Методические указания к выполнению домашней работы





Скачать 83.92 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению домашней работы
Дата публикации27.07.2013
Размер83.92 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
Домашняя работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Методические указания к выполнению домашней работы

Домашняя работа состоит из двух частей. Часть первая – тест из 30 вопросов-заданий. Ответ предполагает правильное продолжение начала утверждения или выбор правильного варианта из числа предложенных. Число правильных ответов в каждом задании может быть больше одного. Задание считается выполненным, если указаны все варианты правильных ответов.

Вторая часть состоит из 5 упражнений. Упражнения выполняются в соответствии с заданием к каждому из них.

Для выполнения домашней работы студенты могут воспользоваться материалами электронного контента по дисциплине «Русский язык и культура речи» и учебно-методических комплексов по дисциплинам «Основы практической грамотности», «Язык делового общения» (режим доступа: http://study.ustu.ru/umk/umk_view.aspx?id=7412), другими материалами, найденными самостоятельно.

Часть 1

  • Речь – это:

а) сочетание звуков; б) правила произношения;

в) система знаков; г) использование языка.

  • Современный русский язык – это язык:

а) первой четверти XIX века - XXI века; б) конца XIX века – XXI века;

в) ХХ – XXI века; г) XXI века.

  • Формы существования языка – это:

а) диалекты, просторечие, социолекты, литературный язык; б) устная речь, письменная речь, невербальная речь; в) национальный язык, государственный язык, мировой язык; г) роман, повесть, поэма, стихотворение.

4. Русский литературный язык – это:

а) книжно-письменный язык;

б) образцовая форма национального языка;

в) язык литературных произведений;

г) совокупность письменного и устного языков.

  • Кодификация норм – это:

  • выбор вариантов в качестве единственно верных;

  • следование им всех носителей языка;

  • следование им образованных слоёв общества;

  • закрепление их в словарях, грамматиках.

  • Коммуникативные качества речи – это:

а) качества речи, обеспечивающие её правильность;

б) качества речи, обеспечивающие её понятность;

в) качества речи, обеспечивающие её эффективность;

г) качества речи, обеспечивающие её красоту.

7. Основной критерий хорошей речи – это:

а) правильность; б) красота;

в) целесообразность; г) выразительность.

8. При выборе варианта в парах слов дОговор – догОвор; ши[н’э]ль – ши[нэ]ль; болотный – болотистый; изменять – модифицировать вы не воспользуетесь:

а) словарём синонимов; б) словарём антонимов;

в) орфоэпическим словарём; г) словарём паронимов.

9. Укажите, какая(-ие) из перечисленных ниже ошибок является(-ются) лексической(-ими).

а) Ошибки в употреблении деепричастного оборота; б) плеоназм;

в) смешение паронимов; г) ошибки при переводе прямой речи в косвенную.

10. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) все слова относятся к мужскому роду.

а) Конфетти, салями, какао; б) кофе, вуз, Сочи;

в) вензель, ЗАГС, ябеда; г) плащ-палатка, евро, рефери.

11. Согласование подлежащего и сказуемого в предложении осуществляется:

а) по смыслу и грамматически; б) только по смыслу;

в) только грамматически.

12. Укажите вариант(- ы), в котором(- ых) ударение во всех словах ряда падает на третий слог.

а) Каталог, бюрократия, еретик; б) избалованный, занятой, диспансер;

в) пуловер, газопровод, облегчить; г) дозвонится, красивейший, откупорить.

13. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) пары слов являются семантическими вариантами.

а) Ква'ртал - кварта'л; б) и'скра – искра';

в) хара'ктерный – характе'рный; г) тво'рог – творо'г.

14. Укажите вариант(-ы), в котором (-ых) все слова написаны правильно.

  • Рассовый, инцидент, почерк; б) интриган, пуловер, эскалатор;

в) агентство, дермантин, пьеса; г) калория, прецедент, поскользнуться.

15. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) все слова стилистически нейтральные.

а) Человек, автобус, синий, идти;

б) мужчина, соучастник, сотрудник, спортсмен;

в) студент, озеро, умница, мчаться.

г) говорить, вещать, красивый, далеко.
16 . Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) все слова в родительном падеже имеют окончание -ов.

а) Кулоны, армяне, цыгане; б) яблоки, браслеты, турки;

в) погоны, ананасы, килограммы; г) казаки, центнеры, апельсины.

17. Укажите словосочетание(-я), в котором(-ых) числительные употреблены правильно.

а) На пятидесяти трёх гектарах; б) семистами экспонатами;

в) без трёхсот сорока восьми книг; г) о девятьсот семидесяти пяти станках.

18. Укажите предложение(-я) с ошибкой в управлении.

а) Необходимо разработать план-схему согласно установленным нормам.

б) Мы уточнили у заведующего кафедры темы курсовых работ.

в) Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве аквариума.

г) Оплатить за проезд пассажир обязан до следующей остановки.
19. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) неверно употреблён деепричастный оборот.

а) Решая одну проблему во время сессии, приходит другая.

б) Выбирая подарки, прислушивайтесь к голосу сердца.

в) Пользуясь калькулятором, расчёт производится правильно и легко.

г) Прочитав эту книгу, мне понравились её герои.
20. Укажите предложение(-я) с ошибками в координации подлежащего и сказуемого.

а) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

б) Всего лишь шесть примеров решено верно.

в) Миллион тетрадей поступил на склад.

г) Большинство студентов сдало сессию успешно.
21. Укажите предложение(-я) с ошибками в употреблении устойчивых выражений.

а) Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать в жизнь.

б) Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

в) Скрепя сердце мы согласились принять это предложение.

г) Надо следовать выбранной стратегии во что бы то ни стало.
22. Укажите словосочетание (-я), в котором (-ых) нарушены нормы сочетаемости слов.

а) Документальное досье; б) высокий уровень образования;

в) основать концепцию; г) получить фиаско.

23. Укажите тип ошибки, допущенной в предложении «Работая над монографией, автор пытался вникнуть, осознать суть проблемы»?

а) Ошибка в употреблении деепричастного оборота;

б) нарушение нормы управления;

в) нарушение нормы согласования;

г) неверный порядок слов.
24. Среди следующих утверждений укажите неверное (-ые).

а) Лексика – это словарный запас языка.

б) Каждое слово имеет только одно значение.

в) Все прилагательные образуют степени сравнения.

г) В русском языке ударение подвижное.
25. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) не все глаголы могут иметь форму первого лица единственного числа.

а) Мыслить, думать, убедить;

б) включить, говорить, идти.

в) пылесосить, убирать, ждать.

г) капать, бежать, ощутить.
26. Укажите тип ошибки, допущенной в предложении «Дополнительная прибавка к зарплате будет начисляться со следующего месяца».

а) Смешение паронимов; б) тавтология;

в) нарушение лексической сочетаемости; г) плеоназм.

27. Укажите словосочетание(-я), в котором(-ых) нарушены языковые нормы.

а) Моя автобиография;

б) отзыв на статью;

в) в ноябре двух тысяча десятого года;

г) награда вручена Ивану Карамышу.

28. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) неверно определено значение слова.

а) Толерантный – терпимый, снисходительный;

б) перипетия – неожиданная, осложняющая дело ситуация;

в) электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо партию;

г) амбициозность – старательность, очень большое усердие.

29. Укажите различие(-я), существующее(-ие) между краткими и полными формами имен прилагательных.

а) Синтаксиические; б) смысловые;

в) стилистические; г) ничем не различаются.
30. Укажите предложение(-я) с синтаксическими ошибками.

а) Важна не столько тема выступления сама по себе, сколько аспект её обсуждения.

б) Никто, даже отличники, не смогли решить олимпиадные задания.

в) Нефтяники подчёркивали то, что соответствующие ведомства плохо координируют свою деятельность.

г) Для человека, привыкшего к чтению, оно становится необходимейшей потребностью.


Часть 2

Задание 1. Найдите ошибки, допущенные в тексте. Отредактируйте текст.

1. Законы рынка ещё более недоступнее восприятию человека, чем законы физики. 2. Экономические законы действуют не прямо, а как тенденция, скрытная от глаз наблюдателя. 3. И тем не менее ещё древние мыслители увидели взаимосвязь между явлениями. 4. Гомер провёл аналогию экономической жизни людей и «золотой цепи», которую невозможно разорвать. 5. Рынок обычно сравнивают со стихией, которая организуется сама по себе. 6. В действительности, согласно объективных законов: закона стоимости, закона спроса и предложения, закона конкуренции и др. – рынок является хорошо отлаженным механизмом.

Задание 2. Определите стиль приведённых ниже текстов. Укажите характерные черты стиля в каждом тексте.

1. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, русского литературного языка связаны с правильным употреблением слов в речи. Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слова и уместность его применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях. Каждый носитель русского языка обязан знать семантику употребляемых им слов, их сочетательные возможности, стилистическую окраску, чтобы избегать возникновения в речи лексических ошибок.

  • Отовсюду - с телеэкранов, от «микрофонов», с газетных полос – на нас хлынул поток мутной, безграмотной речи. Если прежде это было скромной привилегией начальства, то теперь это сделалось вольным достоянием всех.

Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный разброс ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души…

Задание 3. Отредактируйте предложения так, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

  • Я не мог выйти на работу по семейным проблемам. 2. Пусть Воронину С. И. отдадут мою зарплату, потому что я уеду в командировку. 3. Я не приехал на занятии вовремя из-за пробок в городе. 4. Прошу отпустить меня с пары по важному делу по работе.

Задание 4. Укажите, какие документы необходимы в следующих ситуациях. Составьте текст одного из них.

1). Вам необходимо досрочно сдать экзамены.

2). Вам необходимо, чтобы вашу заработную плату получил ваш коллега.

3). Вы не успели вовремя подготовить необходимую вашему руководству документацию.

4). На время работы над дипломом вы взяли на предприятии необходимую вам документацию.

Задание 5. Составьте текст одного из документов, необходимых при трудоустройстве.

  • Резюме.

  • Характеристика.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению домашней контрольной работы 15
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению домашней контрольной работы 14
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной и домашней работы,...
Специальность 140610 Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Цели и задачи...
Связи с общественностью: методические указания по выполнению контрольной работы, обучающихся на 6 курсе специальности «Маркетинг»-...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания по выполнению и защите дипломной работы по специальности: 080105 «Финансы и кредит». Спб, 2014. – 47 с
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания и задания по выполнению домашней контрольной...
Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний о товарах и приобретение практических умений их оценки и обеспечения...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований»
«Прикладная биотехнология» Наумовой Н. Л. Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 2 курса...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012....
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
История экономического развития России: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Русский мир (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 16...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Банковское дело : метод указания по выполнению конт­роль­ной работы / И. А. Щербакова, А. Н. Григорьева, В. В. Шах. – Хабаровск :...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной...
...
Методические указания к выполнению домашней работы iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск