Скачать 224.81 Kb.
|
Отдел образования администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов»МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» Рекомендована УТВЕРЖДАЮк утверждению Директор МОУ «ГЭЛ» научно-методическим г. Саратова советом. _________________ Председатель: Бондаренко И.А. _______________ Соколова Н.Т. ПРОГРАММА«Журналист и издатель» 14 -15 лет срок реализации – 1 год Тип программы:Авторство: авторскаяАвтор - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «ГЭЛ» Васяева Ольга Владимировна г. Саратов 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа относится к программам социально-педагогической направленности. Обозначить актуальность программы можно, опираясь на следующие аргументы. В современной общественной жизни огромную роль играют средства массовой информации. Через них люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, реализуют свой творческий потенциал, получают эмоциональную разгрузку. Велика роль средств массовой информации в формировании общественного мнения и как манипулятора общественного сознания. При крайне высокой социальной значимости СМИ между тем в общественной жизни явно занижено знание об этом регуляторе общественных отношений. Понимание же процессов, осуществляемых СМИ, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее, что само по себе актуально, но приобретает особую значимость в период становления личности подростка. Не так просто учащемуся сориентироваться в море профессий, найти специальность, отвечающую его способностям, жизненным ожиданиям. Эта программа разработана в помощь учащимся старших классов сделать сознательный профессиональный выбор и повысить уровень знаний в выбранной области. Цель: развитие личности учащегося посредством освоения начальных навыков журналистского дела. Задачи: формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека; - осмысление журналистики как особой формы освоения информационного пространства; - углубление теоретических знаний учащихся о тексте; совершенствование умений и навыков анализа текста; подготовка учащихся к самостоятельному литературному творчеству; - знакомство с работой СМИ; - обучение методике создания журналистских материалов, созданию макета, дизайну и верстке газеты; работе с фотоматериалами, оргтехникой; - повышение уровня речевого развития: - воспитание коммуникативной компетенции; - воспитание деловых качеств. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция профильного образования – реализация личностно-ориентированного учебного процесса, в частности освоение учащимися начальных навыков журналистского дела. Программа ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации – школьной газеты. Все вышеперечисленное свидетельствует о педагогической целесообразности программы. В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и корректор. Учащиеся знакомятся с профессиями и спецификой их работы и получают теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции. Издательское дело в школе – это проект совместной деятельности учителя информатики и учителя-филолога. Учитель – филолог раскрывает стилистические секреты при написании очерков и статей, что позволяет учащимся выработать свой стиль написания; помогает сформировать определенные навыки вычленения необходимой информации из общего потока. Учитель информатики знакомит ребят с основными программными продуктами, необходимыми для набора, редактирование и форматирования печатной продукции. Общими усилиями они помогают учащимся применять полученные теоретические знания за партой в профессиональной деятельности, что позволяет сформировать интерес к издательской работе. Новизна программы заключается в комплексной подаче материала, усилении продуктивной направленности деятельности учащихся, получении комплексного творческого продукта (школьного журнала) Отличительной особенностью содержания данного курса является создание условий по самореализации личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, изживание подростковых комплексов неполноценности и т.д.). Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, психологические, социально-коммуникативные тренинги, деловые и ролевые игры, творческая мастерская). Данная программа рассчитана на учащихся 9-10 классов, которые проявляют интерес к гуманитарным знаниям, склонность к лингвистическим исследованиям, обнаруживают увлечённость процессом усовершенствования собственной языковой культуры. Она может реализовываться в учреждении дополнительного образования, в школе как элективный курс, как программа объединения. Программа реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 58 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Состав учащихся постоянный. Формы занятий: групповые. Способы проверки усвоения материала: презентации, тестирование, доклад, защита проекта и т.д. Образовательные результаты По окончании программы обучающийся должен знать:
уметь:
4) видеть и самостоятельно конструировать в журналистских текстах авторское отношение к героям, событиям; 5) вести беседу; 6) редактировать; 7) работать с текстом, графикой в среде MS Publisher; 8) создавать макет страницы, дизайн страницы; 8) производить верстку страниц; 9) владеть техническими средствами; 10) работать в среде Photo Shop; 11) создавать печатную продукцию. Учебно-тематический план
Информатика
Содержание программы Журналистика 1. Журналистика как вид деятельности 1.1.Тема: Вводное занятие Роль каждого в команде. Знакомство с основными понятиями. Сущность и задачи школьного издательства. Журналист как субъект общения. Психологические характеристики и качества журналиста. Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста. 1.2.Тема: Социальные функции СМИ. - информационная; - коммуникативная; - выражение мнений определённых групп; - формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. 1.3. Тема: Встреча с журналистом Журналистика XX века. В.И. Гиляровский – репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров. Требования к журналисту: - компетентность; - объективность; - соблюдение профессиональных этических норм; - глубокие знания в области литературы, философии и др.; - владение литературным языком. Практическое занятие: концепция печатного издания. 2. Содержание и форма журналистских произведений 2.1. Тема: Макет журнала Практическое занятие. Макет страницы. Элементы оформления. Быстрые публикации. Создание макета собственной газеты (название, цветовая гамма, иллюстративный материал, шрифты и рамки.) 2.2. Тема: Основные рубрики журнала Практическое занятие. Поиск интересных рубрик в газетных и журнальных публикациях, их анализ. Выбор основных рубрик. Определение ответственных за каждый отдел. Оформление. Подготовка сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование). 2.3.Тема: Особенности публицистического стиля Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Практическое занятие. Поиск в газетных и журнальных публикациях примеров повествования, описания, рассуждения. Написание маленького рассказа на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения. 2.4. Тема: Художественно-изобразительные средства языка Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Практическое занятие. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте. Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры. 2.5. Тема: Редактирование текстов Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Ошибки и способы их исправления. Понятия о средствах худ. изобразительности; их роль в тексте. Практическое занятие. Поиск в газетных и журнальных публикациях примеров употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Доказательство обоснованности или необоснованности их употребления. 3. Роды, виды и жанры журналистики 3.1. Тема: Оперативно-новостные жанры (заметки) Жанры журналистики и их особенности. Знакомство со спецификой жанров и требованиями к их сообщениям: релевантность, оперативность, краткость, лаконичность, точность. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Практическое занятие: Написание рассказа на тему «Об этом слове хочется рассказать». 3.2. Тема: Оперативно – исследовательские жанры (интервью, репортажи) Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Практическое занятие. Создание и презентация текста определенного жанра. 3.3. Тема: Исследовательско-новостные жанры (рецензия, комментарий) Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша) 3.4. Тема: Исследовательские (статья, письмо, обозрение). Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия). 3.5. Тема: Исследовательско - образные жанры (очерки, эссе, фельетон, памфлет). Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. 3.6. Тема: Проба пера Практическое занятие. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона. Поиск в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объяснение своей позиции. Оценка уровня мастерства автора. Создание и презентация текста определенного жанра. 4 Речевая культура журналиста 4. 1. Тема: Культура устной речи Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Устные выступления. Дикция. 4.2. Тема: Культура письменной речи Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. 4.3. Тема: Речевые нормы. Морфологические, орфоэпические, синтаксические нормы языка Практическое занятие. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок. 4.4. Тема: Критерии оценки журналистского текста Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Тема. Идея. Интонация. Текст как смысловое и структурное единство. Заголовок текста. Заключительная часть текста. Основные композиционные приемы. Признаки публицистического стиля. 4.5 . Тема: Итоговое занятие. Подбор материала из сети Интернет и его представление в различных жанрах. Публичное выступление по теме «Мои иллюстрации в газете». Информатика 1. Социальная информатика 1.1 Тема: Информационная культура человека. Информационное общество. Информационные процессы. Информационная культура человека. Информационный ресурс. 1.2.Тема: Информационная безопасность. Законы о защите информации и информационная деятельности человека. 2. Издательская система MS Publisher 2.1. Тема: Назначение издательских систем. Виды ресурсов. СМИ и их назначение. Объект печатного издания. 2.2. Тема: Среда MS Publisher. Функции и возможности Практическое занятие: Редактирование и форматирование текста. Макет страницы. Элементы оформления. 2.3.Тема: Технология работы с текстом, графикой в среде MS Publisher Форматы графических файлов. Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. 2.4.Тема: Технология верстки страниц. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом на странице Практическое занятие: Отработка навыков редактирования рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом на странице. 2.5. Тема: Технология дизайна и макетирования страниц. Создание макета страницы газеты. Название, цветовая гамма, тема, постоянные рубрики, иллюстративный материал, шрифты и рамки. Практическое занятие: Макетирование и дизайн страницы газеты. 2.6. Тема: Макетирование газеты Практическое занятие. Создание макета собственной газеты. 3.Интернет – технологии в издательском деле 3.1. Тема: Всемирная паутина. Возможности Интернет. Среда браузера Internet Explore Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. 3.2. Тема: Пути поиска информации в сети Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Архивирование и разархивирование. Практическое занятие: Работа с гиперссылками. Архивирование и разархивирование. 3.3. Тема: Электронная почта. Практическое занятие: Мир электронной почты. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. 3.4. Тема: Образовательные ресурсы. Интернет. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Архивирование и разархивирование 3.5. Тема: Графический редактор Практические занятия: Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом. 4. Компьютерная графика 4.1. Тема: Виды компьютерной графики Форматы графических файлов. Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. Инструменты графического редактора. 4.2. Тема: Среда PhotoShop. Работа с фотоматериалами, монтаж, ретушь, цветовые решения, тематические подборки. Практические занятия: Работа с фотоматериалами. Создание тематических подборок. 4.3. Тема: Работа с техническими устройствами Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) Практическое занятие: Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER) 4.4. Мастер- класс. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты. 4.5 . Итоговое занятие «Мастерство журналиста». Выпуск номера журнала. Подведение итогов. Методическое обеспечение Данная программа поможет учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия через создание средства массовой информации – школьной газеты. В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и корректор. Учащиеся знакомятся с профессиями и спецификой их работы и получают теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции. Курс создает условия для развития творческих способностей школьников, становления их читательской самостоятельности, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое «я». Программа состоит из двух дисциплин: журналистики и информатики. По желанию, в рамках некоторых тем возможно проведение интегрированных занятий. Кроме того, авторы допускают подвижки в сторону увеличения практических часов по некоторым темам в дисциплинах при наличии достаточных теоретических знаний по этим вопросам. В программе широко используются современные образовательные технологии: информационные, проектная, технология развития критического мышления, используются идеи, отдельные методики технологии Селестена Френе. Процесс формирования коммуникативных компетенций учащихся будет оптимальным, если применять в обучении дискуссионные технологии и целенаправленно осуществлять обучение учащихся правилам ведения диалога. Работая в рамках коммуникативно-диалоговой деятельности, дети учатся публично выражать собственные позиции, мнения, обмениваться суждениями и точками зрения, отстаивать их, выражать словами чувства и отношения. В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако включает такие формы работы как теле-, видео просмотр публицистических передач, сбор практического (дидактического) материала, подготовку публикаций в газету, а также деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, мастер-классы. Типы и виды занятий выбираются в соответствии с дидактическими целями - это занятие по формированию новых знаний; занятие по закреплению и совершенствованию ЗУН; обобщение и систематизация ЗУН; контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, полностью оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютеры, принтер, сканер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры. Техническое оснащение занятий. Дидактический материал Для проведения занятий творческого объединения необходимо следующее техническое оснащение и дидактический материал:
тематический материал периодической печати;
Список литературы для педагогов
Список литературы для учащихся
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» (Сараев В. Н.) обеспечить благоустройство территории у... | Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения... Начальник отдела образования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самохина А. И., начальник отдела образования администрации Фрунзенского района мо «Город Саратов» | Министерство образования и науки россии министерство образования рб Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб» | ||
Методические рекомендации Отдел образования администрации Ленинского... | Года №300-п, Об изменении типа существующих муниципальных учреждений,... Отделу образования администрации Палехского муниципального района, в целях создания бюджетных учреждений Палехского муниципального... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования Отдел по образованию, опеке, попечительству, спорту и работе с молодёжью администрации Панинского муниципального района | Конкурсные выступления организуются и проводятся по определённому... «Музыкальный калейдоскоп-2014» с 28 февраля по 6 апреля 2014 года. Учредителем городской фестивальной декады является управление... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главы администрации Шуйского муниципального района Ивановской области от 18. 06. 2012 г. №324-1 «О системе оплаты труда работников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Уйского муниципального района» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Уйского муниципального района» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отдел образования администрации Степновского муниципального района Ставропольского края | ||
Отдел образования, опеки и попечительства администрации иловлинского... Иловлинского муниципального района, районного методического кабинета, районного методического объединения учителей математики, с... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место и время проведения: отдел образования администрации Чухломского муниципального района, 10. 00 – 11. 30 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Года- 2011» проводится при поддержке управления образования администрации городского округа- город Галич Костромской области, отдела... | Годовой отчет отдела по культуре администрации муниципального образования... Основные цели и задачи, над которыми работал отдел по культуре администрации муниципального образования Веневский район 2013 г…3 |