Скачать 149.56 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39»
Рабочая программа
РАССМОТРЕНО на МО Протокол №__ от «______» ________________2013 г. _____________________________ /Т.В.Ильина/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основе учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Москва, «Просвещение» 2009 г.) и Примерной программы основного общего образования по искусству (МО и науки РФ, 2010 г.). В соответствии с учебным планом на изучение предмета в 5 классах определено 1 час в неделю, итоговое количество занятий в год составляет 34 часа. Содержание рабочей программы предусматривает объединение в IV четверти двух учебных уроков на темы «Городской пейзаж», «Выразительные возможности изобразительного искусства» в один учебный урок. Целью обучения изобразительному искусству учащихся является: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Задачи обучения включают:
Программа 6 класса знакомит учащихся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображаемую реальность. Большое внимание уделено восприятию произведений искусства. Этому необходимо учиться, причем через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения – это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой, развитием личностных качеств и характером мышления. Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Одной из главных задач обучению учащихся становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством, умение увидеть силу художественных материалов и их возможности. В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура, музыка). В рабочей программе с учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты). Темы уроков способствуют формированию понимания роли искусства в жизни людей, исследовательских и созидательных интересов учащихся, содержательному восприятию произведений искусства. В практической деятельности учитывается принцип постепенного нарастания сложности художественных задач, последовательного приобретения навыков и умений. Обучение учащихся изобразительному искусству носит деятельностный характер, делается акцент на практическую, продуктивную работу учащихся как индивидуальную, так и коллективно-групповую форму работы, использование межпредметных связей. Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: ИКТ, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п. Дидактическая модель обучения строится на следующих методах: - объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); - игровой; - частично поисковый (эвристический); - метод проектной деятельности; - продуктивный; - репродуктивный метод. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: презентации, электронная версия музеев мира. Педагогические средства обучения определяются типом урока, характером содержания учебного материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся. На уроках изобразительного искусства используется такие средства обучения как беседа, рассказ, демонстрация наглядных материалов, анализ художественных произведений, упражнения, работа с дополнительными источниками информации по искусству. В практической деятельности предусмотрено применение разнообразного художественного материала: живописного, графического, пластичного и бумаги. Таким образом, рабочая программа отображает механизмы формирование ключевых компетенций школьников, которые включают основные понятия: - целью предмета становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата; - в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся; - содержание материала урока подбирается с учетом развития у учащихся познавательной активности, художественного мышления, творчества, что позволяет каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности; - обращение к жизненному опыту учащихся; - целенаправленно используются межпредметные связи для эффективного достижения целей. Основные критерии оценки результатов художественной деятельности учащихся по данной рабочей программе направлены на выявление: - уровня самостоятельности школьников на уроке; - композиционных особенностей построения рисунка, его цветового решения и использования средств при создании художественного образа; - отношения учащихся к учебному труду; - наличия у учащихся познавательного интереса; - знаний учащимися фактического материала и уровня его усвоения; - воспитательную и развивающую динамику личности, возникающую в ходе обучения. Преподавание предмета ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Содержание рабочей программы соответствует требованиям государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству. Общая тема «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» включает 4 раздела:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: - о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; - о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; - основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; - о ритмической организации и богатстве выразительных возможностей; - о разных художественных материалах, техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь: - пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; - знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, с натуры, по представлению и по воображению; - активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Список методической литературы 1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил. 2. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. 3. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. 4. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. 5. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. 6. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. 7. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. 8. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 9. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. 10. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. 11. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. ПРИЛОЖЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Рабочая программа по искусству изо для 5-9 классов составлена на... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | Учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд... Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе... | ||
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,... | Рабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Рабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | Рабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | ||
Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 классы Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией... | Рабочая программа изобразительное искусство 5 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Рабочая программа по искусству 9 класс составлена на основе федерального... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса... «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика... |