Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики





НазваниеБиблиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики
страница1/20
Дата публикации20.08.2013
Размер3.59 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Журналистика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Библиотека профессионального журналиста
В.Ф. ОЛЕШКО

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ


Учебное пособие

Допущено региональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»

Издательство Михайлова В. А.

Санкт-Петербург

2006
УДК 159.9

ББК 88.4

053
Олешко В. Ф.

Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 240 с.
Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и жур­налистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров;

доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.
Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного универ­ситета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг.

Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов - психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журнали­стики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.

ISBN 5-8016-0288-7

© Олешко В. Ф.

© Издательство Михайлова В. А.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................................6
ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ......................8

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности....................................................8

1.2. Массовая коммуникация — нервная система

целостного общественного организма.............................................................9

1.3. Проблема, предмет, метод................................................................................11

1.4. Цель, задачи, принципы и функции

психологии журналистики..............................................................................14

1.5. Коммуникация как личностная проблема......................................................19
ТЕМА 2

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ......................22

2.1. Личность и личностные «пространства»........................................................22

2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика.......................................24

2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение..................................26

2.4. Психологические исследования в журналистике...........................................28

2.5. Теории массовой коммуникации....................................................................28
ТЕМА 3

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО

ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ................32

3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества.......................32

3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества...........................................34

3.3. Можно ли творчество программировать?.......................................................36

3.4. Аксиология творчества....................................................................................39

3.5. Творчество как усиление себя.........................................................................42

3.6. Есть вариант!...................................................................................................43
ТЕМА 4

ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ......................................46

4.1. Специфика журналистского мышления.........................................................46

4.2. Характеристики творческих способностей журналиста................................50

4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации..........................52

4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?.........................................................57

4.5. «Культивирование» информационного поля.................................................60

4.6. Творческое письмо журналиста как технология.............................................66

4.7. Патопсихология медиатворчества..................................................................68
ТЕМА 5

ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............71

5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность................................71

5.2. Типология аудитории СМИ............................................................................72

5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.........................................................74

5.4. Харизматическая модель коммуникатора......................................................76
ТЕМА 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................79

6.1. Определения понятия «ментальность»...........................................................79

6.2. Аналитичность как традиция?.......................................................................80

6.3. Аспекты деиндивидуализации личности.........................................................81

6.4. Тенденции толерантности...............................................................................83

6.5. Его величество тендер.....................................................................................84

6.6. Синергетика пола...........................................................................................90
ТЕМА 7

ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?.....................................................94

7.1. Новости — лицо средства массовой информации.........................................94

7.2. Сущность понятия «философия новостей»....................................................96

7.3. Законы внутренней этики..............................................................................99

7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности ..............101

7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»...............................103
ТЕМА 8

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.......................107

8.1. Диалог как реальное бытие культуры............................................................107

8.2. Реализация социально-технологического подхода.......................................109

8.3. «Вас слушает читательский редактор»...........................................................112

8.4. Мобильные возможности СМ И ....................................................................113

8.5. Основные жанры Интернет-журналистики..................................................114

8.6. Журналистика в стиле on-line........................................................................116

8.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа..........................119
ТЕМА 9

ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ.................................................................127

9.1. Игра: сущность, основные формы.................................................................127

9.2. Моделирование ситуаций игрореализации...................................................128

9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.............................................131

9.4. Информационный дискурс игрореализации................................................133

9.5. Эксперименты в современной журналистике...............................................139

9.6. Типология игр в СМИ....................................................................................142
ТЕМА 10

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ....................................................146

10.1. Специфика полемики в масс-медиа............................................................146

10.2. Психологические задачи полемики в СМИ.................................................149

10.3. Принципы ведения полемики.....................................................................152

10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные.........................................154

10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции.........................................................158

10.6. «Я сам обманываться рад...».........................................................................161
ТЕМА 11

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ:

ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ .........................................................................164

11.1. Шрифт как выразительное средство............................................................164

11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия.......................................168

11.3. Форма журналистского материала...............................................................170

11.4. СМИ как зеркало для героя..........................................................................173

11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа..............................................179
ТЕМА 12

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................185

12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества...................185

12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция..................................188

12.3. Медиалогика XXI века..................................................................................189
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...................................................................................191

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»..........................................................195

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................214

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.................................227

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ..................................232
ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое автором пособие являет собой пример так называемого учебно-методического комплекса и призвано:

• во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология жур­налистики», в плане организации учебного процесса — от его начала до сдачи экзамена;

• во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии;

• в-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глу­бокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики;

• в-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосред­ственного учебно-методического и личностного общения студентов (особен­но заочной формы обучения) с преподавателем;

• в-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психоло­гические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет.

XXI век — не только век информационный, но и век системных междисципли­нарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций харак­терно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологичес­кие методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая пси­хология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня мас­совой коммуникации.

Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей — все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви прак­тической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ.

Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными со­циально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными ком­понентами массовых коммуникаций (коммуникатор — каналы и средства массо­вой информации — содержание — аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массо­вого взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышле­ния и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-

6
ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям ре­альной коммуникационной практики.

Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, пси­хологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналисти­ка» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психо­логии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными обра­зовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы.

Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая сту­дентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информа­ции», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых от­ношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуни­каторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно — с по­мощью тестовых заданий.

Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачас­тую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психоло­гии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных посо­бий (на выбор), а в списке дополнительной литературы — книги, которые не толь­ко могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формиро­ванию психологической и коммуникативной культуры личности.

7
ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
План темы:

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности.

1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма.

1.3. Проблема, предмет, метод.

1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики.

1.5. Коммуникация как личностная проблема.
Сегодня бесспорен тот факт, что без полноценной объективной информации невозможно эффективное управление любым современным социумом, принятие оптимальных решений в любом виде деятельности, что информация является наи­более рентабельным продуктом и товаром.

Нынешнее общество, в котором Интернет и другие средства массовой комму­никации играют все более заметную роль, принято называть информационным — в противовес вчерашнему индустриальному. Главным продуктом в нем является не сталь и уголь, и не машины и механизмы, а информация.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
Изучение истории зарубежной журналистики – важная составляющая в подготовке будущего журналиста. Знание истории зарубежной журналистики...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconАнтонина Валентиновна Зиновенко Применение информационных технологий...
Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением интернета
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconФакультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа
Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconЭлектронная библиотека тиуиЭ
Библиотека полнотекстовых изданий, рекомендованных для использования в учебном процессе по гуманитарному и общенаучному блокам: юриспруденция,...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconКонтрольная работа №2: Реконструкция журналистского поиска
Восстановите, насколько это возможно, последовательность действий журналиста по сбору информации. Какие познавательные задачи решались...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconРабочая программа по дисциплине «Психология журналистики» для студентов...
...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconПримерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста...
Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconБиблиотека Koob до 2008 +2009-2010 Психология
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconМетодические указания Содержание
Многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности. Основные типы ситуаций, составляющих предметную...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconПсихологическая культура журналиста вопросы к зачету по дисциплине
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconКонтрольная работа №2 (реферат) по курсу «введение в теорию журналистики»...
«мнение авторов может не совпадать с мнением редакции». Существует закон о сми, в котором чётко прописано право журналиста на свободу...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconПояснительная записка: в современном динамично развивающемся глобализируемом...
Паламарчук Максим Леонидович — аспирант мгпу; кандидат философских наук, доцент кафедры Кимктяиж мггу
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
Библиотека профессионального журналиста В. Ф. Олешко психология журналистики iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск