Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики





Скачать 52.71 Kb.
НазваниеКонцепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики
Дата публикации19.03.2015
Размер52.71 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Журналистика > Тезисы
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики

Тезисы выступления на методическом семинаре 21.02.2012
1. Целевые установки

1.1. Ведущая установка, в соответствии с задачами высшей школы, – максимально полное развитие личности учащегося в культурном, образовательном и профессионально-прикладном отношениях. Однако в нашем случае имеется в виду личность, познающая себя в журналистике, раскрывающаяся в ней и идентифицирующая себя как профессионала-журналиста. Конечно, факультет выпустил немало людей, нашедших себя в литературе, искусстве, политике, общественной и предпринимательской деятельности. Однако идейным ядром учебно-воспитательного процесса служит журналистская идентификация, подобно тому, как медицина служит системообразующей основой в медицинском университете, педагогика – в педагогическом и т. п.

1.2. Соответственно, необходимо отчетливо выразить профессиональную доминанту в учебно-методической и преподавательской работе, а также в составе ценностей, разделяемых преподавателями и учащимися.

1.3. Концептуальное понимание профессиональной подготовки журналистов в СПбГУ следует зафиксировать в описании модели выпускника. Она в общих чертах не может не совпадать с государственными стандартами, но в то же время должна нести в себе черты петербургской школы. Вероятно, с нею нужно знакомить студентов (например, в курсе Введение в специальность) и представить в локальных нормативных документах. В настоящее время такая модель не построена. Из опыта: экзаменационный вопрос о комплексе профессиональных характеристик журналиста способен поставить в затруднение не только студента, но и многих преподавателей.
2. Содержание профессиональной подготовки

2.1. Предположительно можно сказать, что профессиональная подготовка журналистов в СПбГУ понимается шире и многообразнее, чем трансляция знаний об организации труда и развитие практических навыков. Все дисциплины профессионального цикла должны быть устремлены к журналистике, с минимальными отклонениями в сторону «чистой» науки (психологии, филологии, социологии, менеджмента и др.). Разумеется, речь идет не о снижении фундаментального уровня преподавания, а об адаптации дисциплин к профессиональному самосознанию учащихся. Это условие приобретает первостепенную актуальность в связи с сокращением срока обучения до 4 лет.

2.2. В технологическом отношении подготовка нацелена на знакомство с полным циклом редакционного производства. Одной из главных целей прошедшей реорганизации ряда кафедр был поворот к этому полному циклу – от начальных стадий работы над единичным материалом до организации выпуска номера (программы) СМИ. Установка на овладение главным образом формами материала для публикации (жанрами в первую очередь) представляется архаичной и невыигрышной с точки зрения повышения квалификации выпускника.
3. Методика обучения

3.1. Общая идея совершенствования методики заключается в обеспечении непрерывного роста специалиста на основе регулярного пополнения профессионального багажа знаний и умений и столь же регулярного выполнения профессиональных обязанностей, в различных формах. Неспособность студента справиться с задачами каждого очередного этапа подготовки несовместима с пребыванием в составе студентов. Дополнительным эффектом реализации данной установки является заметное повышение интенсивности учебного процесса. Вся профессионально-прикладная подготовка строится по единому графику, в котором предусмотрены номенклатура практических заданий и сроки их выполнения. С этой целью потребуется выполнить тщательную сверку учебно-методической документации кафедр.

3.2. Установка на повышение интенсивности подготовки реализуется в регулярном выполнении практических заданий (начиная со II семестра – фактически в непрерывной внутрисеместровой практике, в различных формах). Отчетность устанавливается с определенной периодичностью (ежемесячно, каждые 2 недели и т. п.) с балльной оценкой. Оптовая сдача заданий в конце семестра не допускается. Тем самым достигается один из главных эффектов профессиональной подготовки – приучение к регулярному и ответственному выполнению обязанностей, формирование журналиста как делового «служебного» человека.

3.3. Данные положения относятся не только к собственно практическим дисциплинам. Например, по курсу Правовых основ журналистики требуется выполнение практических заданий, связанных с нормативным регулированием массово-информационной деятельности. Рефераты, как механическое компилирование источников, не отвечают поставленным задачам и, по всей видимости, вообще не являются оптимальным жанром контрольного задания или отработки.

3.4. Устремленность к профессии особенно важна на этапе магистерской подготовки. Значительная часть магистрантов не имеет базового журналистского образования. Ликвидировать этот дефицит с помощью дополнительных курсов (журналистского «ликбеза») не позволяет учебный план. Реальный выход из коллизии заключается в насыщении преподавания профессионально-прикладным материалом и профессионально-прикладными заданиями, включая подготовку журналистских публикаций в качестве контрольных работ.

3.5. Центральное место в подготовке занимает учебная газета. В настоящее время она мало походит на реальное СМИ, во всех отношениях. Необходимо обеспечить, во-первых, воспроизведение того процесса работы над номером, который есть в практике «настоящих» СМИ, во-вторых, высококачественное редактирование выпусков, а для этого нужна должность постоянного редактора, в-третьих, нарастающую сложность решаемых учебных задача (условно говоря, от простой сетевой ленты новостей до цветного еженедельника). При этом каждый выпуск воспроизводит модель СМИ определенного типа (вечерняя газета, деловое издание, газета выходного дня и т. п.), содержание и формы публикаций которых диктуются реальными событиями, а не личными пожеланиями студенческой группы. В то же время не следует выходить за рамки учебного назначения газеты. Она служит учебной лабораторией, в которой раскрывается тот уровень квалификации студента, который относится к определенному курсу. Первокурснику положено уметь мало – и газета по качеству не может претендовать на высокие профессиональные оценки. Возможно, подобные ученические опыты целесообразно выполнять в электронном формате, без распечатывания тиража и тем более вывешивания для всеобщего ознакомления.
4. Воспитательная (внеучебная) работа

4.1. Нужно всячески повышать престижность овладения профессиональным мастерством (не в ущерб ценности академической успеваемости, а также научного и иного творчества, раскрывающего потенциал личности студента). Студент должен явно ощущать, что его профессиональный рост – это предмет внимания и гордости всего факультета. С этой целью имеет смысл вернуться к традициям нашего «прежнего журфака» и использовать богатый опыт других университетов страны и зарубежья. К примеру, наряду с научными конкурсами для учащихся учредить конкурсы профессионального мастерства и премии (премию декана, имени известных выпускников – Ю. Роста, Л. Парфенова, В. Богданова, Г. Селезнева, А. Радина и др., постоянные премии федеральных и петербургских СМИ…). Необходимы сменяемые выставки профессиональных работ учащихся, в том числе в сетевом варианте.

4.2. Сказанное в первую очередь относится к организации производственной практики и подведению ее итогов. С учетом всех финансовых и организационных сложностей требуется, тем не менее, расширить географию практики, чтобы выезды в иные города и страны, в том числе практика в ведущих мировых СМИ не были исключительными случаями. Так, уже достигнута договоренность о поддержке наших практикантов со стороны МГУ и Львовского национального университета, в рамках договоров о сотрудничестве; у нас есть и другие договоры и могут появиться новые. Защита практики нуждается в гораздо большем времени, чем отводится сейчас, а подведение итогов – в специальном вечере (дне?) практики, который носил бы главным образом учебно-производственный характер.

4.3. В ряде университетов принято публиковать сборники профессиональных работ студентов. Такой альманах мог бы издаваться по материалам профессиональных конкурсов.

4.4. При составлении рейтингов учащихся профессиональные достижения должны получить высокий удельный вес. Для этого требуется ввести систематический учет профессиональной активности, чтобы опираться на надежную базу данных.
21.02.2012 проф. С. Г. Корконосенко

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconК вопросу о методологии преподавания философии на факультете мтд
Преподавание гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, требует разностороннего подхода с учетом специфики факультета, различных...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики icon«Обобщение и систематизация позитивного педагогического опыта как...
Цель: непрерывное совершенствование и обновление педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области преподавания...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconКонцепция преподавания китайского языка Концепция преподавания китайского...
Ниу вшэ основывается на требованиях к профессиональной подготовке студентов-бакалавров по направлению 032100. 62 "Востоковедение...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики icon«Происхождение аффиксов» из раздела «Этимологическая характеристика...
Лексикология является одной из базовых профессиональных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению 031100 «Лингвистика» и входит...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconФакультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа
Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconРабочая программа учебной дисциплины учет животных для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока профессиональных научных дисциплин вариативной части по выбору
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconРабочая программа учебной дисциплины учет животных для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока профессиональных научных дисциплин вариативной части по выбору
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью возрождения традиций публикации статей по методике преподавания учебных дисциплин кафедры, нами разработан специальный проект,...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...
Дисциплина "Система западной словесности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Заведующая кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, профессор кафедры филологических дисциплин...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconПрограмма разработана для тех, в чью деятельность психология творчества...
Цель. Программа разработана для тех, в чью деятельность психология творчества войдет как одна из профессиональных дисциплин, которая...
Концепция преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики iconОтчет об использовании инновационных педагогических технологий в...
Тудентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач преподаватели комиссии экономических дисциплин...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск