Скачать 304.36 Kb.
|
Министерство образования Республики Саха (Якутия) ГБОУ СПО Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева Физкультурное отделение МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по педагогической практике «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» специальность 050720 «Физическая культура» Якутск - 2012 ОДОБРЕНА Составлена в соответствии Предметно – цикловой с Государственными требованиями Комиссией преподавателей к минимуму содержания и уровню физкультурного отделения подготовки выпускника по специальности 050720 «Физическая культура» Председатель: Зам. директора по ПР: ____________ Анахина А.В. _____________ Баишева Н.Е. Составители: Максимов И.В. ВВЕДЕНИЕ Основной целью методических указаний является помощь студентам второго курса физкультурного отделения по прохождении практики «Введение в специальность». Практика «Введение в специальность» - педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия» и проводится с целью углубления знаний, полученных студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин, методики обучения урока физической культуры. Цель практики – совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результата, углубление знаний, полученных студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин и методики обучения урока физической культуры. Содержание практики В процессе проведения практики студенты выполняют следующие виды деятельности – ознакомление с учебно-воспитательной работой школы, знакомство с системой и организацией учебно-воспитательной работы учителя физической культуры, наблюдение и анализ уроков физической культуры у учителей – методистов на разных этапах обучения. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализ его результата проводятся по следующим направлениям:
Умения, формируемые в процессе практики:
Студент обязан:
Студент не должен:
Студент может:
Требования к оценке профессионально- практической деятельности студентов и их отчетности Критерии оценки работы студентов в период педагогической практики 1. умение определять тип урока, структуру урока, методы обучения на каждом этапе урока и ведущий метод обучения, средства обучения, формы организации познавательной деятельности 2. умение проводить анализ урока физической культуры с точки зрения определенной методической задачи. Отчетная документация по практике
Педагогический дневник студента-практиканта В период педагогической практики студент ведет дневник. В дневнике должна получать свое отражение вся работа студента в школе. Заполняется дневник ежедневно. Студент всегда имеет его при себе во время работы в школе. Дневник является главным документом практикантов по педагогической практике. В дневнике педагогической практики каждый практикант планирует свою работу в школе, отражаются наблюдения за педагогической деятельностью учителя физической культуры. Использование записей, сделанных в дневнике, позволяет студентам познакомиться с опытом работы учителей. Ведение практикантом дневника способствует анализу и осмыслению его педагогической деятельности в школе. Дневник по педагогической практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при ее оценке. Рекомендуемые рубрики дневника
Методические указания.
Общий способ действий при анализе урока: составить программу анализа: -выбрать основание -поставить цель - определить параметры и критерии анализа -установить причины положительных и отрицательных сторон урока -сделать вывод Основание: техника ведения урока Цель наблюдения на уроке: установление уровня владения техникой ведения урока Параметры анализа: группотехника, социотехника, мыслетехника 1. Группотехника – умение работать с классом Критерии анализа: -умение владеть классом -охват деятельностью всех учащихся - умение организовывать внимание учащихся - активность учащихся 2. Социотехника – умение строить отношения с учащимися Критерии анализа: - установление контакта с классом -организация взаимодействия -характер отношений 3. Мыслетехника – умение организовывать мыслительную деятельность учащихся Критерии анализа: -осмысленность направленности заданий учащимися -понимание сущности задания учащимися -результат выполнения задания учащимися -результат достижения цели урока Основание анализа: методика ведения урока Цель: установление уровня владения методикой ведения урока Параметры анализа: цели урока, структура урока, содержание урока, организация обучения, результат урока
Критерии: - умение ставить триединую цель - соответствие направленности цели теме урока - результат достижения целей
-умение определять место урока в системе урока -соответствие структуры урока типу урока - постановка задач по этапам - соответствие поставленных задач целям урока - умение дозировать время по этапам -умение устанавливать взаимосвязь между этапами
Критерии: - умение планировать содержание - умение видеть направленность содержания каждого задания - умение отбирать содержание урока в соответствии поставленных целей - выполнение запланированного содержания -результат выполнения содержания урока
Критерии: - знание методов, приемов, форм обучения - умение отбирать методы, приемы, формы обучения в соответствии поставленных целей и задач урока - эффективность применения методов, приемов, форм обучения
Критерии: - Умение предвидеть результат - Соответствие достигнутых результатов поставленным целям, задачам урока - Умение подводить итоги результатов по этапам, в конце урока - Умение оценивать результаты обучения Основание: культура ведения урока Цель: установление уровня владения культурой ведения урока Параметры анализа: культура организации деятельности на уроке, речь учителя, внешний вид учителя, общение на уроке. 1. Культура организация деятельности на уроке -умение действовать по заранее запланированным действиям - установление контакта с учащимися - умение организовывать взаимодействие на уроке - умение контролировать, корректировать свои действия и учащихся 2. Речь учителя - умение четко, ясно ставить вопросы - умение контролировать речь на уроке ( многословие, повторы) 3. Внешний вид учителя - соответствие внешнего вида статусу учителя - эмоциональность действий 4. Культура общения на уроке - умение организовывать общение на уроке - соответствие характера культуры общения с учащимися микроклимату класса Материалы наблюдения по карточкам. Принцип работы: 1. Подготовительно – организационный период Раскрывают теоретический материал по данной практике, осваивают такие понятия, как педагогическая деятельность, содержание деятельности учителя. 2. Основной Студенты посещают уроки учителей, знакомятся с содержанием деятельности учителя. Наблюдают и анализируют проведение урока учителем по карточке. 3. Рефлексивный Анализ деятельности учителя во время практики. Самооценка (определение своих знаний, пути решения проблемы). Карточка наблюдения и анализа уроков Карточка №1 Цель: Организаторские способности учителя. Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить организаторские способности учителя, педагогическую целесообразность его действия в соответствии с конкретными учебно-воспитательными задачами урока. Содержание анализа:
Примечание: Следует отметить положительные стороны урока, имеющиеся недостатки, сделать вывод, высказать предложения, советы и рекомендации по устранению недочетов. Литература: Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков // Физкультура в школе 1987г. №1, 18. Карточка №2 Цель: Условие и характер деятельности учащихся на уроке. Задачи наблюдений: охарактеризовать и дать оценку деятельности, поведения и прилежания учащихся на уроке. Содержание анализа:
5. Отношение к местам занятий, инвентарю и оборудованию. Участие в подготовке мест занятий и уборке инвентаря.
Примечание: Анализ урока, собранные и обработанные на его основе данные должны отражать положительные стороны урока, содержать рекомендации по устранению недочетов. Литература: Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков // Физкультура в школе 1987г. №1, 18. Карточка № 3 Цель: Условия и характер деятельности учителя на уроке. Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить общепедагогические и специальные знания и умения учителя физической культуры. Содержание анализа
5. Использование оценки как средства стимулирования учащихся к овладению учебным материалом, правильному поведению в коллективе. 6. Методы педагогического воздействия, используемые учителем на уроке (убеждение, приучения, поощрения и порицания). 7. Бодрость и живость, или, наоборот, вялость и медлительность в работе учителя. 8. Двигательная подготовленность педагога: качество показа физического упражнения, игрового приема, общая культура движений и манера держаться перед классом.
Примечание: Собранные и проанализированные данные (положительные и отрицательные) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выводы и разработать соответствующие предложения и рекомендации Литература. Баранчукова Г. А. Карточки наблюдений и анализа уроков // Физкультура в школе. 1987 г., №1, С. 18 Карточка №4 Цель: Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроки. Задачи наблюдений: Охарактеризовать и оценить дозировку отдельных упражнений, дифференцированное распределения нагрузки на уроке. Содержание анализа.
Примечание: Охарактеризовать и оценить эффективность использованных средств и методов повышающих качество учебно-воспитательного процесса, КПД упражнений, достигнутые результаты. Наблюдение может быть дополнено данным подсчёта ЧСС, соответствием графика её изменения. Выводы и предложенные рекомендации, обеспечивающие посильность заданий и упражнений при высоком напряжении сил и способностей учащихся. Литература Баранчукова Г. А. Карточка наблюдений и анализа уроков.// Физкультура в школе, 1987 г. №1, с. 18. Карточка № 5 Цель: Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке. Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить знания и профессиональные действия учителя при оказании помощи и страховки, а также навыки самостраховки и взаимопомощи, сформированные у учащихся. Определить педагогическую целесообразность (или нецелесообразность) оказания помощи и страховки. Содержание анализа.
Примечание: Наблюдение следует организовать по видам упражнений, где применялись помощь и взаимопомощь, страховка и самостраховка. Обобщение материалов сопроводить предложениями, направленными на устранение недостатков, а также советами и выводами, обеспечивающими безопасность занятий учащихся на уроке. Карточка №6 Цель: Применение методов слова. Задачи наблюдений: установить знание учителем, проводящим урок основного состава методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе. Содержание анализа: 1. Методы слова, применявшиеся на уроках в целях вооружения учащихся основами знаний, обучения физическим упражнениям, нравственного воспитания занимающихся. Использование рассказа при сообщении учащимся основ знаний, изложении содержания и правил игры, информация о правилах и нормах поведения и общения в ходе данного урока. Точность и логичность изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности речи учителя; достигнутая познавательная и воспитательная ценность рассказа.
6. Использование беседы для формирования положительного отношения к изучаемому, углубления и расширения знаний, выявления интересов, понимания изучаемого, определения затруднений в работе, развития у занимавшихся логического мышления, коллективного решения учебных задач. Характер беседы вопросно-ответное выявление знаний, взглядов, отношений, суждений, оценок, свободное двух и многостороннее обсуждение, деловой спор). Умение учителя вести беседу, внимательно слушать, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение, обобщать высказывания; степень подготовленности и отношение учащихся к беседе, ее воспитательно-образовательное значение. 7. Использование указаний для ориентировки занимающихся в возможных или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения организованности в коллективных действиях, по поводу поведения и общения учащихся. Соблюдение меры в количестве указаний. Отметить целесообразность и авторитетность указаний, их роль в обучении и воспитании занимавшихся, отношение к ним учащихся. Литература. Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков. Физкультура в школе, 1987. № Кс.18. Карточка №7 Цель: Применение методов наглядного восприятия. Задачи наблюдения: знание учителем, проводящим урок, основного состава методов, в частности методов наглядного восприятия, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе. Содержание анализа. 1. Показ учителем изучаемых упражнений, действий, чтобы создать представление об изучаемом движении, его отдельных сторонах, деталях и др. Достоинства и недостатки показа техники движений учителем; своевременность показа, продолжительность; обеспечение предварительной подготовки учащихся к наблюдениям; влияние показа на характер, последующей учебной работы (механическое подражание, осмысленное воспроизведение, творческое варьирование), достигнутый результат. 2. Показ изучаемых упражнений, движений, действий выделенным для этого хорошо подготовленным учеником. Причины, побудившие его сделать: учитель сам по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить двигательное действие; при показе учитель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; необходимо снять предубеждение учеников в невыполнимости задания; на примере ученика можно нагляднее показать индивидуализацию техники выполнения, достигнутый результат. 3. Применение иллюстративных материалов (схем, рисунков, фотоснимков, кинограмм, моделей для демонстрации положений и перемещений частей тела при выполнении упражнений и др.). Использование слухового, зрительного и суставно-мышечного ориентирования (хлопков, метронома, цветных Флажков, разметок, предметных ориентиров, организации "прочувствования" относительно пассивных движений, направляемых партнером, и др.). Продуманность соответствующих приемов, умение правильно использовать их. Достигнутая степень наглядности, ее влияние на процесс обучения. 4. Музыка на уроке. Цель использования музыки (регулирование темпа, ритма; формирование представления, стимулирование воображения, эмоциональное воздействие и др.). Умение выбрать музыкальное произведение и руководить выполнением под него упражнений. Отношение детей к занятиям под музыку, их эффективность. 5. Взаимосочетание методов демонстрации.. Применение сочетания: показа упражнения в целом с повторными акцентированием показом какой-либо иллюстративного материала. Умение обоснованно подбирать такие сочетания и гибко реализовать их в уровнях урока; достигнутая эффективность таких сочетаний. 6. Двигательная подготовленность учителя, культура движений. Примечание. Анализируя просмотренный урок, оценить умение педагога творчески сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы и методические приемы, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведений занятий, учебные ситуации и возможности учащихся. В ходе анализа уроков сделать выводы и дать конкретные рекомендации учителю. Литература. Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков.//Физкультура в школе. 1987 г. №2. С. 13. Карточка №8 Цель: Развитие двигательных качеств. Задачи наблюдений: Дать характеристику используемых на данном уроке средств и методов, оценить их эффективность для решения задач развития двигательных качеств. Содержание анализа: 1. Планирование учебного материала по развитию двигательных качеств в годовом плане-графике и конспекте анализируемого урока. Отбор материала; дозировка; распределение по частям урока.
5. Применение методов (повторный, переменный, равномерный, соревновательный, круговой тренировки) при 'выполнении различных упражнений и достигнутые результаты.
8. Знание и учет в работе внешних признаков утомления (резкое покраснение или побледнение лица, потливость, учащенное дыхание, появление некоординированных движений, покачивание, замедленное выполнение команд, жалобы на усталость, боль в ногах и сердце, одышка, тошнота). 9. Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма на нагрузку и использование их в ходе урока. 10. Задания для самостоятельных занятий учащихся в послеурочное время. Их оценивание. Выставление отметок в дневник, журнал. Примечание: При подведении результатов наблюдений следует дать характеристику эффективности каждого из средств и методов, использованных на уроке, высказать советы и конкретные предложения по устранению отмеченных недостатков. Литература: Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков.// Физкультура в школе, 1987, №3. С.9 Карточка №9 Цель: Учет успеваемости учащихся. Задачи наблюдений: Охарактеризовать и оценить целесообразность и правильность организации и проведения учета успеваемости учащихся. Содержание анализа: I. Учет степени усвоения знаний, выработки умений и навыков. Каковы формы учета (опрос по вызову, беседа в группе и др.). Анализ ошибок занимающихся, исправление их учителем, формы оценок (в баллах, словами "хорошо", "плохо"), оценочные суждения. 2. Контроль и учет овладения техникой изученных действий. Какое упражнение подверглось учету, форма проведения учета (вызов каждого отдельно, выполнение заданий в небольшой группе, выборочный просмотр занимающихся на фоне остальной группы). Поправки учителя, повторное выполнение упражнений, формы оценок (баллы, данные результатов и др.). Оценочные суждения. 3. Учет выполнения учебных нормативов, отражающих физическую и техническую подготовленность занимающихся. Укажите, какое упражнение подверглось учету (вызов каждого ученика отдельно, выполнение заданий в небольшой группе, выборочная проверка). ' 4. Создание условий для качественного выполнения, оцениваемого упражнения. В какой части урока проводилось контрольное выполнение (в конце – после большой общей нагрузки; в середине - после разминки; в начале урока – без специальной подготовки). Включение специальных упражнений, игровых заданий для снижения нервного и физического напряжения. Атмосфера взаимоотношения между учителем и учащимися во время контрольных упражнений.
|
Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: Специальность... Внесены изменения в титульный лист в связи с упразднением Федерального агентства по образованию РФ и передачей полномочий Министерству... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... | Учебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические... Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» для студентов заочной формы обучения специальности 230104... | ||
Программа педагогической практики для студентов факультета физической... Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей... | Учебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология... Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10» | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний... Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история художественной культуры... | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы патологии и комплексной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65... Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность 050720. 65 Физическая культура специализация 01 «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура» Как специальный предмет, курс лыжного спорта предусматривает изучение теории и методики преподавания лыжного спорта, овладение техникой... | Учебно-методический комплекс дисциплины/ Специальность 033100 (050720)- «Физическая культура» Печатается по решению учёного совета гоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» |