Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура»





Скачать 304.36 Kb.
НазваниеМетодические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура»
страница1/2
Дата публикации12.10.2014
Размер304.36 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
  1   2
Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева

Физкультурное отделение

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по педагогической практике «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

специальность 050720 «Физическая культура»

Якутск - 2012

ОДОБРЕНА Составлена в соответствии

Предметно – цикловой с Государственными требованиями

Комиссией преподавателей к минимуму содержания и уровню

физкультурного отделения подготовки выпускника

по специальности 050720

«Физическая культура»

Председатель: Зам. директора по ПР:

____________ Анахина А.В. _____________ Баишева Н.Е.
Составители: Максимов И.В.
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью методических указаний является помощь студентам второго курса физкультурного отделения по прохождении практики «Введение в специальность». Практика «Введение в специальность» - педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия» и проводится с целью углубления знаний, полученных студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин, методики обучения урока физической культуры.

Цель практикисовершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результата, углубление знаний, полученных студентами при изучении психолого-педагогических дисциплин и методики обучения урока физической культуры.

Содержание практики
В процессе проведения практики студенты выполняют следующие виды деятельности – ознакомление с учебно-воспитательной работой школы, знакомство с системой и организацией учебно-воспитательной работы учителя физической культуры, наблюдение и анализ уроков физической культуры у учителей – методистов на разных этапах обучения.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализ его результата проводятся по следующим направлениям:

  1. Наблюдение дидактических возможностей урока.

  2. Наблюдение и анализ особенностей общения учителя с учащимися на уроке.

  3. Наблюдение и анализ работы учителя физической культуры на уроке.

Умения, формируемые в процессе практики:

  • Вести открытое наблюдение целостного педагогического процесса планово и систематично, фиксировать увиденное по предложенной программе;

  • Анализировать под руководством преподавателя урок и занятие в соответствии с современными требованиями;

  • Выделять общую организацию работы на уроке (распределение времени, логику перехода от одного типа к другому, управление учебной работой учащихся):

  • Определять объём учебного материала, выделять рациональные способы работы учителя, анализировать поведение и эмоциональный настрой учащихся на уроке;

  • Определять систему работы учащихся на уроке (организованность и активность, методы и приемы работы, уровень их сформированности отношение к учителю, обучению, уроку, предмету, уровень усвоения знаний, соответствие нагрузки возрастным особенностям учащихся);

  • Выделять результаты урока и занятия (выполнение плана урока, меры реализации общеобразовательной, развивающей и воспитательных задач, уровни усвоения знаний и способы деятельности учащихся по усвоению знаний, общую оценку результата);

  • Применять на практике эмпирические методы исследования (наблюдения, методы опроса) с целью исследования явлений, накопления и систематизации информации, поиска и объяснения закономерностей.

Студент обязан:

  • Соблюдать режим работы школы.

  • Приходить к началу уроков в классе, уходить по окончании их.

  • Обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени и отчеству.

  • Быть внимательным и доброжелательным и вежливым в отношениях со школьниками, учителями, преподавателями и студентами группы.

  • Выполнять все задания по содержанию практики. Сдавать отчеты в точно указанные сроки.

  • Посещать все консультации, уроки, конференции.

  • В случае пропуска дня занятий (по болезни, другим уважительным обстоятельствам), опоздания сообщить руководителю практики; сразу же после прихода лично подойти к руководителю практики и объяснить причину отсутствия или опоздания, передав необходимые документы (справка о болезни, повестка и т.д.).

Студент не должен:

  • Ходить в школе в верхней одежде и головном уборе.

  • Входить на урок в спортивный зал после звонка.

  • Приходить без спортивной формы.

  • Выходить во время урока из спортивного зала.

  • Разговаривать на уроках.

  • Курить в школе или на ее территории.

  • Демонстрировать дурные привычки или невоспитанность.

Студент может:

  • Обращаться за помощью к администрации школы, учителям, классным руководителям, преподавателям.

  • Высказывать претензии и замечания по организации практики заведующему практикой.


Требования к оценке профессионально- практической деятельности студентов и их отчетности
Критерии оценки работы студентов в период педагогической практики

1. умение определять тип урока, структуру урока, методы обучения на каждом этапе урока и ведущий метод обучения, средства обучения, формы организации познавательной деятельности

2. умение проводить анализ урока физической культуры с точки зрения определенной методической задачи.
Отчетная документация по практике


  1. дневник педагогической практики посещенных уроков и выполненными заданиями практики

  2. рефлексивный отчет по итогам практики


Педагогический дневник студента-практиканта
В период педагогической практики студент ведет дневник. В дневнике должна получать свое отражение вся работа студента в школе. Заполняется дневник ежедневно. Студент всегда имеет его при себе во время работы в школе.

Дневник является главным документом практикантов по педагогической практике. В дневнике педагогической практики каждый практикант планирует свою работу в школе, отражаются наблюдения за педагогической деятельностью учителя физической культуры. Использование записей, сделанных в дневнике, позволяет студентам познакомиться с опытом работы учителей. Ведение практикантом дневника способствует анализу и осмыслению его педагогической деятельности в школе. Дневник по педагогической практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при ее оценке.

Рекомендуемые рубрики дневника


  1. Титульный лист. Сведения о студенте (Ф.И.О. студента, курс, отделение)

  2. База практики. Краткая информация о школе (номер школы, адрес), необходимые сведения о работников школы (директоре, завуче, учителе физической культуре).

  3. Расписание звонков 1 и 2 смены

  4. Расписание уроков учителя урока физической культуры.

Методические указания.


  1. Практика «Введение в специальность» предусмотрена для студентов 1 курса во втором семестре обучения, целью которой является адаптация студентов к профессиональной деятельности перед прохождением практики пробных уроков. За период прохождения данной практики у студентов должно сформироваться начальное представление профессиональной педагогической деятельности.

  2. За время прохождения практики «Введение в специальность» каждый студент обязан посетить 12 уроков по физической культуре. Провести анализ 12 уроков по карточкам, фрагменты уроков.

  3. Студент обязан иметь дневник и вести в нем систематические записи при наблюдениях за проведением уроков в течение всего времени прохождения практики. Все записи ведутся непосредственно в процессе наблюдений, обсуждений уроков и т.д.


Общий способ действий при анализе урока:
составить программу анализа:

-выбрать основание

-поставить цель

- определить параметры и критерии анализа

-установить причины положительных и отрицательных сторон урока

-сделать вывод

Основание: техника ведения урока

Цель наблюдения на уроке: установление уровня владения техникой ведения урока

Параметры анализа: группотехника, социотехника, мыслетехника

1. Группотехника – умение работать с классом

Критерии анализа:

-умение владеть классом

-охват деятельностью всех учащихся

- умение организовывать внимание учащихся

- активность учащихся

2. Социотехника – умение строить отношения с учащимися

Критерии анализа:

- установление контакта с классом

-организация взаимодействия

-характер отношений

3. Мыслетехника – умение организовывать мыслительную деятельность учащихся

Критерии анализа:

-осмысленность направленности заданий учащимися

-понимание сущности задания учащимися

-результат выполнения задания учащимися

-результат достижения цели урока
Основание анализа: методика ведения урока

Цель: установление уровня владения методикой ведения урока

Параметры анализа: цели урока, структура урока, содержание урока, организация обучения, результат урока

  1. Цели урока

Критерии:

- умение ставить триединую цель

- соответствие направленности цели теме урока

- результат достижения целей

  1. Структура урока

-умение определять место урока в системе урока

-соответствие структуры урока типу урока

- постановка задач по этапам

- соответствие поставленных задач целям урока

- умение дозировать время по этапам

-умение устанавливать взаимосвязь между этапами

  1. Содержание урока

Критерии:

- умение планировать содержание

- умение видеть направленность содержания каждого задания

- умение отбирать содержание урока в соответствии поставленных целей

- выполнение запланированного содержания

-результат выполнения содержания урока

  1. Организация обучения учащихся

Критерии:

- знание методов, приемов, форм обучения

- умение отбирать методы, приемы, формы обучения в соответствии поставленных целей и задач урока

- эффективность применения методов, приемов, форм обучения

  1. Результат урока

Критерии:

- Умение предвидеть результат

- Соответствие достигнутых результатов поставленным целям, задачам урока

- Умение подводить итоги результатов по этапам, в конце урока

- Умение оценивать результаты обучения

Основание: культура ведения урока

Цель: установление уровня владения культурой ведения урока

Параметры анализа: культура организации деятельности на уроке, речь учителя, внешний вид учителя, общение на уроке.

1. Культура организация деятельности на уроке

-умение действовать по заранее запланированным действиям

- установление контакта с учащимися

- умение организовывать взаимодействие на уроке

- умение контролировать, корректировать свои действия и учащихся

2. Речь учителя

- умение четко, ясно ставить вопросы

- умение контролировать речь на уроке ( многословие, повторы)

3. Внешний вид учителя

- соответствие внешнего вида статусу учителя

- эмоциональность действий

4. Культура общения на уроке

- умение организовывать общение на уроке

- соответствие характера культуры общения с учащимися микроклимату класса
Материалы наблюдения по карточкам.
Принцип работы:
1. Подготовительно – организационный период

Раскрывают теоретический материал по данной практике, осваивают такие понятия, как педагогическая деятельность, содержание деятельности учителя.

2. Основной

Студенты посещают уроки учителей, знакомятся с содержанием деятельности учителя. Наблюдают и анализируют проведение урока учителем по карточке.

3. Рефлексивный

Анализ деятельности учителя во время практики. Самооценка (определение своих знаний, пути решения проблемы).
Карточка наблюдения и анализа уроков

Карточка №1

Цель: Организаторские способности учителя.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить организаторские способности учителя, педагогическую целесообразность его действия в соответствии с конкретными учебно-воспитательными задачами урока.

Содержание анализа:

  1. Приход учащихся к месту занятий (свободно по мере подготовки уроку; по звонку строем) роль учителя в этом, дежурного, физорга. Своевременность начала урока, причины, вызвавшие его задержку.

  2. Распределение времени между частями урока и видами упражнений (игры, упражнения и другие). Причины иного распределения времени в сравнении с рекомендуемыми и предусмотренными в плане урока.

  3. Распределение учащихся на подгруппы, команды, выделение судей, водящих, капитанов, групповодов, дежурных и т.д.

  4. Построения и перестроения, размещение учащихся для выполнения различных видов упражнений (общеразвивающих, ходьбы, бега, прыжков, метаний, игр и др.).

  5. Целесообразность выбранных форм размещения и способов перемещения, учащихся для выполнения заданий и обеспечение оптимальных пространственных условий работы (хорошей видимости учителя, удобства выполнения упражнений, обеспечение безопасности занимающихся).

  6. Использованные способы организации учебной работы – фронтальный, поточный, сменный, групповой, индивидуальный и их варианты.

  7. Целесообразность использования форм и способов занятий для руководства учебной деятельностью и обеспечение качества обучения и воспитания обучающихся.

  8. Подготовка инвентаря к занятиям, установка снарядов.

  9. Распределения обязанности между занимающимися при установке и уборке инвентаря (организация деятельности учащихся, экономия времени, соблюдения правил безопасности).

  10. Организация учащихся, освобожденных от занятий на уроках физкультуры. Заполнение ими: а) отдельных упражнений, например, строевых; б) заданий учителя по оцениванию, комментированию техник и выполнения упражнений другими учениками, их поведения, прилежания; в) ответить на вопросы по основам знаний, страховке и т.д.

  11. Выбор учителем места при показе различных видов упражнений, для контроля и наблюдения за всем классом в процессе занятий.

  12. Завершение урока (своевременность, построение, подведение итогов урока, уход учащихся в раздевалку).

Примечание: Следует отметить положительные стороны урока, имеющиеся недостатки, сделать вывод, высказать предложения, советы и рекомендации по устранению недочетов.

Литература: Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков // Физкультура в школе 1987г. №1, 18.
Карточка №2

Цель: Условие и характер деятельности учащихся на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и дать оценку деятельности, поведения и

прилежания учащихся на уроке.

Содержание анализа:

  1. Внешний вид занимающихся (аккуратность, единообразная форма, прическа).

  2. Дисциплина учащихся на уроке в целом и при выполнении отдельных видов упражнений (строевых, общеразвивающих, игр и др.). Поведение учащихся в условиях соревнования.

  3. Отношение школьников к уроку в целом, отдельным видам упражнений и, в частности, к упражнениям вспомогательного характера,

  4. Отношение к учителю, товарищам, в том числе к слабоподготовленным и нарушителям дисциплины. Сплоченность ученического коллектива. Общественное мнение класса по вопросам дисциплины, характера и стиля общения.

5. Отношение к местам занятий, инвентарю и оборудованию. Участие в подготовке мест занятий и уборке инвентаря.

  1. Качество исполнения обязанностей физорга, групповода, дежурного, судьи и отдельных заданий и поручений учителя. Знание и выполнение функциональных обязанностей. Форма, содержание и своевременность работы учителя по инструктированию учащихся-помощников.

  2. Методы оценки и стимулирования труда учащихся-помощников учителя. Их роль в формировании правильного отношения к выполняемым обязанностям, стремлений и желаний выполнять их добросовестно.

  3. Активность, сознательность, инициатива и настойчивость в овладении учебным материалом. Навыки самостоятельного выполнения упражнений, умение страховать и оказывать помощь товарищам.

  4. Общефизическая , техническая, и тактическая подготовленность занимающихся.

Примечание: Анализ урока, собранные и обработанные на его основе данные должны отражать положительные стороны урока, содержать рекомендации по устранению недочетов.

Литература: Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков // Физкультура в школе 1987г. №1, 18.

Карточка № 3

Цель: Условия и характер деятельности учителя на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить общепедагогические и специальные знания и умения учителя физической культуры.

Содержание анализа

  1. Умение владеть классом, организовать учебный процесс, поддержать интерес и внимание к занятиям у учащихся, способствовать самостоятельности в их действиях, высокой сознательной дисциплине.

  2. Отношение педагога к ученическому коллективу, отдельным занимающимся с учетом их возраста и индивидуальных способностей (воспитанность, подготовленность, быстрота овладения учебным материалом, реакция на нагрузку, исполнительность, инициатива и др.). Педагогический такт.

  3. Умение правильно распределять места занятий учащихся в спортивном зале, выбирать свое место в ходе урока, замечать и исправлять ошибки школьников, изменять темп урока, по ходу его вносить в содержание изменения, продиктованные внешними условиями, состоянием занимающихся (утомление, возбуждение и т.п.)

  4. Речь учителя, его умение четко и доступно объяснять учебный материал, показать упражнение, убеждать учащихся. Владение командами, знание терминологии.

5. Использование оценки как средства стимулирования учащихся к овладению учебным материалом, правильному поведению в коллективе.

6. Методы педагогического воздействия, используемые учителем на уроке (убеждение, приучения, поощрения и порицания).

7. Бодрость и живость, или, наоборот, вялость и медлительность в работе учителя.

8. Двигательная подготовленность педагога: качество показа физического упражнения, игрового приема, общая культура движений и манера держаться перед классом.

  1. Внешний вид учителя (костюм, причёске и пр.)

Примечание: Собранные и проанализированные данные (положительные и отрицательные) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выводы и разработать соответствующие предложения и рекомендации

Литература.

Баранчукова Г. А. Карточки наблюдений и анализа уроков // Физкультура в школе. 1987 г., №1, С. 18

Карточка №4

Цель: Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроки.

Задачи наблюдений: Охарактеризовать и оценить дозировку отдельных упражнений, дифференцированное распределения нагрузки на уроке.

Содержание анализа.

  1. Приёмы дозировки физической нагрузки, применяемые учителем (темп, повторяемость упражнений, продолжительность выполнения, применение отягощений, внешние условия выполнения задания).

  2. Дифференцированный подход к учащимся. Способы дифференциации нагрузки. Индивидуализация заданий.

  3. Соответствие дозировки упражнений педагогическим задачам (развитие двигательных качеств, чередование режима работы с активным отдыхом и др.), особенностям занимающихся (пол, возраст, подготовленность, состояние здоровья, индивидуальные особенности), внешним условиям (температура, атмосферные явления, одежда занимающихся.

  4. Способы регулирования нагрузки на протяжение всего урока (паузы для отдыха, чередования упражнений, специальные упражнения в расслаблении, упражнения на регулирования дыхания). Темп урока, его моторная полость.

  5. Учёт учителем внешних признаков утомления занимающихся при регулировании физической нагрузки на уроки (потоотделение, покраснение или побледнение лица, резкое учащение дыхания, нарушение координации движений, жалобы на усталость, боль в ногах, в области сердца, головную боль, тошнота, рвота).

  6. Стимулирование учащихся к поддержанию высокой физической активности при овладении учебным материалом. Время работы на уровне околопредметных нагрузок.

Примечание: Охарактеризовать и оценить эффективность использованных средств и методов повышающих качество учебно-воспитательного процесса, КПД упражнений, достигнутые результаты. Наблюдение может быть дополнено данным подсчёта ЧСС, соответствием графика её изменения. Выводы и предложенные рекомендации, обеспечивающие посильность заданий и упражнений при высоком напряжении сил и способностей учащихся.

Литература

Баранчукова Г. А. Карточка наблюдений и анализа уроков.// Физкультура в школе, 1987 г. №1, с. 18.

Карточка № 5

Цель: Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить знания и профессиональные действия учителя при оказании помощи и страховки, а также навыки самостраховки и взаимопомощи, сформированные у учащихся. Определить педагогическую целесообразность (или нецелесообразность) оказания помощи и

страховки.

Содержание анализа.

  1. При выполнении, каких упражнений применились помощь и страховка.

  2. Цель применения помощи и страховки (первоначальное изучение, уточнение представлений, преодолеть страх и поверить в возможность выполнения упражнения) и их целесообразность в каждом отдельном случае.

  3. Своевременность и правильность приемов помощи и страховки.

  4. Привлечение занимающихся к оказанию помощи и страховки. Вооруженность учащихся знаниями и умениями методического характера (назначение упражнения, основные требования к технике' выполнения, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять).




  1. Роль учителя в руководстве учащимися, оказывающими взаимопомощь и страховку. Наличие (или отсутствие) инструктирования по оказанию помощи, его содержание и польза.

  2. Виды поощрения учащихся, оказывающих помощь и страховку. Их роль в формировании у учащихся желания и стремления самостоятельно оказывать помощь товарищам, нуждающимся в ней.

Примечание: Наблюдение следует организовать по видам упражнений, где применялись помощь и взаимопомощь, страховка и самостраховка. Обобщение материалов сопроводить предложениями, направленными на устранение недостатков, а также советами и выводами, обеспечивающими безопасность занятий учащихся на уроке.

Карточка №6
Цель: Применение методов слова.
Задачи наблюдений: установить знание учителем, проводящим урок основного состава методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе.
Содержание анализа:

1. Методы слова, применявшиеся на уроках в целях вооружения учащихся
основами знаний, обучения физическим упражнениям, нравственного воспитания
занимающихся.

Использование рассказа при сообщении учащимся основ знаний, изложении содержания и правил игры, информация о правилах и нормах поведения и общения в ходе данного урока. Точность и логичность изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности речи учителя; достигнутая познавательная и воспитательная ценность рассказа.

  1. Применение описания при ознакомлении учащихся с техникой предлагаемых движений, тактическими приемами. Полнота и точность описания, целесообразная последовательность, характеристики элементов предлагаемых упражнений; наличие проверки воспринятого; ориентировка детей на мысленное построение модели собственных двигательных действий по данному описанию.

  2. Использование объяснений для раскрытия причинно-следственный отношений, закономерностей изучаемого, выяснение взаимосвязи его с ранее полученными знаниями по другим предметам и по физическое культуре. Четкость определения назначения усваиваемого материала; убедительность обоснования требований к процессу изучения и его результатам; стремление к объяснению учащихся (стимулирование участия в рассуждениях, выводах); научно-познавательная и воспитательная ценность данного метода.

  3. Применение метода заданий при осуществлении наблюдений, комментировании, решении двигательных задач приобретении новых знаний, выполнении упражнений и пр. Характер предложенных заданий (исполнительский,
    поисковый, творческий); их форма, доступность формулировок; степень подготовленности и отношение учащихся к самостоятельному выполнению заданного; качество учебной работы по заданию, ее эффективность.

6. Использование беседы для формирования положительного отношения к изучаемому, углубления и расширения знаний, выявления интересов, понимания изучаемого, определения затруднений в работе, развития у занимавшихся логического мышления, коллективного решения учебных задач. Характер беседы вопросно-ответное выявление знаний, взглядов, отношений, суждений, оценок, свободное двух и многостороннее обсуждение, деловой спор). Умение учителя вести беседу, внимательно слушать, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение, обобщать высказывания; степень подготовленности и отношение учащихся к беседе, ее воспитательно-образовательное значение.

7. Использование указаний для ориентировки занимающихся в возможных или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения организованности в коллективных действиях, по поводу поведения и общения учащихся. Соблюдение меры в количестве указаний. Отметить целесообразность и авторитетность указаний, их роль в обучении и воспитании занимавшихся, отношение к ним учащихся.
Литература.

Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков. Физкультура в школе, 1987. № Кс.18.

Карточка №7

Цель: Применение методов наглядного восприятия.
Задачи наблюдения: знание учителем, проводящим урок, основного состава

методов, в частности методов наглядного восприятия, а также умение

целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном

процессе.
Содержание анализа.

1. Показ учителем изучаемых упражнений, действий, чтобы создать представление об изучаемом движении, его отдельных сторонах, деталях и др. Достоинства и недостатки показа техники движений учителем; своевременность показа, продолжительность; обеспечение предварительной подготовки учащихся к наблюдениям; влияние показа на характер, последующей учебной работы (механическое подражание, осмысленное воспроизведение, творческое варьирование), достигнутый результат.
2. Показ изучаемых упражнений, движений, действий выделенным для этого хорошо подготовленным учеником. Причины, побудившие его сделать: учитель сам по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить двигательное действие; при показе учитель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; необходимо снять предубеждение учеников в невыполнимости задания; на примере ученика можно нагляднее показать индивидуализацию техники выполнения, достигнутый результат.
3. Применение иллюстративных материалов (схем, рисунков, фотоснимков, кинограмм, моделей для демонстрации положений и перемещений частей тела при выполнении упражнений и др.). Использование слухового, зрительного и суставно-мышечного ориентирования (хлопков, метронома, цветных Флажков, разметок, предметных ориентиров, организации "прочувствования" относительно пассивных движений, направляемых партнером, и др.). Продуманность соответствующих приемов, умение правильно использовать их. Достигнутая степень наглядности, ее влияние на процесс обучения.
4. Музыка на уроке. Цель использования музыки (регулирование темпа, ритма; формирование представления, стимулирование воображения, эмоциональное воздействие и др.). Умение выбрать музыкальное произведение и руководить выполнением под него упражнений. Отношение детей к занятиям под музыку, их эффективность.
5. Взаимосочетание методов демонстрации.. Применение сочетания: показа упражнения в целом с повторными акцентированием показом какой-либо иллюстративного материала. Умение обоснованно подбирать такие сочетания и гибко реализовать их в уровнях урока; достигнутая эффективность таких сочетаний.
6. Двигательная подготовленность учителя, культура движений.

Примечание. Анализируя просмотренный урок, оценить умение педагога творчески сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы и методические приемы, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведений занятий, учебные ситуации и возможности учащихся. В ходе анализа уроков сделать выводы и дать конкретные рекомендации учителю.

Литература.

Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков.//Физкультура в школе. 1987 г. №2. С. 13.

Карточка №8

Цель: Развитие двигательных качеств.

Задачи наблюдений: Дать характеристику используемых на данном уроке

средств и методов, оценить их эффективность для решения задач развития двигательных качеств.

Содержание анализа:

1. Планирование учебного материала по развитию двигательных качеств в

годовом плане-графике и конспекте анализируемого урока. Отбор материала;

дозировка;

распределение по частям урока.

  1. Подготовка необходимых методических пособий (карточек, рисунков и т.д.) и учебного оборудования.

  2. Формирование у учащихся интереса к учебному материалу, постановка задач перед напряженной самостоятельной работой.

  3. Использованные средства (упражнения, комплексы, эстафеты, подвижные игры и др.) и их эффективность в решении задач урока.

5. Применение методов (повторный, переменный, равномерный,
соревновательный, круговой тренировки) при 'выполнении различных упражнений
и достигнутые результаты.

  1. Дифференцированный подход к учащимся в развитии двигательных качеств (состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность и т.д.). Приемы дифференциации нагрузки.

  2. Знание учителем и учет критических зон развития основных двигательных качеств в работе с учащимися различных возрастных групп.

8. Знание и учет в работе внешних признаков утомления (резкое покраснение или
побледнение лица, потливость, учащенное дыхание, появление
некоординированных движений, покачивание, замедленное выполнение команд,
жалобы на усталость, боль в ногах

и сердце, одышка, тошнота).

9. Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма на нагрузку и
использование их в ходе урока.

10. Задания для самостоятельных занятий учащихся в послеурочное время. Их
оценивание. Выставление отметок в дневник, журнал.

Примечание: При подведении результатов наблюдений следует дать характеристику эффективности каждого из средств и методов, использованных на уроке, высказать советы и конкретные предложения по устранению отмеченных недостатков.

Литература: Баранчукова Г.А. Карточки наблюдений и анализа уроков.// Физкультура в школе, 1987, №3. С.9

Карточка №9

Цель: Учет успеваемости учащихся.

Задачи наблюдений: Охарактеризовать и оценить целесообразность и

правильность организации и проведения учета успеваемости учащихся. Содержание анализа:

I. Учет степени усвоения знаний, выработки умений и навыков. Каковы формы учета (опрос по вызову, беседа в группе и др.). Анализ ошибок занимающихся, исправление их учителем, формы оценок (в баллах, словами "хорошо", "плохо"), оценочные суждения.

2. Контроль и учет овладения техникой изученных действий. Какое упражнение
подверглось учету, форма проведения учета (вызов каждого отдельно,
выполнение заданий в небольшой группе, выборочный просмотр занимающихся
на фоне остальной группы). Поправки учителя, повторное выполнение
упражнений, формы оценок (баллы, данные результатов и др.). Оценочные
суждения.

3. Учет выполнения учебных нормативов, отражающих физическую и
техническую подготовленность занимающихся. Укажите, какое упражнение
подверглось учету (вызов каждого ученика отдельно, выполнение заданий в
небольшой группе, выборочная проверка). '

4. Создание условий для качественного выполнения, оцениваемого упражнения. В какой части урока проводилось контрольное выполнение (в конце – после большой общей нагрузки; в середине - после разминки; в начале урока – без специальной подготовки). Включение специальных упражнений, игровых зада­ний для снижения нервного и физического напряжения. Атмосфера
взаимоотношения между учителем и учащимися во время контрольных
упражнений.

  1. Комментированное оценивание: оценку получаем за то, чему учились на уроках, объясняются причины снижения отметки, дается разрешение на дополнительную попытку выполнить упражнение. Оценивание в соответствии с рекомендациями программы (учебные нормативы) выявленные отступления -завышение или снижение требований. Причины иного подхода к нормам оце­нивания. Оценивается фактическое выполнение упражнения или с учетом поведения, прилежания учащихся.

  2. Системность учета: текущий (за выполнение отдельных упражнений, заданий на дом, за устные ответы на вопросы учителя, за выполнение контрольных упражнений, нормативов); контрольный (учет усвоения знаний, овладение техникой изученных действий или выполнения учебных норм); сочетание текущего и контрольного учетов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физи­ческую культуру,...
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: Специальность...
Внесены изменения в титульный лист в связи с упразднением Федерального агентства по образованию РФ и передачей полномочий Министерству...
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...

Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические...
Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История...
История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение...
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconМетодические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность»
Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» для студентов заочной формы обучения специальности 230104...
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconПрограмма педагогической практики для студентов факультета физической...
Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей...
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10»
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний...
Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история художественной культуры...

Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы патологии и комплексной...

Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65...
Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация...
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 050720. 65 Физическая культура специализация 01 «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях»
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»
Как специальный предмет, курс лыжного спорта предусматривает изучение теории и методики преподавания лыжного спорта, овладение техникой...
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность» специальность 050720 «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины/ Специальность 033100 (050720)- «Физическая культура»
Печатается по решению учёного совета гоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск