Скачать 298.15 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления» Институт подготовки научно-педагогических кадров (ИПНПиНК) Кафедра истории и политологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Источниковедение отечественной истории XI –XX вв.» для аспирантов по специальности 07.00.02 –Отечественная история Форма обучения (очная, заочная) Москва 2012 1. Цели освоения дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI –XX вв.» Основными целями освоения дисциплины (модуля) «Источниковедение отечественной истории» являются: сформировать и/или закрепить и углубить у аспирантов знание об источниковедении как интегрирующей, системной дисциплине, изучающей исторические источники, историю, теорию и методы извлечения заложенной в них информации; дать представление о категориях и понятиях современного источниковедения, о типах и видах исторических источников, привить навыки источниковедческого анализа и синтеза. Курс источниковедения универсален как познавательная основа для всех гуманитарных дисциплин, поскольку здесь разрабатываются проблемы использования любых объектов, созданных в результате целенаправленной человеческой деятельности. И в этом смысле источниковедение - это системная, междисциплинарная наука. Дисциплина «Источниковедение отечественной истории» логически и содержательно-методически связана с такими базовыми курсами как: «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «Историческая география», «История исторической науки», архивной и библиотечно-библиографической практикой. Изучению курса «Источниковедение отечественной истории» должно предшествовать освоение аспирантами курсов «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история». Для успешного освоения дисциплины аспирант должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры, методологии изучения истории и т.д. В результате освоения дисциплины аспирант должен: знать: - базовый понятийный аппарат дисциплины; - её историю и методологию, основные направления и школы; - основные виды исторических источников, методы и приёмы их изучения и анализа; - содержание и сферы научной компетенции вспомогательных исторических дисциплин для работы с разными видами источников; уметь: - применять полученные знания на практике, при работе с конкретными источниками в ходе собственной научно-исследовательской деятельности; - ориентироваться в огромном комплексе отечественных источников, адекватно оценивать и использовать их информацию; владеть: - методами вспомогательных исторических дисциплин, изучающих конкретные виды исторических источников. 2. Структура и содержание дисциплины «Источниковедение отечественной истории» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (или 108 часов). Распределение часов по темам и видам учебных занятий для аспирантов очной и заочной форм обучения
Содержание разделов дисциплины «Историческая география» Тема 1. Теоретические проблемы источниковедения. Источниковедение в системе исторических наук. Источниковедение в системе исторических наук. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Культурологический и междисциплинарный аспект источниковедения. Представление об объекте, предмете и задачах данной науки. Ее прикладной характер и интеграционные возможности. Тема 2. История становления и развития источниковедения как науки. Формирование общих принципов обращения к источнику в начале XIX в. Возникновение самого понятия источниковедение. Исследователи-позитивисты и представители критического направления о роли и месте источника и историка в воссоздании исторического прошлого. Зарубежные и отечественные концепции методологии источниковедения конца XIX – начала XX в. Взгляды создателей и последователей школы «Анналов» как явление нового типа самосознания историка. Тема 3. Представление об источнике. Значение источника на разных этапах научного исследования. Значение источника на разных этапах научного исследования: при постановке проблемы, накоплении фактов и создании системы выводов. Различные толкования понятия факт. Исторический факт и его категории. Сходства и различия события, источника и научного знания. Многообразие определений исторического источника. Понятие источник в оценках и суждениях российских ученых XVIII-XIX вв. Поиск определения в советской историографии. Современные трактовки источника в изложении историков и философов. Характер и структура информации исторических источников. Социальная и историческая информация как отражение настоящего и прошлого в источнике. Безграничность и бесконечность этого перехода. Смысл и содержание информации актуальной и потенциальной, прямой и косвенной, открытой и скрытой. Источник как носитель информации. Классификация исторических источников. Значение и необходимость классификации в процессе любой научной деятельности. Определение классификации исторических источников. Условность и изменчивость классификационных схем. Научные требования к признакам деления источников на группы. Оценка такого признака, как степень близости источника к отражаемому событию. Представление о типовой и видовой классификациях. Классификации письменных источников по происхождению и содержанию. Метод источниковедения. Состоятельность традиционных для источниковедения терминов внешняя и внутренняя критика, критика происхождения и содержания источников. Понятие источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза. Подлинность источника и методика выявления подделок. Исторические условия и обстоятельства создания источника. Влияние реальности, в которой он возник, на содержание текста данного объекта. Вопросы, связанные с авторством. Индивидуальность их преломления для источников разных видов и эпох. История текста и публикаций как проблема функционирования источника в другой социальной и культурной среде. Цель, смысл и способы его изучения на этапе интерпретации. Иная логика исследования на этапе анализа содержания. Цель метода источниковедения и его научно-познавательные возможности. Тема 4. Отечественные источники XI-XVII вв. Летописи. Законодательные памятники. Актовые источники. Летописи. Представление о летописи и ее социальных функциях. Отечественная историография русского летописания. А.А.Шахматов и его метод изучения летописных списков и летописных сводов. Древнейшие своды, легшие в основу Повести временных лет, ее источники. Проблемы происхождения, авторства и политической ориентации различных редакций Повести временных лет. Влияние Повести временных лет на создание последующих летописей. Областное летописание XII-XIII вв. Личные и родовые летописцы князей. Городские летописи Новгорода и Пскова. Летописные своды периода татаро-монгольского завоевания, их содержание. Особенности московского летописания, формирование его общерусского характера. Спад летописной работы. Новые способы повествования. Хронограф как обзор всемирной и русской истории. Хронографическая (литературная) и приказная, документальная стилистика летописи. Общерусское летописание XVI-XVII вв. Значение и своеобразие сибирских летописей. Законодательные памятники в ряду других исторических источников. Характер и особенности информации, содержащейся в законодательных источниках. Процесс зарождения права в Древнерусском государстве. Отражение социально-экономической истории XI-XIII вв. в «Русской правде». Редакции «Русской правды», их состав и происхождение. Правовой материал периода феодальной раздробленности. Судные и уставные грамоты XIV в. Законодательные памятники Новгорода и Пскова. Черты преемственности и развития законодательства в структуре и содержании судных и уставных грамот. Судебники 1497 и 1550 гг. – первые кодексы общерусского феодального права. Их списки, состав и источники. История происхождения. Определение тенденций политических и социальных сдвигов в России через сравнительный анализ статей судебников. Соборное Уложение 1649 г. Побудительные мотивы создания и ход работы по его составлению. Особенности структур и состава. Источники комплектования статей. Социальная направленность памятника. Методика изучения. Проблема адекватности воспроизведения российской действительности XI-XVII вв. в законодательных источниках. Понятие об актах и их формулярах. Классификация актовых источников. Эволюция актов на протяжении X-XVII вв. как отражение социально-экономических и политических отношений. Древнейшие акты. Договоры Руси с Византией. Классификация и особенности актов XII-XIV вв. Духовные и договорные грамоты великих князей. Разновидности актов феодальной зависимости. Актовый материал периода централизованного русского государства (конец XV - XVII в.). Изучение актов в исторической литературе XIX-XX вв. Формально-юридический и конкретно-исторический анализ, клаузульно-статистический и формулярный методы. Проблема достоверности актов. Научная ценность информации, заключенной в актовом материале. Тема 5. Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв. Литературные и публицистические произведения. Складывание общероссийской системы органов государственного управления. Центральные и местные правительственные учреждения. Приказное делопроизводство. Система регламентации документов. Разновидности общей документации, их функциональное назначение. Специальное делопроизводство по вопросам военной и административной организации феодального сословия. Комплексы хозяйственно-финансовых и судебно-следственных материалов. Дипломатическая документация Посольского приказа и ее роль в изучении внешнеполитической деятельности российского государства. Писцовое делопроизводство как источник по истории феодального землевладения. Разновидности писцовой документации: писцовые, приправочные, дозорные, платежные и переписные книги. Цели составления и характер информации. Специфика терминологии писцовых материалов. Вопросы достоверности писцовых документов и методики их изучения и использования. Литературные и публицистические произведения. Своеобразие древнерусской литературы как воплощение мировоззрения, политических взглядов и эстетических вкусов средневековья. Характер тематики. Понятие авторства. Традиции написания. Причины и истоки появления древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Идеи проповеди, ее религиозный, гражданский и политический смысл. Памятники периода феодальной раздробленности. Беседы и поучения. Идеология княжеской власти и этика политической деятельности в сочинениях Владимира Мономаха. Воинская повесть «Слово о полку Игореве». Дискуссии о времени, месте создания и авторстве. Влияние исторической темы «Слова» на последующие произведения. Повести о Куликовской битве. Жития святых как исторический источник. Политическая литература периода образования и укрепления централизованного русского государства. Публицистические памятники XV-XVII вв. Церковно-политические трактаты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Дворянские сочинения И. Пересветова. История их возникновения и личность автора. Направленность и стиль произведений Ивана Грозного. Оценка переписки И. Грозного и А. Курбского как исторического источника. Социально-экономические памятники XVI-XVII вв. Публицистика времен «смуты». Творческая индивидуальность сочинений протопопа Аввакума. Труды Г. Котошихина и Ю. Крижанича о России времени царствования Алексея Михайловича. Личности авторов. Сущность критической направленности их взглядов. Оценка социальной перспективы их политических идей и устремлений. Тема 6. Источники по истории России XVIII-начала ХХ вв. Особенности источников нового времени. Законодательные акты. Конституционные проекты ХIХ в. Делопроизводственная документация. Кардинальные изменения в характере и видовой структуре источников нового времени. Качественный сдвиг в процессе их возникновения и развития. Причины количественного роста и стандартизации, упрощения содержания как официальных, так и неофициальных материалов. Специфика в сфере взаимодействия и публикации источников разных видов. Сущность принципиально иной познавательной ситуации, возникающей в ходе изучения исторических источников XVIII – начала XX в. Законодательные акты. Влияние абсолютной монархии на облик законодательства XVIII в. Принципы и качественные черты законодательного процесса нового времени. Изменения характера, содержания и формы правовых документов. Разновидности законодательных источников XVIII в. Смысл и результаты кодификационной работы этого периода. Законодательная деятельность первой половины XIX в. Роль М.М.Сперанского в кодификации законов. Общая характеристика и сравнительный анализ «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи». Основные тенденции экономического и политического развития пореформенной России и их влияние на законодательство. Высшие и центральные государственные учреждения второй половины XIX - нач. XX в., ведающие законотворчеством. Определение понятия закон для самодержавной России. Стадии формирования закона и сопутствующая им документация. Практика толкования законов. Особенности источниковедческого анализа законодательства. Понятие конституции. Реальные возможности ее появления и существования в самодержавной России. Представление о правительственном конституционализме. Причины и условия его возникновения в нач. XIX в. Роль Александра I в насаждении идеологии конституционных изменений. Первое их воплощение в «Жалованной грамоте российскому народу». Основные идеи и проблема авторства этого источника. План политических реформ М.М.Сперанского – «Введение к Уложению государственных законов». Предлагаемые в нем статус монарха и система разделения властей. Обстоятельства появления, мотивы принятия, главные положения и историческое значение «Польской хартии» (1815 г.). «Государственная уставная грамота Российской империи» как попытка создания отечественной конституции. История ее подготовки и вероятность обнародования. Участники проекта. Его содержательная и идейная связь с польской конституцией. История текста Уставной грамоты. Политические программы декабристов. «Конституция» Никиты Муравьева и ее редакции. «Русская правда» П.Пестеля. Выяснение направления авторских переработок через сравнение текста разных редакций. «Православный катехизис» С.И.Муравьева-Апостола. Правительственные проекты политического преобразования России второй половины XIX – нач. XX в. Идея дворянского представительства на общегосударственном уровне и отношение к ней самодержавия. Проекты министра внутренних дел П.А.Валуева. Их судьба в историческом контексте либеральных реформ Александра II. Предложения и идеи великого князя Константина Николаевича. Программа М.Т.Лорис-Меликова и оценка ее конституционного потенциала. Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы (1906 г.) как аналог конституционных актов. Делопроизводственная документация. Значение материалов делопроизводства для изучения истории государственного управления Российской империи. Документация высших, центральных и местных органов власти. Изменение ее содержания и системы циркуляции на протяжении XVIII-XIX вв. Судебно-следственные материалы как разновидность делопроизводственных источников. Карательные и судебные органы России первой половины XIX в. Процесс по делу декабристами. Состав судебно-следственных дел. Характер и структура их информации. Публикация материалов суда и следствия над декабристами. Методика их исследования. Проблема признания чужой одушевленности. Интерпретация и анализ содержания судебно-следственных дел. Характер делопроизводства в условиях капиталистического развития страны. Классификация документов, регламентирующих структуру высших, центральных и местных органов государственной власти конца XIX – нач. XX в., раскрывающих ход и результаты их деятельности. Специальные системы делопроизводства: дипломатическая и судебно-следственная документация пореформенной России. Разновидности документов частнокапиталистических предприятий, акционерных обществ, монополистических объединений, банков. |
Российская академия наук Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» (ОД. А. 05. 2) предназначена для аспирантов, обучающихся... | Программа курса Стандарт 520800 «История» Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI – начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального... | ||
Рабочая программа по «Всеобщей истории и истории России» Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической... | Рабочая программа разработана в 2012 г старшим преподавателем кафедры... Специальность: 050714. 65 Олигофренопедагогика, специализация: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ... | Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень)... Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... | Программа дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Концепция нового учебно-методического компле кса по отечественной... Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории | Тесты по отечественной истории для студентов всех специальностей Охватывают все темы учебного курса по Отечественной истории. Затем была разработана программа для компьютера | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Рассмотрено на заседании кафедры отечественной истории «14» апреля 2011 г., протокол №8 | Рабочая программа по дисциплине «отечественной истории» Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Федерального компонента цикла гсэ составлена в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Кафедра российской истории Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом... | Примерная программа наименование дисциплины «Отечественная история» Цель курса «Отечественной истории» – обеспечение студентов знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших... | ||
Программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Пояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших... Цель дисциплины – усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической... |