Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 227.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.02.2014
Размер227.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Финансы > Документы


Финансовая Академия при Правительстве РФ
Кафедра "Аудит и контроль"
Проект: Теория и практика преподавания финансово-контрольных дисциплин




Уважаемые коллеги!

Повышение качества образовательного процесса было и остается одной из важнейших задач кафедры. С целью возрождения традиций публикации статей по методике преподавания учебных дисциплин кафедры, нами разработан специальный проект, целью которого является обобщение опыта, распространение лучшей практики преподавания дисциплин финансового контроля, аудита и ревизии.

Мы будем рады, если подготовленный нами материал будет полезен коллегам из других вузов. Ваши предложения и замечания присылайте, пожалуйста, на электронный адрес кафедры: aik@fa.ru.
Заведующий кафедрой, профессор Р. П. Булыга

Интерактивные методы обучения в преподавании финансово-контрольных дисциплин в вузе


Автор: доцент кафедры "Аудит и контроль" Бровкина Н.Д.

Оглавление


Интерактивные методы обучения в преподавании финансово-контрольных дисциплин в вузе 3

Введение 3

Интерактивные методы обучения 4

Проблемы применения интерактивных методов 5

Интерактивные лекции 6

Интерактивный семинар 8

Круглый стол 9

Мозговой штурм 10

Деловая игра 10

Кейс-метод (разбор ситуаций) 10

Дискуссия 12

Тренинг 12

Проектный семинар 12

Творческие задания 13

«Большой круг» 13

«Аквариум» 13

Приложение 1. Пример сценария интерактивной лекции. "Ученик в роли учителя". Дисциплина аудит. Тема "Цели аудита". 14

Источники 16


Введение


Изучение финансово-контрольных дисциплин, в состав которых входят основы организации финансового контроля, внешнего и внутреннего аудита, ревизии, направлено на получение слушателями теоретических основ организации и методологии финансового контроля, а также навыков осуществления контрольных мероприятий.

Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышленного производства, но и сферы производства услуг и технологий, в том числе образовательного процесса. Одной из сторон инновационного развития высшего учебного заведения является его ориентация на становление и развития личности слушателя, получения им навыков, вернее "привычки" учиться постоянно, совершенствовать свои знания. Модель "студента обучающегося" в отличии от "студента обучаемого" требует разработки новых подходов к обучению. Современные разработки в области педагогики содержат достаточное количество материалов, раскрывающих суть образовательных процессов ХХI века, - интерактивных методов обучение.

Вместе с тем, практическая педагогическая деятельность нуждается в разработках методического уровня, ориентированных на их реальную реализацию в аудитории при изучении конкретной учебной дисциплины. С учетом того, что интерактивные методы обучения представляют достаточно новую для многих преподавателей категорию, рассмотрению их сущности и возможности практического применения посвящена данная статья.

Интерактивные методы обучения


Методы обучения [цитируется по 1] – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.


Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Термин интерактивное обучение сегодня используется применительно к технологиям дистанционного образования, Интернет-образования гораздо более активно, чем в отношении привычного и наиболее распространенного  обучения в условиях непосредственных контактов преподавателя с обучаемыми.

Изложенная выше классификация не является бесспорной. Существуют и другие определения интерактивных форм обучения.

Проблемы применения интерактивных методов


[цитируется по 6] В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Зарубежная практика. Исследования [6], проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, [цитируется по 2] что несмотря на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают доминировать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:

  • более длительная традиция использования пассивных методов

  • недоверие к относительно инновационным методам,

  • отсутствие собственного опыта интерактивного обучения  у педагогов,

  • недостаточная методическая подготовленность педагогов.

Очевидно и то, что  в последние годы возрастает раздражение практических педагогов по поводу новых моделей образования, и это во многом оправдано отсутствием  конкретных методических материалов, без которых невозможно воплотить новые педагогические идеи в практику, сколь бы убедительно не звучали лекции и исследования ученых.  Даже самые творческие учителя и студенты вузов испытывают потребность в практическом освоении новых технологических решений, которые позволяют обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям.

Вместе с тем, психологи отмечают, что и интерактивные методы обучения не являются единственно верными. Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучаемых, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющим существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте объяснительно-иллюстративные, традиционные методы обучения являются более универсальными. Студенты должны иметь возможность выбора "режима обучения".

Интерактивные лекции


Лекции в сегодняшних условиях остаются одной из стандартных форм преподавания теоретических основ любой учебной дисциплины. Дискуссионным является вопрос о полном отказе от чтения лекций, то есть ведение только практических и/или семинарских занятий. Альтернативная точка зрения состоит в том, что логически изложенный теоретический материал студенты в состоянии прочитать самостоятельно, и попытаться применить эти знания для решения практической ситуации, когда возникающие проблемы потребует повторного обращения и более тщательного изучения теоретических основ.

С точки зрения автора, в этом случае основные идеи лекции преподаватель "дублирует" на практическом и/или семинарском занятии, комментируя подготовленные студентами решения. Такой подход дает существенный выигрыш во времени. Распределение же времени, "сэкономленного" на лекциях, перераспределяется на семинары, что приводит к увеличению совокупной нагрузки преподавателей. Используя собственный опыт, могу сказать, что существенного ущерба уровню преподавания дисциплины при обеспечении студентов качественными учебниками отсутствие лекций не принесло. Хотя взгляды преподавателей различны, от полного неприятия отказа от традиционных лекций до интереса к этой идеи. Одной из моделей решения данного вопроса может оказаться подготовка видеокурса лекций. Такая работа сейчас ведется на нашей кафедре, но возникает очень много проблем - от технических аспектов до защиты авторского права. Не секрет, что по устоявшимся вопросам преподаватель читает в основном один и тот же текст, да - по разному с разными комментариями, но по сути - одно и тоже, то что он написал в учебнике, что отражает его точку зрения на дисциплину как специалиста. Наличие видеокурсов даст студентам возможность услышать лекции и других специалистов, имеющих другую, свою точку зрения на предмет.

Можно ли считать видеолекцию интерактивной формой обучения? Исходя из данного выше определения скорее нет. Кроме того, студент лишается возможности задать вопрос преподавателю во время просмотра лекции. Плюсы: можно смотреть в удобное время, несколько раз, возвращаясь к непонятному вопросу. Современные интернет-технологии позволяют задать вопрос преподавателю по электронной почте, или на форуме, что широко применяется в технологиях дистанционного обучения Финакадемии.

Активная лекция. Может ли быть вообще лекция активной формой обучения. В изученной автором литературе нет однозначного ответа. Существуют точки зрения, что активной формой может являться:

  • лекция с использованием слайдов (в Финакадемии слайды использует почти каждый преподаватель). С точки зрения автора, признание такой лекции активной формой не бесспорно, так как слайды никак не влияют на процесс общения преподавателя и студента;



  • лекция с использованием видеоматериалов, лекция в интернет-среде (видеоконференции и т.д.). Часто такие лекции называют интерактивными. Если следовать изложенному выше определению, то это пассивная форма обучения не предусматривающая отклика аудитории.



  • "ученик в роли учителя". Из определения активной формы условием является наличие диалога между преподавателем и студентами. В интернете можно увидеть следующий сценарий интерактивной лекции: команды готовят задание по теме лекции и представляют аудитории. По мнению автора, здесь нет признака активности или интерактивности - процесса обмена информацией в ходе самой лекции. Такой процесс осуществляется на предварительном этапе подготовки такой лекции. По опыту это достаточно большой объем работы: разработка сценариев, подготовка команд, репетиции, организация презентаций. С точки зрения теории идет речь лишь о замене "повествующей фигуры" - преподавателя на команду студентов. Хотя несомненно, для студентов это более интересная форма обучения и широко практикуется в последнее время в Финакадемии. Несомненно, увеличивается нагрузка преподавателя. Относимость этой формы к интерактивной форме обучения дискуссионна. К активной форме обучения ее можно отнести при условии участия в ней основной массы слушателей. Если поток 100 человек, а представляют тему пять, является ли это активной формой? Приходит на ум сравнение с детскими театрами, где детей периодически просят потопать, похлопать, сказать куда ушел ослик и т.д. То есть на лекции надо вовлечь в дискуссию весь поток, а чтобы лекция была интерактивной - дать время студентам пообщаться между собой.



  • лекция в форме дискуссии. Дискуссия может вестись между двумя преподавателями, или двумя студентами, командами. В этом случае участие слушателей пассивное, хотя несомненно им более интересное. Активной может считаться лекция, предусматривающая дискуссию с залом. А интерактивной - дискуссию слушателей лекции между собой.

Одной из проблем активной формы лекции - отсутствие вопросов студентов. Почему они не задают вопросы? Ответ очевиден - им все ясно. Проблемы возникнут при решении задач. Возможный выход- давать им задачи заранее, чтобы лекция была возможностью задать уже возникший на практике вопрос. Я пробовала, но не получилось. Сработал стереотип: задачи решать после лекции на эту тему. Даже отличницы не стали решать задачи до лекции (что несомненно связано и с загрузкой по другим учебным дисциплинам). Попытки исправить эту ситуацию вызвали некоторого рода агрессию у студентов "как мы можем решать, когда еще не было лекции на эту тему" - " а что же вы не посмотрели учебник?" - "так эту тему еще не проходили". Получился какой-то замкнутый круг.

Интерактивная лекция. [цитируется по 4] Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры:

• участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором.

• предполагает презентацию со стороны инструктора.

Существуют и другие определения интреактивной лекции [ 5].

Зарубежная практика. В ряде американских университетов [7], например в MIT (Массачусетский Технологический), происходят серьезные изменения в технологии обучения - большие поточные лекции на 300 человек заменяют интерактивные занятия в небольших группах. В классе вместо традиционной доски установлено множество интерактивных досок и дисплеев. Профессор делает краткую презентацию, которую можно смотреть на всех дисплеях и затем студенты совместно с ассистентами преподавателя совместно работают в небольших группах, используя доски, компьютеры и возможно другое оборудование.

Возможно, речь идет о создании нового "микса" - полулекция -полусеминар. Изложение теории -решение задач, изложение теории- решение задач и т.д.

Интерактивный семинар


Принципы построения интерактивного семинара (подробнее см. [3]):

  • студенты должны общаться между собой (по парам, тройкам, командам, или свободное общение и выбор собеседника);

  • деление по группам должно быть преимущественно добровольным, хотя допускается и формирование команд преподавателем;

  • студенты должны быть психологически готовы к такого рода занятиям (в Финакадемии, по моему опыту такой проблемы нет, так как командные занятия довольно распространены)

  • уровень заданий должен быть адекватным уровню подготовки студента;

  • аудитория должна позволять работать по группам (достаточное количество мест для удобства общения).

Основной проблемой командной работы на семинаре, для меня как для преподавателя, стала не только проблема подготовки творческих заданий, а определение оценка вклада каждого из участников команды в общий результата. Для вузов, перешедших на бальную оценку успеваемости студента (в Финакадемии такая система действует уже достаточно давно), это одна из актуальных проблем. К сожалению, основным вопросом студента является не "Пригодится ли мне это в практической деятельности", а "Сколько я получу за это баллов". Здесь много проблем, особенно когда подготовка игры или кейс-стади ведется не только в аудитории, а и дома. Студент мог подготовить решение всей задачи, а на семинар не явился - заболел. Решение представляли другие члены команды. Или "молчуны". Есть в любой группе, присоединяются к команде, но особо ничего не делают. В своей практике я выделяют количество баллов на группу (например 5 баллов на каждого участника группы х количество человек в группе) и предлагаю распределить общее количество баллов самим членам группы между участниками. С одной стороны это эмитация процесса оплаты труда, с другой стороны иногда срабатывает принцип "чтобы никого не обидеть", но в целом модель устраивает и меня и студентов. Правда, отличники могут набрать в итоге более 100 баллов (оценка не выше 100), как самые активные участники, но это незначительный недостаток.

Различают несколько моделей построения интерактивного семинара и практического занятия (классификация дается по стандартам Финакадемии).

Круглый стол


Один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется тем, что:

  • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
В принципе круглым столом можно считать часть семинара, на котором проводится свободное обсуждение темы.

Мозговой штурм


Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

В практике автора «мозговой штурм» студентов выдвигает достаточно фантастические идеи. В силу возраста и игровой ситуации студенты не слишком озадачиваются нормативным обоснованием своих идей.

Интересным примером может служить следующая задача. Кондитерская фабрика разработала новый вид конфет: «Сало в шоколаде». Достаточно дорогостоящая технология производства отражена в составе нематериальных активов. Массовое производство конфет еще не начато. Маркетологи разделились в оценке перспективности рынка. Проблема: одна команда – бухгалтеры – обосновать правильность учета технологии как НМА, другая команда – аудиторы – обоснование несоответствие технологии критериям НМА.

Деловая игра


Действующими лицами являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами. Подробнее см. [11].

Автор в течении ряда лет использует следующую деловую игру. Поскольку студенты еще достаточно слабо представляют процесс формирования показателей бухгалтерской отчетности реальной организации, отрабатывать основные элементы аудита можно на данных журнала посещаемости. Здесь можно оценить риски, существенность и значимость посещаемости по различным предметам, а также процедуры проверки данных о посещении. Игра вызывает неподдельный интерес у студентов.

Кейс-метод (разбор ситуаций)


Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

Пример полевой ситуации. Влияет ли факт законности операции на порядок ее отражения в бухгалтерском учете? Может ли факт нарушения законодательства влиять на достоверность показателей бухгалтерской отчетности? Проанализируйте следующие ситуации (при условии, что сами операции отражены в учете правильно, и налоги с фактической сделки уплачены):
общество арендует помещение, и без согласия собственника сдает его в субаренду;
срок лицензии истек, но общество продолжает заниматься лицензируемой деятельностью без наличия решения;
строительство может вестись только после получения разрешения на строительство. Общество ведет строительство здания нового офиса без разрешения на строительство (расходы учитывают на счете 08);
Трудовым кодексом РФ установлена максимальная продолжительность сверхурочной работы. Некоторые работники Общества по табелю рабочего времени отработали уже больше, чем разрешено Кодексом (расходы на оплату труда включены в себестоимость реализованной продукции);
эксплуатация башенного крана разрешается после получения разрешения на ввод от органов технического надзора. Организация оформила акт формы ОС-1, и отразила кран в составе основных средств, начисляется амортизация в бухгалтерском и в налоговом учете (фактически кран еще не использовался, но технология использования башенных кранов такова, что кран не может все время эксплуатироваться, после работы на одной стройке он демонтируется и лежит на складе до нового заказа)
Пример вымышленной ситуации.

Ситуация 1. Молодой аудитор три месяца был в командировке в Норильске, проверяя крупный горнообогатительный комбинат. Возвратившись, он получил от будущей тещи подарок - 10 акций того самого ГОК. Дата регистрации покупки на его имя - как раз начало проверки. Общее количество акций выпущенных акций ГОК - 20 млн. штук. Каковы должны быть действия аудитора?

Ситуация. Выпускник Академии стал аудитором. Его бабушка, финансовый директор крупного акционерного общества предложила ему создать свою аудиторскую организацию и проводить аудит ее организации. Есть ли законодательные или этические ограничения для аудитора?

Дискуссия


Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником.

В практике нашей кафедры дискуссия проводится после доклада студента на определенную тему.

Тренинг


При проведении практических занятий интерактивной формой обучения является тренинг. Общепризнанного определения слова «тренинг» не существует. В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности» (подробнее см. [9]).


«Каждый учит каждого»
Каждому студенту дается листок с заданием, которое надо выучить (содержание может повторяться). Например, "как влияет на объем аудиторской выборки величина генеральной совокупности?". Студент должен сам подготовить на него ответ, а затем попытаться объяснить другим членам команды (группы). См. подробнее, например: http://streetlaw.narod.ru/methods/learning.htm

Проектный семинар


Разбираются исследовательские проекты с использованием особой технологии обсуждения (подробнее...). [10] . Цель проектного семинара – помочь студентам (бакалаврам и магистрам) доработать свои проектные замыслы. В ГУ ВШЭ принят следующий порядок. Содержание проекта высылается участникам для ознакомления заранее. Вступительное слово докладчика отсутствует. Обсуждение каждого проекта состоит из четырех частей.

1.      Участники задают вопросы автору (без ограничений на число вопросов).

2.      Автор отвечает на вопросы и уточняет позицию (в пределах 15 минут).

3.      Участники критически обсуждают проект, высказывают пожелания автору.

4.      Автор благодарит участников за помощь.

Обычное время обсуждения одного проекта – 60 мин. За один семинар обсуждается два проекта.

Творческие задания


Под творческими заданиями [1] понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения

  • является практическим и полезным для учащихся

  • связано с жизнью учащихся

  • вызывает интерес у учащихся

  • максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

«Большой круг»


Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа знакомится с поставленной проблемой.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник команды индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый участник зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

Хороший эффект дает такая форма работы при разработке систем внутреннего контроля, например, контрольных мероприятий по предупреждению рисков на конкретном участке учета.

«Аквариум»


Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название — аквариум.

Приложение 1. Пример сценария интерактивной лекции. "Ученик в роли учителя". Дисциплина аудит. Тема "Цели аудита".


На лекции команда представляет подготовленный сценарий. Затем обращается к аудитории, предлагая обсудить данный вопрос, затем излагает подготовленное решение.

Сценарий. Должен ли аудитор защищать интересы кредиторов?
При проведении аудита туристической фирмы выявлена следующая ситуация. Туристическая компания объявила очень заманчивую акцию:

"Заплати сегодня 100 евро и через год поедешь на неделю в Европу без доплаты".

При анализе деятельности аудитор пришел к выводу - это классическая финансовая пирамида. Поездка в Европу первых клиентов оплачивается за счет денег, поступивших от других клиентов. Причем поток клиентов все возрастает.

Формально все операции в отчетности отражены верно. В отчетности отражены убытки, но когда приходят покупать тур, разве смотрят на отчетность?

Каковы должны быть действия аудитора?
Сценка (3-5 минут): Участники : Руководитель и аудитор.
Аудитор: (имя отчество), у меня к Вам вопрос по условиям продажи туров.
Руководитель: Пожалуйста, какие у Вас вопросы.
Аудитор: (имя, отчество), меня интересует экономическая обоснованность формирования цены тура. Очевидно, что 100 евро за недельную поездку в Европу это мало.

Руководитель: О, это специально разработанная стратегия для выхода на рынок. В туризме очень сильна конкуренция, надо сначала переманить клиентов. Если Вас волнует финансовая сторона дела, то пожалуйста, вот финансовый план (показывает паку с бумагами). Здесь все расписано - постепенное повышение цен, выход на самоокупаемость, получение прибыли планируется только через три года. У Вас большой опыт, три года для становления новой компании - это нормально, правда ведь?
Аудитор: но те клиенты, которые заплатили по 100 евро сейчас несут риск того, что Вы не сможете выполнить свои условия, например, Ваш план не сработает, и турфирма разорится.
Руководитель: Ну, дорогой мы, бизнес - это, как в гражданском кодексе - на свой страх и риск.

Аудитор: Вот именно, свой риск, а не клиентов.
Руководитель: Не хотят рисковать, пусть не платят. Я же не отнимаю у них деньги, сами несут.
Аудитор: Мне кажется, в сложившейся ситуации, я обязан буду в аудиторском заключении выразить сомнение в эффективности вашей деятельности.
Руководитель: Насколько я знаю, по Закону об аудиторской деятельности ваша задача в том, чтобы проверить правильность отчетности, а не оценивать эффективность деятельности компании.
Аудитор: На достоверность отчетности влияют много факторов, в том числе насколько раскрыты в пояснениях к отчетности риски деятельности организации.
Руководитель: Риск- неотъемлемая часть бизнеса. Мне неизвестны случаи, чтобы в отчетности компании перечисляли все виды существующих рисков.
Аудитор: Я считаю, что существует реальная угроза для Ваших клиентов потерять вложенные деньги.
Руководитель: На каком основании?
Аудитор: Есть Ваш финансовый план не будет выполнен...
Руководитель: Я думаю, никто не может сказать, будет он выполнен или нет. На достоверность бухгалтерской отчетности это не влияет.
Аудитор: Ваша позиция мне понятна, спасибо.

(Аудитор уходит). Завершение сценки.
(Сценку можно записать заранее на цифровое видео (при условии наличия необходимой техники для просмотра в учебной аудитории).
Группе предлагается обсудить ситуацию "Что делать аудитору в этой ситуации", обоснованность позиций аудитора и руководителя. Обсуждение 5-10 минут.
Решение ситуации готовит вся команда. В команде выбираются:


  • исполнители ролей руководителя и аудитора, они готовят и исполняют сделкуисполните ролей руководителей аудиторской организации (один или два человека), они рассказывают группе подготовленное решение

  • ведущего сценарий (он представляет сценарий, затем ведет обсуждение, затем приглашает выступить с решением ситуации, завершает сценарий "Спасибо всем за активное участие")



Источники


[1] http://ru.wikipedia.org/

[2] Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации. Т.Л.Чепель, кандидат психологических наук, профессор кафедры  психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ, Яковенко Т.Д., ст. препод. кафедры  психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ. http://concord.websib.ru/page.php?article=88&item=2

[3] Интерактивное обучение: новые подходы. Н. Суворова, ст. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук. http://www.mosedu.ru/ru/tutor/methods/interactive.php

[4] http://www.metodmaster.ru/articles/format-interaktivnaya-lektsiya

[5] http://letopisi.ru

[6] http://festival.1september.ru/articles/512797/

[7] http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/01/blog-post_14.html

[8] http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=496

[9] http://www.treko.ru/show_article_913

[10] http://new.hse.ru/sites/ecsoclab/second/project_how.aspx

[11] http://ru.wikipedia.org/wiki

Статья: Интерактивные методы обучения в преподавании финансово-контрольных дисциплин в вузе

© Финакадемия, 2010 © Бровкина Н.Д. 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск