Задача лекционных занятий





Скачать 154.17 Kb.
НазваниеЗадача лекционных занятий
Дата публикации11.04.2015
Размер154.17 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Журналистика > Задача
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ


    1. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель курса – обучить студентов основам Международного гуманитарного права (МГП), дать знания о методах освещения в СМИ вооруженных конфликтов.

Задачи курса:

  • разъяснить студентам основные принципы Международного гуманитарного права, методологию освещения средствами массовой информации вооруженных конфликтов с учетом требований МГП;

  • дать студентам представление о приемах работы и основах безопасности во время пребывания в зоне вооруженного конфликта.




    1. Требования к знаниям и умениям


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- содержание основных документов, регламентирующих международную журналистскую деятельность;

- сферу применения МГП;

- основные правила поведения журналиста в зоне вооруженного конфликта.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- использовать полученные знания в журналистской практике;

- использовать новые информационные технологии при освещении вооруженных конфликтов;

- планировать свою деятельность, основываясь на положениях МГП.
1.3. Связь курса с другими учебными дисциплинами

Дисциплина «Международное гуманитарное право» и СМИ углубляет тематику курсов «Правовые основы журналистики» и «Профессиональная этика журналиста», которые читаются параллельно.
1.4. Методика преподавания курса
Учебный процесс по курсу осуществляется в форме лекций. Задача лекционных занятий – изложение теоретического материала в рамках ниже указанной программы. Предпочтительная форма проведения лекционных занятий – перемежение лекционного материала и дискуссии. Дискуссии по заранее объявленным темам проходят в свободной форме и имеют целью выявление знания, понимания проблемы и способности критической оценки различных подходов к анализу исторического и современного отечественного и зарубежного опыта участия журналистов в освещении военных конфликтов.

Во время самостоятельной работы по усвоению курса студенты готовят рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах. Результаты самостоятельной работы оформляются в специальные папки и принимаются во внимание при выставлении зачета по результатам изучения курса.

1.5. Формы контроля и итоговая оценка

Оценка успеваемости

Дисциплина оценивается в ходе зачета.

Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:

  • активное участие в дискуссиях;

  • посещение лекций;

  • написание письменных работ по заданной теме (рефераты, рецензии, публикации в газетах и журналах);

  • подготовка и проведение презентации по заданной теме;

  • ответ во время зачета (зачет проводится в форме собеседования, обязателен дополнительный вопрос по каждой пропущенной или плохо отработанной теме).


Учебная программа подготовлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 «Журналистика».


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Наименование тем, их содержание, объем в часах





п/п

Наименование тем, разделов

Общая трудоемкость (часов)

Ауди-торные

занятия

(часов)

Лек-

ции

Практи-ческие

(семи-нарские)

занятия

1.

Тема 1. Происхождение и развитие Международного гуманитарного права


2

2




2.

Тема 2. Международное гуманитарное право и защита жертв вооруженного конфликта



2

2




3.

Тема 3. Применение Международного гуманитарного права


2

2




4.

Тема 4. Международное гуманитарное право о защите журналистов в зоне вооружен­ных конфликтов


2

2




5.

Тема 5. Освещение СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера


2

2




6.

Тема 6. Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта


2

2




7.

Тема 7. Телевидение и вооруженный конфликт


2

2




8.

Тема 8. Журналистика и вооруженный конфликт: основные проблемы в начале XXI в.

3

3




    1. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Происхождение и развитие Международного гуманитарного права

История зарождения и развития МГП. Женевские конвенции 1949 г. и Дополни­тельные протоколы к ним 1977г. Основные положения МГП. Эволюция вооруженных конфликтов в XX в.
Тема 2. Международное гуманитарное право и защита жертв вооруженного конфликта
Соотношение положений МГП и законов о правах человека. Положения МГП о гражданском населении, военнопленных, раненых. Оказание гуманитарной помощи военнопленным и раненым. Защита беженцев и перемещенных лиц.
Тема 3. Применение Международного гуманитарного права

Последствия нарушения МГП. Коллективная ответственность государств за соблю­дение норм МГП. Индивидуальная ответственность за нарушения МГП. Деятельность Международного трибунала по военным преступлениям. Проблемы в области приме­нения МГП и перспективы их разрешения.
Тема 4. Международное гуманитарное право о защите журналистов в зоне вооружен­ных конфликтов

Деятельность Международного комитета Красного Креста по распространению МГП. Защита журналистов в зоне вооруженного конфликта. Основные международные институты, работающие в зоне вооруженного конфликта, и порядок установления связи с ними.
Тема 5. Освещение СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера

Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов. Приемы и методы освещения СМИ вооруженных конфликтов. Сравнительный анализ российских и западных традиций и технологий в освещении вооруженных конфликтов и гуманитарных вопросов. Освещение проблем гражданско­го населения, находящегося в зоне вооруженного конфликта, беженцев и перемещен­ных лиц, военнопленных, оказания гуманитарной помощи, использования запрещен­ных видов вооружения. Проблемы свободы печати и журналистской этики в зоне вооруженного конфликта.
Тема 6. Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта

Подготовка журналистов для командировки в зону вооруженного конфликта. Эки­пировка. Порядок аккредитации в зоне вооруженного конфликта. Доступ к источникам информации. Секретная информация, конфиденциальная информация и порядок рабо­ты с ней. Журналистское удостоверение, одежда, символика, опознавательные знаки. Перемещение в зоне вооруженного конфликта. Использование средств связи и способы передачи информации в редакцию. Использование бронежилетов и других индивиду­альных средств защиты. Журналист и оружие.
Тема 7. Телевидение и вооруженный конфликт

Роль телевидения в освещении вооруженных конфликтов и гуманитарных проблем во второй половине XX в. Вьетнам: первая телевойна. Опыт освещения вооруженных конфликтов на советском и российском телевидении. Телекомпания СNN и ее опыт ос­вещения вооруженных конфликтов.
Тема 8. Журналистика и вооруженный конфликт: основные проблемы в начале XXI в.

Использование новых информационных технологий при освещении вооруженных конфликтов. Журналистика и шпионаж. Взаимодействие журналистов в зоне воору­женного конфликта с представителями неправительственных гуманитарных организа­ций. Влияние журналистики на эволюцию вооруженных конфликтов.


    1. Курсовая работа

Не предусмотрена.


    1. Организация самостоятельной работы




Наименование разделов, тем



Виды и формы самостоятельной работы

(распределение часов по формам обучения)

Подгот.

к практ., семинар.

занятиям

Подгот.

рефер.,

доклад.

Выполнение

дом.

контр. и иных заданий

Подгот. к промеж.

аттестац.

(коллокв.,

тестир.)

Подгот. к

Экзамену,

зачету

Оч
ная


Оч.

/за-

оч-

ная

За-

оч-

ная

Оч
ная


Оч.

/за-

оч-

ная

За-

оч-

ная

Оч
ная


Оч.

/за-

оч-

ная

За-

оч-

ная

Оч
ная


Оч.

/за-

оч-

ная

За-

оч-

ная

Оч
ная


Оч.

/за-

оч-

ная

За-

оч-

ная

Происхождение и развитие Международного гуманитарного права





































1

1

1

Международное гуманитарное право и защита жертв вооруженного конфликта










4

4

4



















1

1

1

Применение Международного гуманитарного права




























1

1




1

1

1

Международное гуманитарное право о защите журналистов в зоне вооруженных конфликтов




























1

1




1

1

1

Освещение СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера

























4

1

1




1

1

1

Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта

























3

1

1




1

1

1

Телевидение и вооруженный конфликт

























4










1

1

1

Журналистика и вооруженный конфликт: основные проблемы в начале XXI в.










4

4

4



















1

1

1


2.5. Примерный перечень вопросов к зачету


  1. В каком году была принята Первая Женевская конвенция?

  2. Кто был основателем Женевского права?

  3. Кто был основателем Гаагского права?

  4. В каком году произошел первый пересмотр Женевских конвенций?

  5. В каком году были сформулированы и открыты к подписанию четыре Женевских конвенции?

  6. В каком году были разработаны и открыты к подписанию Дополнительные протоколы к четырем Женевским конвенциям?

  7. Какие нормы МГП ограничивают воюющие стороны в выборе средств ведения войны?

  8. Ратифицировала ли Россия Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним?

  9. Какой документ относится к конфликтам немеждународного характера — Женев­ская конвенция № 2, Дополнительный протокол № 1, Дополнительный протокол № 2?

  1. Какая статья, какого документа предоставляет защиту журналистам?

  2. Когда начинают действовать нормы МГП?

  3. Когда прекращается действие норм МГП?

  4. В чем основное различие между правом прав человека и МГП?

  5. Какая организация занимается распространением знаний о МГП?

  6. В какой конвенции собраны положения о защите военнопленных?

  7. Что обеспечивает МГП захваченным в плен комбатантам и гражданским лицам?

  8. Кто согласно положениям МГП является гражданским лицом?

  9. В каком случае гражданские лица теряют право на защиту, предоставляемую МГП?

  10. Преобладание каких вооруженных конфликтов наблюдается в настоящее время?

  11. Какой орган расследует военные преступления международного характера?

  12. Дайте определение Международного гуманитарного права.

  13. Какие категории граждан защищает МГП?

  14. Какие международные гуманитарные организации действуют в зонах вооружен­ного противостояния?

  15. Какую журналистскую деятельность регламентируют нормы МГП?

  16. В каком случае журналист утрачивает право на защиту, предоставляемую МГП?

  17. Какой статус может быть у журналиста, находящегося в зоне вооруженного кон­фликта?

  18. Какие основные обязанности берут на себя страны, ратифицирующие Женевские конвенции?

  1. Что может помочь журналисту обеспечить безопасность во время коман­дировки в зону вооруженного конфликта?

  2. Каким образом СМИ могут способствовать распространению Международного гуманитарного права?

  3. Какую роль играет телевидение в освещении вооруженных конфликтов?



2.8. Рекомендуемая литература
Основная

Энтин В.Л. Правовое регулирование деятельности прессы за рубежом. - М.,1995.

Гассер Х.-П. Защита журналиста в опасных командировках; Моду А. Международ­ное гуманитарное право и деятельность журналистов. - М., 1994.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. - М., 1994.

Журналистика и война: Освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. - М., 1995.

Журналисты на чеченской войне: Факты. Документы. Свидетельства. - М.,1995.

Информационная война в Чечне: Факты. Документы. Свидетельства. - М.,1997.

Международное право: Ведение боевых действий: Сб. - М., 1995.

Пикте Ж. Развитие и принципы Международного гуманитарного права. - М., 1994.
Дополнительная

Дети и война: Сб. - М., 1995.

Кальсховен Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. - М.,1994.

Крилль Ф. Международное гуманитарное право о защите женщин. – М., 1994.

Морейон Ж. Международный комитет Красного Креста и защита политических за­ключенных. - М., 1994.

Морис Ф., Де Куртен Ж. Действия Международного комитета красного креста в ин­тересах беженцев и гражданских перемещенных лиц. - М., 1994.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача лекционных занятий iconЗадача лекционных занятий
Цель курса – познакомить студентов с концепцией, системой основных понятий, принципами и видами расследовательской журналистики,...
Задача лекционных занятий iconЗадача лекционных занятий
Цель курса – изучение закономерностей развития газетной публицистики, ее гуманистических и демократических традиций; изучение и осмысление...
Задача лекционных занятий iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников Тольятти 2006...
Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу
Задача лекционных занятий iconУчебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на...
Культурология разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в...
Задача лекционных занятий iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Задача лекционных занятий iconЗадача 1 22 Вариант 3 22 Задача 1 22 Вариант 4 23 Задача 1 23 Задача...
«Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций...
Задача лекционных занятий iconТематическое наполнение
Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу
Задача лекционных занятий iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Продолжительность курса составляет 44 аудиторных учебных часа (11 недель), в том числе: 32 часа лекционных занятий, 12 часов семинарских...
Задача лекционных занятий iconПравительство Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Дисциплина читается студентам магистерской программы «Демография». Курс по выбору. Продолжительность курса 40 учебных часов, в том...
Задача лекционных занятий iconМетодические рекомендации для студентов «Медицинская экология»
Учебная дисциплина «Медицинская экология» включена в учебный план и преподается на II курсе медицинского факультета для специальностей...
Задача лекционных занятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс «История политических учений» является курсом по выбору для студентов и читается во II модуле первого полугодия учебного года....
Задача лекционных занятий iconМетодические указания к выполнению домашней работы
Темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу
Задача лекционных занятий iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Продолжительность курса составляет 68 аудиторных учебных часа, в том числе: 34 часов лекционных занятий, 34 часа практических занятий,...
Задача лекционных занятий iconПлан курса религиоведение Темы лекционных занятий: Количество часов 1
Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989
Задача лекционных занятий iconОсновы теории литературы План лекционных занятий
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Задача лекционных занятий iconМетодические рекомендации для студентов 2 курса специальности «лечебное дело»
Учебная дисциплина «Медицинская экология» включена в учебный план и преподается на II курсе Медицинского института для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск