9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов)





Скачать 269.42 Kb.
Название9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов)
страница1/3
Дата публикации03.07.2013
Размер269.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки»

по истории. Финальный тур – 2013 г.

9–11 класс

1. Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов).

А) Юрьев – Дерпт – ……
Б) …… – Сталинград – Волгоград
В) Ра – Итиль – ……
Г) Царевококшайск – Краснококшайск – … …
Д) … … – Троцк – Красногвардейск
2. Поясните устойчивые определения и исторические наименования, к какому периоду российской истории они относятся (по 1 баллу за каждый правильный ответ, дополнительный балл за указание эпохи, максимально – 6 баллов).

«Матерь Полтавской баталии» –
«Потешные полки» –
«Осударева дорога» –
«Ученая дружина» –
«Юности честное зерцало» –
3. О каких событиях и датах отечественной истории идет речь в приведенных ниже отрывках источников, их буквенные обозначения расположите в хронологической последовательности (по 1 баллу за каждый правильный ответ, дополнительный балл за правильную последовательность, максимально – 6 баллов).

А) Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы».
Б) «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давыд, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславовичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль».
В) В этот же год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельдам вдоволь и оружия, и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: ты добудешь и мы». Послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, прибавлял к прежней дани, и чинили насилие древлянам он и мужи его. Взяв дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращусь и еще похожу [за данью]».
Г) Татары пробили стену у Золотых ворот, также и от Лыбеди у Орининых ворот и у Медяных, от Клязьмы у Волжских ворот и в других местах, разбили весь город, насыпали внутрь камней и по примету вошли в город со стороны Золотых ворот, также и от Лыбеди в Оринины ворота, и в Медяные, от Клязьмы в Волжские и, разбив в других местах город, вошли отовсюду в него, как демоны.
Д) И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».
4. В 1846 г. в газете «Северная пчела» было опубликовано стихотворение «Насильный брак». По словам цензора А.В. Никитенко, «и цензура, и публика сначала поняли так, что графиня Ростопчина говорит о своих собственных отношениях к мужу…». Однако эта публикация вызвала гнев Николая I. Экземпляры газеты подлежали уничтожению, а автору стихотворения, по-видимому, запретили проживать в столице. Какую политическую аллегорию усмотрел в стихах царь (2 балла)? Какие реалии, если считать подозрения царя обоснованными, отразились в приведенных отрывках (3 балла)?

Старый барон:

… Ее призрел я сиротою

И разоренной взял ее,

И дал с державною рукою

Ей покровительство мое;

Одел ее парчой и златом,

Несметной стражей окружил,

И, враг ее чтоб не сманил,

Я сам над ней стою с булатом...

Но недовольна и грустна

Неблагодарная жена!

<…>

Жена:

… Он говорить мне запрещает

На языке моем родном,

Знаменоваться мне мешает

Моим наследственным гербом;

Не смею перед ним гордиться

Старинным именем моим

И предков храмам вековым,

Как предки славные, молиться...

Иной устав принуждена

Принять несчастная жена.

<…>

5. Назовите имена общественных и культурных деятелей. Соотнесите их с приведенными ниже портретами (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов).

1) Исследователь Сибири, член Русского географического общества, предсказал существование и рассчитал координаты Земли Франца-Иосифа, а также Северной Земли. Участник Большого общества агитации и Первого Интернационала, теоретик анархизма. Историк Великой французской революции.
2) Профессиональный врач, оставивший свидетельства о последних днях и минутах жизни А.С. Пушкина. В литературе выступал под псевдонимом «Казак Луганский». Собиратель фольклора, филолог и этнограф. В 1850-е гг. выступал против обучения крестьян грамоте.
3) Крупнейший историк, замечательный лектор. Автор до сих пор популярного «Курса лекций по русской истории», наполненного яркими афоризмами и мастерскими портретами. Баллотировался в I Государственную думу по списку кадетов.
4) Великая русская актриса. Прима Александринского театра и создательница собственного Драматического театра в Петербурге. Одна из первых исполнительниц ролей в пьесах А.П. Чехова и М. Горького. Косвенно участвовала в революционном движении начала XX века.
5) Первая в мире женщина — профессор математики, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Автор повести «Нигилистка» и «Воспоминаний детства». В 1871 г. в осажденном Париже ухаживала за ранеными коммунарами.
А Б В Г Д
6. Соотнесите имена и псевдонимы известных большевиков с фактами из их политической биографии; соответствующие цифры и буквы внесите во вторую таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов).


1. Джугашвили

А. Камо

2. Бронштейн

Б. Сталин

3. Скрябин

В. Зиновьев

4. Тер-Петросян

Г. Троцкий

5. Радомысльский

Д. Молотов




Председатель Реввоенсовета в 1918-1924 гг.




Председатель Исполкома Коминтерна в 1919–1926 гг.




Первый нарком по делам национальностей




Легендарный организатор денежных экспроприаций, приговоренный к смертной казни по 4 эпизодам, которая была заменена заключением в связи с амнистией 1913 г.




Один из немногих большевиков, участвовавших в событиях Февральской революции





7. К какому периоду относятся представленные знаки различия (1 балл)? Расположите их по номерам в порядке возрастания, исключая номер 5 (2 балла). Дополнительно 2 балла за пояснение последовательности (максимально – 5 баллов).

8. Выберите несколько правильных вариантов ответа (до 2 балла за каждое правильное сочетание, максимально – 6 баллов).

I. После встречи И.В. Сталина с высшими иерархами Русской православной церкви 4 сентября 1943 г.

А) Был созван поместный собор для избрания Патриарха

Б) Начались новые гонения на церковь

В) Было возобновлено издание «Журнала Московской патриархии»

Г) Все участники встречи были репрессированы

Д) Начали открываться учебные заведения для подготовки священнослужителей

Е) И.В. Сталин принял крещение
II. Внешнеполитические и международные последствия коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны:

А) укрепление антигитлеровской коалиции

Б) образование ООН

В) выход Японии из войны

Г) создание условий для открытия «второго фронта» в Европе

Д) активизация движения Сопротивления в Европейских странах

Е) начало формирования советского блока
III. Приказ № 227 («Ни шагу назад») предусматривал

А) создание заградительных отрядов

Б) расстрел на месте шпионов и мародеров

В) расстрел на месте паникеров и трусов

Г) создание штрафных рот и батальонов

Д) вывоз или уничтожение имущества в случае отступления

Е) арест семей командиров и политработников, сдавшихся в плен
9. Перед Вами фрагменты двух документов.

Фрагмент1.

Вспоминаются события 8 августа (1. Год__________) года. Этот день для жителей южной окраины (2. Город______________________) остался в памяти на всю жизнь черным днем.

Ожесточенной массированной бомбардировке были подвергнуты не только жилые кварталы, но и узловая железная станция Сарепта и прилегающий речной порт. Здесь скопилось много эшелонов и барж со стратегическими грузами, в том числе с боеприпасами и нефтепродуктами… От непрерывных мощных взрывов дрожала земля, рябило воду в затоне. Горело все, что могло гореть, плавился металл. В знойное небо лениво поднимался от земли тяжелый слой пыли, перемешанный с едким дымом пожарищ и пороха.

Фрагмент 2.

В сентябре основные положения плана наступательной операции, получившей наименование (3. Название «____________»), были одобрены Ставкой Верховного Главнокомандования и ГКО. Выполнение плана было решено возложить на войска вновь создаваемого Юго-Западного фронта – командующий (4. Фамилия______________), Донского фронта – командующий (5. Фамилия_______________________) и (6. Название________________________) фронта – командующий А.И. Еременко. Фронты непосредственно подчинялись Ставке.

О каком сражении идет речь? Укажите его даты (1 балл). Заполните пропуски в тексте (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 7 баллов)
Историческое эссе

Максимальная оценка –50 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе:

1. «Опричнина явилась самодержавной революцией, прервавшей «марш в Европу» молодого Московского государства ради обретения статуса мировой державы. Антиевропейский выбор царя (принципиально новый для тогдашней Москвы) заставил его – впервые в русской истории – прибегнуть к политическому террору» (А. Янов).

2. «Взаимоотношения казачества и российского самодержавия далеко не всегда складывались гладко. Полное подчинение почти независимых казачьих братств на Днепре, Дону, Волге, Тереке и Урале затянулось на несколько столетий. Но в конечном итоге российские монархи, проявляя терпение, упраздняя и создавая по мере необходимости новые казачьи Войска, смогли приручить «старшину», включив ее в состав дворянства, и постепенно добиться безусловного повиновения царским приказам» (В. Безотносный, С. Самонин).

3. «Екатерина не знала народа и причинила ему только зло; ее народом было дворянство…» (А.И. Герцен).

4. «Была ли позиция Александра I, неоднократно заявлявшего о необходимости уничтожения рабства и в марте 1818 г. даже публично обещавшего со временем «даровать» России конституцию, «заигрыванием с либерализмом», как считает большинство исследователей, или в ее основе лежали объективные условия и осознание самодержавием серьезности происходящих процессов?» (С.В. Мироненко).

5. «Предложенная Столыпиным программа системных реформ представляла собой национальный вариант (тип) модернизации России в условиях переходного времени от аграрного общества к индустриальному, от сословного к гражданскому, от неограниченного самодержавия к правовому государству» (В.В. Шелохаев).

6. «Генеральной тенденцией социального развития деревни в советский период являлось ее раскрестьянивание – длительный и многомерный процесс, включающий в себя сокращение численности и доли крестьянства в составе населения государства, региона и деревни, снижение удельного веса крестьянских хозяйств в общем объеме аграрного производства, а также кардинальную трансформацию институциональных характеристик, определяющих его как класс» (В.А. Ильиных).

7. «Термин “Великая Отечественная Война” не признаётся современной зарубежной историографией – согласно последней Великая Отечественная война просто часть “Второй мировой войны”. Великая Отечественная война действительно часть Второй мировой войны, но является её решающей частью, определившей исход Второй мировой войны» (Ю.В. Скороход)

8. «Самой главной, поистине исторической заслугой Хрущева является то, что он начал разрушение тоталитарного режима, сделал большой шаг к свободе, хотя к свободе еще очень ограниченной и непрочной» (В.П. Смирнов).

Ключ к заданиям

9–11 класс
1. а) Тарту, б) Царицын, в) Волга, г) Йошкар-Ола, г) Гатчина
2. «Матерь Полтавской баталии» – битва у Лесной 28 сентября 1708 г.

«Потешные полки» – Семеновский и Преображенский, собранные из детворы одноименных сел для забав юного царя Петра I, позднее – первые гвардейские

«Осударева дорога» – путь проложенный от Белого моря к Онежскому озеру, проложенный по приказу царя в начале Северной войны
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconВарианты обучения и стоимость
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconКаталоги библиотек. Электронные библиотеки
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconУстановка, настройка и использование программы MyTestX
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconЗаполните этот бесплатный оксфордский тест способностей
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconРазработка интерактивных заданий как средство подготовки учащихся...
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconУ заполните этот бесплатный оксфордский тест способностей © 2011...
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconИнструкция для участников Прежде чем приступить к выполнению работы,...
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconСмотрят слайд и отвечают на вопросы учителя и за каждый правильный ответ получают 1 балл
К концу этапа учащиеся повторят опорные понятия необходимые для изучения новой темы за каждый верный ответ получат по1 баллу
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconУрок русского языка в 7 классе Смотр знаний по теме Учитель: Лукинова Т. Н
За каждый правильный ответ вы будете получать сегодня по одному баллу, а за неправильный – 0 баллов. Будьте внимательны, не торопитесь!...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconПравила игры: Каждый класс выбирает команду 5 человек. За каждый...
Ведущий. Мы собрались, чтобы посостязаться в смекалке, внимании, сообразительности, умении логически мыслить. Каждый класс выдвинул...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) icon2012/13 уч год Итоговая аттестация по биологии в 8А классе
В 1- 9 задании необходимо выбрать один правильный ответ из 4 предложенных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правила: в игре принимают участие 2 команды. Каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет большее количество...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconТесты по праву для 10-11 классов для выполнения заданий 1 час 20...
Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А....
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconТайны географических названий
Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глу­бокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным...
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устные ответы 1,3,5 этапов оцениваются по 1баллу за верный ответ. За каждое правильное слово кроссворда команда получает по 1 баллу....
9–11 класс Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов) icon2010 год Ответы к заданиям Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Задание II. (10 баллов, по 2 балла за правильный ответ; 1 балл – указан автор, 1 – указано произведение)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск