дневники учащихся)
Итак вы сегодня:
1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы; 2)Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение; 3) Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка; 5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом; 6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы. 6. Домашнее задание.П.24(Слайд 31)
: Ответить на вопросы параграфа.
Дополнительное задание: Определите самостоятельно ГП Австралии и сравните с ГП Африки. 7. Рефлексия. ( Слайд32)
«Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я верю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!»
Николай Гумилёв
Спасибо вам за урок.
| 1.Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность. 2 . Изучение нового материала
2.1. Фронтальная беседа с учителем, ответы на вопросы:
1 Ответ Материки – значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном. 2. Ответ Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия
3.Ответ: Северные и южные материки 3. 4.Ответ К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
5 Ответ Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка большей частью лежат в южном полушарии и частично распологаются в северном полушарии
Поиск ответа на проблемный вопрос, работая в парах:
6. Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны.
2.2 Предполагаемые ответы учащихся:
1.
Мы должны познакомиться с растительным миром материка.
Узнать о климате материка.
Узнать о рельефе и полезных ископаемых материка.
Узнать как можно больше о животных, живущих на материке.
Мы должны познакомиться с народами населяющими материк.
Должны узнать, какие государства расположены на материке.
Определить где находится материк.
2 План характеристики материка.
Физико-географическое положение материка.
Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.
Почвы.
Природные зоны. Растительный и животный мир.
Население. Хозяйственная деятельность. Государства и столицы.
2.3
1 Предполагаемые ответы учащихся:
Определить площадь материка.
Определить, какими океанами омывается материк?
Определить, какие материки близко расположены к материку, а какие удалены?
2. Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37о с. ш 110в.д.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35о ю. ш. 180 в.д. Протяженность с севера на юг по 20о в.д. составляет (37о+35о ) =72 0Х 111 км =7992 км;
Африка расположена между 17о з. д. и 51о в. Д. Крайняя западная точка – м. Альмади – 14 0 с.ш., 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун –12 0 с.ш. 51о в. д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет ( 51о + 17о ) =68 0Х 110 км =7480 ;
Климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический северного и южного полушария.
С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом ; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.
Африка расположена по отношению к Евразии на юго- западе, к Северной Америке на Юго – востоке, Австралии на на северо – западе, Антарктиды на севере и Южной Америке на северо – востоке.
Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.
Ребята обводят шаблон Африки в тетрадь и наносят на него особенности ГП Африки с помощью (слайдов 15-23)
Ребята выполняют физминутку.
Упражнение для глаз
Наклоны головы.
Наклоны туловища.
Приседания.
3 Работа с контурами Африки и тестами
3.1 Учащиеся определяют расположение географических объектов и подписывают на контуре Африки (задание 1).(слайд 24)
1. Гибралтарский
2. Средиземное
3. Суэцкий
4. Красное
5. Баб-эль-Мандебский
6. Сомали
7. Мадагаскар
8. Мозамбикский
9. Гвинейский Учащиеся сверяют ответы и записывают внизу количество набранных баллов (слайд 27) 3.2 Ответы на тесты (задание 2), (Слайд 29) и
подсчёт баллов Ответы: 1,4, 5,6, 7, 9, 11
Ребята подсчитывают общее количество правильных ответов и выставляют себе оценки в дневники.( Слайд 30)
Диалог с учителем по итогам урока.
6. Фиксирование домашнего задания.
| 2 мин.
5 мин.
5 мин
10 мин
3 мин
5 мин
5 мин
2 мин.
2 мин
3-4 мин
2 мин
1 мин
| Учащиеся на карте показывают материки
Для помощи ребятам демонстрируются слайды (2-9) «Уникальная Африка»
Приложение 1
У каждого на столе и на слайде 10
Приложение 2
С планом ГП Африки на столе у уч-ся и на слайде 11-14 Слайд 13 – карты необходимые для описания
Приложение 3 Шаблон материка Африка
Показ слайдов с правильными ответами
Закрепление изученного.
Приложение 4,5
на столах и на слайде (26-30)
Слайды с правильными ответами
Если осталось время на уроке. Работа в к.к стр. 40.
| |