Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 393.63 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации29.06.2015
Размер393.63 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДС. 4 Источниковедение
Основная образовательная программа подготовки специалиста специальности
050403.65 Культурология(заочная форма обучения)

___________________________________________________________________________

(код и наименование специальности)



Утверждено на заседании кафедры

культурологии

факультета культуры и искусств

(протокол № ___ от________200__г.)

Зав. кафедрой Л.С. Вагинова




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы:

Т.А.Короткова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии
1.2. Рецензенты:

Вагинова Л.С., доктор культурологии, зав.кафедрой культурологии

Васильева В.В., к.п.н, доцент кафедры педагогики МИРПКРО

1.3. Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Источниковедение» имеет цель: изучение основ теории и истории источниковедения и источника как явления культуры.

В связи с этим, в ходе изучения дисциплины, ставятся следующие задачи:

- изучение процесса становления и развития источниковедения;

- изучение источниковедения как вспомогательной науки;

- изучение источника и видового разнообразия источников;

-изучение методов источниковедения.

В ходе изучения курса студент должен знать теоретические основы источниковедения, его методы, изучить источник, виды, свойства.

В ходе освоения учебной дисциплины студент должен владеть навыками методов анализа и синтеза источников, создавать фактологическую базу для исследований. Данная дисциплина тесно связана с учебными дисциплинами: Отечественная история, Теория и история литературы, с дисциплинами культурологического цикла.

В ходе составления программы были использованы учебные материалы:

Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб.пособие для гуманитарных специальностей. – М.: РГУ, 1998. – 702 с.

Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения: учеб.пособие / О.М.Медушевская. – М., 1977. – 86 с.

Рейсер С.А. Основы текстологии: учеб.пособие / С.А.Рейсер. – 2-е изд. – Л.: Просвещение, 1978. – 176 с.
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальностей - прилагается
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогово-го контроля

Трудоемкость/ЗЕТ

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам раб.

1

050403 «Культурология»,заочная форма обучения

2




144

10

8

2

134

зачет



1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Наименование раздела, темы

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

1

Становление и развитие источниковедения. Объект, предмет и методы дисциплины.

1

1







14

2

Понятие источника информации. Объективное и субъект в источнике.

1

1







14

3

Структура информации в источнике.

1

1







12

4

Классификация источников. Достоверность источника.

1

1







12

5

Массовые и уникальные источники

1




1




18

6

Внутренняя и внешняя критика источников.

1




1




18

7

Атрибуция источников.

1

1







12

8

Исторический источник как текст.

1

1







12

9

Источник, копия, подделка.

1

1







10

10

Основные понятия текстологии

1

1







12




Итого:

10

8

2




134



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Становление и развитие источниковедения. Объект, предмет, задачи, методы и проблемы междисциплинарных связей

Истоки возникновения источниковедения. Формирование общих принципов обращения к произведению и авторству как способу понимания произведения. Интерес ученых к исследованиям произведений культуры, к историческим сочинениям, проблемам авторства и жанра. Научные открытия и их влияние на развитие методов анализа исторических источников. Становление термина «источниковедение». Инициативы собирания, изучения исторических документов в России как мощный стимул развития источниковедения и научной критики источников. Изучение источников как позитивистское обобщение методов критического изучения текста источников. Источник как средство получения фактов. Концепция учения об источнике в русской гуманитарной науке (конец XIX в.в.), формирование особого направления источниковедения – комплексного анализа группы произведений одного вида. Роль А.С. Лаппо-Данилевского в создании целостного, систематического учения об источнике. Концепция методологии источниковедения. Понятие об источнике как центр учения. Источниковедение в России (русское источниковедение) – в 20-е годы. Источниковедение в 50-е годы как заметное направление развития отечественного гуманитарного знания. Источник как антропологический ориентир гуманитарного знания. Объект, предмет, задачи современного источниковедения; источниковедческий анализ и синтез. Междисциплинарная проблематика источниковедения: текст, произведение, автор.
Тема 2. Понятие источника информации. Объективное и субъективное в источнике

Источники – объективная основа гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности. Источник – объект источниковедения. Многозначность слова «источник». Источник как произведение, создаваемые людьми в процессе деятельности и зафиксированная в них информация о людях, создавших эти произведения, об историческом времени, места (хронотопе), в котором возникло это произведение. Источник как явление культуры, как интеллектуальный продукт человеческой деятельности. Объективность гуманитарного познания, его научности. Гуманитарное познание как часть знания, его утверждение на принципах научности. Системность, логичность, доказательность гуманитарного знания. Реализация в произведении феномена человеческой личности. Характеристика теоретико-познавательной парадигмы А.С. Лаппо-Данилевского и интерпретация проблемы субъекта и объекта исторического познания. Пути осмысления проблемы. Взгляды Л.П.Карсавина на проблему объективного и субъективного в источнике.
Тема 3. Структура информации в источнике. Проблема достоверности информации

Социальная информация в источнике и особенности ее структуры. Проблема достоверности социальной информации в процессе анализа источника. Выдвижение аргументов в пользу версии правдивости свидетельств, обоснование собственной позиции. Создание психологически достоверного образа автора источника, использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание.

Тема 4. Классификация источников

Многообразие источников и проблема их классификации. Классификация как средство познания многообразия источников. Классификация по видам как наиболее важная в источниковедении. Изучение видов и разновидностей источников как направление источниковедения. Характеристика различных классификационных систем. Источники- «известия», (традиция: устная, письменная, изобразительная); «остатки» и их виды (Э.Бернгейм). Л.Февр, Ш.Самаран, их представления о круге источников и их видовом разнообразии. Обсуловленность видового разнообразия источников закономерностям общественного развития. Общая классификация источников по изучению культуры. Археологические источники, эпиграфия. Этнографические источники. Мифология и фольклор как источники. Документальные, лингвистические источники. Картография. Статистика. Ономастика. Массовые и уникальные источники.
Тема 5. Массовые и уникальные источники

Уникальные источники как источники, не имеющие себе подобных, в связи со специфическими условиями возникновения. Характеристика понятия «уникальные источники». Характеристика уникальных источников.

Массовые источники. Введение понятия «массовые источники» (конец 70-х гг. ХХ в.). в понятийный аппарат науки. Проблема определения понятия «массовый источник». Характеристика подходов. Сопоставление двух основных точек зрения (Б.Г.Литвака и И.Д.Ковальченко). Система признаков массового источника по Б.Г.Литваку: ординарность обстоятельства происхождения; однородность, аналогичность, повторяемость содержания; однотипность (стандартизация) формы. Признаки массового источника по И.Д.Ковальченко. Общественное явление (которое отражает источник) как главный признак.

Массовость как качественная, а не количественная характеристика источника. Различение массовых источников от статистики, «обыденного» источника от массового. Характеристика групп массовых источников.
Тема 6. Внутренняя и внешняя, аналитическая и синтетическая критики источников

Формирование методов исторической критики – системы проверки подлинности и установления достоверности исторических источников. Взаимосвязь критики источников с вопросами интерпретации смысла произведений в целом. Интерпретация источника. Анализ содержания источника. Источниковедческий анализ. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез – методы источниковедения.
Тема 7. Атрибуция источника. Подделка как источник

Атрибуция источника как понятие. Атрибуция как процесс утверждения авторства того или иного писателя: документальное доказательство; идеологический анализ; стилистический анализ. Способы документального обоснования авторства. Документальные данные как наиболее авторитетные и достоверные источники атрибуции. Идеологическая (идейная) атрибуция. Сопоставление «внутренних признаков», «тематических параллелей», текстовые сопоставления. Стилистический анализ как метод атрибуции. Установление авторства средствами стилистического изучения. Анализ стиля. Стилистическая мимикрия. Атрибуционные ошибки. Коньюктурные атрибуции. Dubia как понятие. Дубильные произведения.

Атрибуция и проблема подделок. Понятие «подделка». Подделка как текст с преднамеренно ложным указанием автора, места и времени издания (всех или части этих признаков). Причины появления подделок. Коммерческие подделки. Подделки как историко-литературный факт, как выражение исторического мышления, как факт литературного развития. Подделки –мистификации в зарубежной и русской литературе. Современные способы анализа документа (анализ пергамена, бумаги, чернил, карандаша и пр. посредством рентгеноскопии, макро- и микро-фотографии, фотографии в инфракрасных лучах, химического анализа, графическая экспертиза и др.) как способы определения подделок.
Тема 8. Исторический источник как текст. Значение и смысл текста. Принцип неисчерпаемости текста источника

Исторический источник. Определение понятия. Исторические источники как произведения, созданные людьми целенаправленно и используемый для получения данных об этих людях. Исторический источник как необходимый компонент каждой науки о человеке и обществе.

Проблема текста и его восприятия. Феномен текста. Достижения литературоведения в изучении текста и его восприятия.

Текст как основа источника. Понятие «текст» в широком и узком смысле слова. Текст как упорядоченная совокупность выразительных средств, объединенная целостностью замысла и смысловой законченностью. Текст как информация, зафиксированная любым способом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа. Письменный текст – выражение смысловых единиц с помощью знаков. Уровни текста: семиотический, лексический, семантический. Текст как целостная система. Многообразие текстов. Текст в информационном пространстве. Чтение текста как процесс. Понимание текста. Интерпретация текста. Изучение текста как важнейший этап источниковедческого анализа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск