Скачать 2.38 Mb.
|
УтвержденаУМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники « 03 » июня 2003 г. Регистрационный № ТД-39-012/тип. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Учебная программа для высших учебных заведений по специальности I-39 01 02 Радиоэлектронные системы Согласована с Учебно-методическим управлением БГУИР « 28 » мая 2003 г. Составитель: Р.Г. Ходасевич, доцент кафедры радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук Рецензенты: Кафедра радиолокации и радионавигации Военной академии Республики Беларусь (протокол № 11 от 25.02.2003 г.); Ю.А. Скудняков, заведующий кафедрой информатики Учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж», кандидат технических наук Рекомендована к утверждению в качестве типовой: Кафедрой радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 8 от 10.03.2003 г.); Научно-методическим советом по группе специальностей I-39 01 Схемы радиоэлектронных устройств и систем УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 1 от 26.05.2003 г.) Действует до утверждения образовательного стандарта по специальности.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма «Введение в специальность» разработана для специальности I-39 01 02 Радиоэлектронные системы высших учебных заведений.Целью преподавания дисциплины «Введение в специальность» является подготовка студентов первого курса, избравших своей специальностью радиоэлектронные системы, к осознанному и активному участию в учебном процессе, научно-исследовательской и общественной работе вуза. В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студент должен: знать: - общие требования, которые предъявляются к специалисту в соответствии с квалификационной характеристикой; - историю развития радиотехники, имена отечественных и зарубежных ученых и изобретателей, внесших значительный вклад в создание и развитие радиоэлектронных устройств и систем; - общие принципы передачи и приема радиосигналов с помощью электромагнитных волн, а также принципы построения и функционирования радиоэлектронных систем различного назначения, их элементную базу, современное состояние и перспективы развития; уметь: - работать с рекомендованной литературой, методическими и учебными пособиями, владеть современными методами и средствами получения научно-технической информации. Программа рассчитана на общий объем 30 часов, в том числе 20 аудиторных часов, предусмотрено написание реферата по тематике специальности. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Особенности содержания высшего радиотехнического образования. Сочетание фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки инженеров по радиоэлектронике. Возможности быстрого реагирования высшей школы на запросы промышленных предприятий, научных и образовательных учреждений, а также министерств на подготовку специалистов радиоэлектронных систем. История создания и развития университета, кафедры радиотехнических систем, структура вуза и факультета. Организация учебного процесса в вузе, график учебного процесса. Самостоятельная работа студентов, работа с рекомендованной литературой, учебными пособиями и другими информационными источниками, в том числе в сети Интернет. Требования, предъявляемые к студентам в вузе, права и обязанности студентов. Система аттестации, принятая в высшей школе. Формы контроля знаний студентов. Раздел 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Общая характеристика современной радиоэлектроники, объединяющей обширный комплекс областей науки, радиотехники и электроники, связанных с проблемами передачи, приема и преобразования информации с помощью электромагнитных волн. Особенности подготовки инженеров специальности «Радиоэлектронные системы». Квалификационная характеристика. Назначение, области деятельности и основные функции специалиста. Общие требования к знаниям, умениям и практическим навыкам. Учебные планы специальности, взаимные связи учебных дисциплин. Вычислительная техника – важнейший инструмент в работе инженера, применение современных компьютерных технологий при разработке и проектировании радиоэлектронных систем. Интернет – окно в мир информации. Раздел 3. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ РАДИОТЕХНИКИ Успехи физической науки XIX века. Опыты Х.Эрстеда и М. Фарадея, появление систематизированной теории об электричестве и магнетизме. Фундаментальные работы А. Ампера, Д.Максвелла по электродинамике и теории электромагнитного поля. Эксперименты Г.Герца по исследованию электромагнитных волн. Изобретения А.С.Попова и Г.Маркони. Научная деятельность Нижегородской и Центральной радиолабораторий. Роль отечественных и зарубежных ученых и изобретателей в развитии радиотехники. Раздел 4. ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ Пассивные и активные дискретные элементы. Классификация и основные характеристики пассивных элементов. Исторические вехи изобретения и развития активных элементов: электронных ламп, биполярных и полевых транзисторов. Сверхвысокочастотные приборы, их единое конструктивное целое активных и пассивных элементов. Интегральные микросхемы, степень интеграции, перспективы развития. Раздел 5. РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ 5.1. СИСТЕМЫ РАДИОСВЯЗИ И РАДИОВЕЩАНИЯ Передача информации электромагнитными волнами. Диапазоны радиоволн и области их применения. Распространение радиоволн, влияние ионосферы. Особенности применения сантиметровых и дециметровых волн. Сигналы, их разновидности. Общие понятия о видах модуляции. Структура радиоканала. Системы радиосвязи и радиовещания. Основные принципы формирования, передачи и приема сигналов. Структурные схемы радиопередающих и радиоприемных устройств. Тенденции развития систем радиосвязи и радиовещания. 5.2. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СИСТЕМЫ История развития и основные принципы телевидения. Системы цветного телевидения NTSC, PAL, SEСAM. Стандарты телевизионных каналов РБ, СНГ и их основные характеристики. Структурная схема телевизионной системы. Цифровое и интерактивное телевидение. 5.3. РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (РЛС) Исторический обзор развития РЛС. Задачи, решаемые РЛС. Принципы работы импульсных и доплеровских РЛС, структурные схемы. Радиолокация Луны и планет. Улучшение тактико-технических характеристик РЛС. 5.4. РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (РНС) Назначение РНС, общая характеристика систем. Архитектура и основные характеристики спутниковых радионавигационных систем «Навстар - GPS» (США) и «Глонасс» (Россия). Методы повышения точности навигационных определений РНС. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основные проблемы и перспективы развития радиоэлектронных систем. Роль в современном мире инженера по радиоэлектронике при возрастающей значимости радиоэлектронных систем. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
30. Системы радиолокации. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ 1. Зиновьев А.Л. , Филиппов Л.И. Введение в специальность радиоинженера: Учеб. пособие для студ. радиотехн. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1989. 2. Лосев А.К. Введение в специальность «Радиотехника»: Учеб. пособие для студ. радиотехн. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1980. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
4. Сайт в сети Интернет. http://www/ bsuir. unibel.by. |
Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность ... | Рабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность ... | ||
Памятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность» Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской... | ||
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность»... «Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»... | Рефератов по дисциплине «введение в специальность» Темы рефератов по дисциплине «введение в специальность» (блок кафедры экономической теории и прикладной экономики) для студентов... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность» «введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль... | Учебная программа курса Введение в специальность: Налоги и налогообложение Основной целью учебно-методического комплекса по курсу «Введение в специальность: Налоги и налогообложение» является создание целостного... | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | Статья написана на основе рефератов, представленных студентами первого... Введение в специальность ' (группа 8650 приема 1985 года). Рефераты написаны почти 30 лет назад, но, на мой взгляд, представляют... | ||
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | Программа курса «введение в специальность (сравнительная политология)»... Программа дисциплины «Введение в специальность (Сравнительная политология)» цикла опд | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в специальность»... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» для студентов заочной формы обучения специальности 230104... |