Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 476.4 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации23.01.2014
Размер476.4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4


Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет Мировой экономики и мировой политики
Программа дисциплины
«История политических учений»
для специальности 032301.65 «Регионоведение»

подготовки специалиста;

Автор:

кандидат исторических наук, доцент Ильина Н.Б.



Рекомендовано секцией УМС

Секция «Мировая экономика»

Председатель

________________

«__» _________ 2007 г.

Одобрена на заседании

кафедры мировой политики

Зав. кафедрой С.В. Кортунов

________________

«18» мая 2007 г.


Утверждено УС факультета МЭиМП

_________________________

Ученый секретарь Г.В. Шарикова

_________________________

«___» ______________ 2007 г.

г. Москва

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы:

доцент, кандидат исторических наук Ильина Н.Б.

Общие сведения об учебном курсе:

Дисциплина читается студентам первого курса бакалавриата по направлению «Регионоведение» Факультета мировой экономики и мировой политики. Курс «История политических учений» является курсом по выбору для студентов и читается во II модуле первого полугодия учебного года. Продолжительность курса составляет 20 часов (10 недель), в том числе: 20 лекционных занятий без семинарских занятий. Рубежный контроль — зачёт.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием смежных дисциплин, таких как: «Философия», «Историко-культурологическое введение в политологию» и другие. Основополагающим требованием является достаточно свободное владение иностранным (английским) языком для ознакомления с рекомендуемыми иностранными источниками.

При успешном освоении курса «История политических учений (Классическая традиция)» студенты должны:

  • как минимум — освоить основной понятийный материал политических учений и их внутреннюю логику в рамках заявленного в данном курсе историко-идейного материала;

  • получить навык элементарного анализа и комментария понятийного и мировоззренческого содержания конкретных политических концепций на материале текстов источников;

  • освоить целостные представления о концептуально-мировоззренческих особенностях отдельных эпох в истории политических учений — как основание для возможности сравнения однотипных концепций и концепций, относящихся к различным эпохам.

Цель курса:

Главная цель курса «История политических учений (Классическая традиция)», состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории политической мысли, дать понимание закономерностей процесса становления и развития основного понятийного содержания политических теорий античности, средних веков, нового времени. Курс предполагает также усвоение студентами логики и мировоззренческих особенностей основных учений, образующих классическую традицию в истории политических учений. Речь идёт об изучении совокупности специфических мировоззренческих конструкций, интеллектуальных мотивов, тем и концептуальных средств постановки проблем и их решения в области истории политической мысли.

История политических учений как учебная дисциплина выступает в качестве базовой для политического образования, поскольку знакомит с основными формами исследования и понимания политики независимо от конкретного наполнения, которое может быть спорным, неприменимым в сегодняшних концептах или включенным в них как составная или переработанная часть.

Аннотация:

Предмет курса составляют основные направления политической мысли в её историческом развитии, где пересекаются политическая теория, история и политическая философия, политические идеологии и методологические школы, конкретные люди и конкретные исторические обстоятельства, чьё столкновение рождает новые политические идеи. Соотношение теоретического, обобщающего и исторического, личностного подходов к истории политических учений образует основу дисциплины.

К особенностям курса относится широкое привлечение работ российской и зарубежной политической мысли как на русском, так и на языке оригиналов, в силу того, что реальная противоречивая действительность не всегда соответствует рамкам классических политических теорий и поддаётся однозначным научным оценкам раз и навсегда.

К особенностям курса относится и возможность для студентов изучить альтернативные политические теории, что помогает приобрести широту идеологических воззрений, сформировать такие качества, как политическая толерантность, готовность к разумному компромиссу и партнёрству, стремление к консенсусу, умение институционализированно выражать и защищать свои интересы, патриотизм и государственное мышление.

Учебные задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать:

основные направления развития политической мысли, базовый понятийный аппарат политической теории в её историческом развитии; в частности, в курсе рассматриваются модификация содержания в различные эпохи таких понятий, как «общество», «история», «государство», «суверен», «право», «свобода», «благо» и пр.

  • Уметь:

  • активно использовать полученные знания на практике;

  • самостоятельно работать с текстами и пользоваться учебной и научной литературой, справочниками, словарями;

  • вычленять общие черты того или иного круга концепций.

  • Иметь:

  • представление о развитии общества, его взаимоотношениях с властью, основах политики и становлении гражданского общества;

  • закономерностях развития политической мысли;

  • о смежных дисциплинах, в частности, политическая философия, философия, политическая психология.




  • Обладать:

  • навыками политических дискуссий на основе полученных знаний;

  • привычкой к критической оценке аналитических и научных материалов по предметам сравнительного анализа;

  • изучать предмет в контексте сегодняшних политических реалий.

Формы контроля:

а) опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, возможно в письменной форме;

б) итоговый — зачёт (с учётом выступлений и неформальных дискуссий) как на лекциях, так и вне их.

В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике; подготовка к зачёту по предложенным вопросам.

Курс завершается зачётом.

II. Тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Аудиторные часы

Формы текущего контроля

Самосто-ятельная работа

Всего часов

Лекции

Семин. занятия

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Понятие истории политучений

2
















2

Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая



















3

Феномен античного полиса и античная классика. Софисты и Сократ

2
















4

Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства

2
















5

Аристотель как политический мыслитель



















6

Римско-эллинистические политические учения

2

















Продолжение тематического плана

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Некоторые социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения. Политическая концепция Августина

2
















8

Теократическая идея в политических учениях средневековья. От теократической идеи к проторенессансным и предформационным теориям

2
















9

Макиавелли и Лютер. Секуляризация понимания политики

2
















10

Т. Гоббс, Б. Спиноза и Дж. Локк. Учение о политическом государстве и гражданском обществе

2
















11

Ш. Монтескье. Теория разделения властей в правовом государстве



















12

Ж.-Ж. Руссо. Идеи народного суверенитета и прямого народовластия



















13

Кантовское моральное обоснование права

2
















14

Гегелевская концепция гражданского общества и сословно-корпоративной демократии



















15

Политическая социология второй половина XIX — начала ХХ вв.

2


















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие истории политических учений.

История политических учений как раздел истории идей; различение понятий «история политических учений» и «история политической мысли». Общеисторические и специфические аспекты внутридисциплинарной периодизации и хронологии. «Большое (глобальное) время», «эпоха» и «исторический момент» — общие понятия историко-культурных дисциплин. Проекция данных понятий на область истории политических идей. Соотношение индивидуализирующего, номологического и эволюционного аспектов анализа; примеры в области истории политической мысли: исторические «картины мира» и специфика политических идей на Западе и на Востоке, в античности, в средние века и в Новое время; корреляция понятий «политика», «политический» и представлений об обществе, человеке и истории; социокультурный, идейно-теоретический (традиция и внутренняя логика обоснования) и мировоззренческий уровень анализа. Невозможность чисто позитивистского и чисто идеологического (ценностно-нормативного) подходов. Концепт «идеальный тип» в качестве средства разрешения противоречия между сциентистским и ценностным подходами. История политических учений и другие дисциплины. Задачи и специфика данного курса. Понятие «классическая западная традиция» в области истории политических учений.

Обязательная литература

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997.

  2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. История политический учений: XIX в. М., 1993.

  4. Миголатьев А.А. Предисловие // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 1. М., 1997.

  5. Уинч П. Идея социальной науки. М., 1996.

Дополнительная литература

  1. Коллингвуд Д. Идея истории. М., 1980.

  2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

  3. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

  4. Рикёр П. Время и рассказ. М., 2000.

  5. Смирнов И. Мегаистория. М., 2000. — Гл. «Новый историзм как момент истории о постмодернистских спорах».

  6. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

  7. Carr D. Time, Narrative and History. Bloomington, 1987.

  8. Chartier R. Intellectual or Sociocultural History? The French Trajectroies // Modern European Intellectual History. Ithaca, 1982.

  9. White H. Metahistory: The Historical Imagination in 19-th Century Europe. Baltimore, 1973.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск