Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс





Скачать 276.21 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству 5а класс
Дата публикации01.07.2014
Размер276.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


  1. Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»

  2. на заседании ШМО зам. директора по УР приказ №

  3. эстетического цикла От « »________2010

  4. Протокол № ___________________ Директор МОУ

  5. От « »________2010

  6. Руководитель ШМО: Осипова Л.П. ______________________

  7. ____________________ Шарифуллина Э.Ю.

  8. Ермолаева Н.И.





  1. Рабочая программа

  2. по изобразительному искусству

  3. 5а класс

  4. Андриановой Ирины Кабировны

  5. учителя ИЗО

  6. второй квалификационной категории

  7. МОУ «Юлдузская средняя

  8. общеобразовательная школа»



2010-2011 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).
Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Это ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве – зоркости души.

Виды учебной деятельности:

Настоящее поурочное планирование представляет собою систему уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Неменского. Предпочтение отдается изучению традиционной русской и татарской культуры.

Ученики данного класса, окончившие начальную школу, имеют общее представление об изобразительном искусстве, владеют художественной грамотой. Творческие наклонности в изобразительной деятельности проявляют следующие ученики: Верина К., Питеркина А., Свистунова М. Активные на уроке являются Заббарова Е., Торопцов Т. Слабо успевают и требуют дополнительной подготовки следующие ученики Барабанов А., Охотникова М., Дмитриев М. Имеет художественные способности, но не работает над собой Охотников Н. В целом класс разносторонний и увлеченный, ученики настроены на дальнейшее изучение изобразительного искусства, проявлять свои способности и талант в художественной деятельности.

При изучении каждой темы 15% времени отводится на региональный компонент образования. Учащиеся знакомятся с национальными особенностями Республики Татарстан. Предусмотрено изучение основных этапов формирования культурного наследия. Региональный компонент содержания обучения изобразительному искусству направлен на развитие у школьников способности к межкультурному взаимодействию, основанному на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и способствует полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в диалог культур. Приобщения к национальному культурному наследию народов, проживающих на территории РТ, на уроках изобразительного искусства необходимо:
— концентрировать внимание учащихся на эмоционально-привлекательных сторонах жизни и быта народов русских и татар, традициях, обрядах, обычаях, культуре и т.д.;
— обогащать знания школьников доступными для их понимания сведениями о жизни и быте татарского и русского народа, как уникальными и необычными по своему содержанию;
— развивать у учащихся активность в пополнении и совершенствовании знаний о жизни и быте народов татар и русских, помогать школьникам познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, осознавать увиденное;
— объяснять огромную значимость сохранения уникальной культуры татар и русских;
— включать учащихся в активную творческую деятельность, направленную на овладение, создание декоративных изделий и самостоятельных творческих произведений татарского и русского народов;
— дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка, привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы;
— развивать творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира.

Наши дети живут сейчас в условиях всевозрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают за- граничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к народной самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности народной культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство — богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам; а) Этот путь позволяет воспитать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима. б) Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания. Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества.
Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование



Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Учащиеся должны знать:

  • Истоки образного языка ДПИ;

  • Особенности уникального крестьянского искусства;

  • Знание традиционных образов, мотивов;

  • Несколько народных художественных промыслов России, уметь различать их.


Учащиеся должны уметь:

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

  • Различать по материалу, технике исполнение современное ДПИ;

  • Уметь выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • Уметь пользоваться языком ДПИ;

  • Уметь передавать единство формы и декора;

  • Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции;

  • Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды;

  • Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема.

Учебно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс – 5
Учитель – Андрианова Ирина Кабировна
Количество часов всего - 35; в неделю – 1 час

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по изобразительному искусству. Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО - Б.М. Неменского.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

Учебно-тематическое планирование 5 класс.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся, вид учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1.

Древние образы в народном искус­стве

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер. Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сан­гина, тонирован­ная бумага

Ответить на во­прос: «Как отра­зились в древних образах народно­го искусства по-

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства

Подобрать иллюст­рации с изображе­нием древних обра­зов в произведениях народного ДПИ

6.09.




2.

Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения (нац.-рег. копонент «Орнамент РТ»)

1

Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков


Орнамент как ос­нова декоративного украшения. Работа над укра­шением элемен­тов избы (фрон­тон, наличники, причелина, лобо­вая доска) соляр­ными знаками, растительными и зооморфными мо­тивами, геомет­рическими эле­ментами, вы­страивание их в орнаментальную композицию. Ма­териалы: уголь, сангина, тониро­ванная бумага




Выра­зительные средст­ва и виды орнамен­та (геометриче­ский, раститель­ный, смешанный). Типы орнаменталь­ных композиций: линейная, сетча­тая, рамочная, ге­ральдическая

Обратить внимание на декор домов ча­стного сектора

13.09.




3.

Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда (нац.-рег. копонент «Предметы быта татарского народа»)

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков


Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения де­коративных элемен­тов.

Выполнение эски­за выразительной формы предмета крестьянского бы­та и украшение его орнаменталь­ной композицией (прялка, посуда). Материалы: гу­ашь, кисти, нож­ницы, бумага

Ответить на во­прос: «Что род­нит различные произведения крестьянских мастеров?». Про­смотр, анализ и оценивание работ

Уметь выстраивать декоративную ком­позицию, используя выразительные средства приклад­ного искусства: пло­скостность, обоб­щенность и лако­ничность изображе­ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Составить кросс­ворд по пройден­ному материалу (5-7 слон)

20.09.




4.

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки

(нац.-рег. копонент «Вышивка РТ»

1

Комбинированный


Крестьянская вы­шивка -- сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение. Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров (фломастеры, восковые мелки, бумага)

Обмен кроссвор­дами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результа­тов собственного * художестве нного творчества

Уметь использовать в практической ра­боте графические материалы и образ­ную символику (цвета и изображе­ния) народного ис­кусства, условность языка орнамента

Подбор иллюстра­тивного материала о русском народном костюме (опере­жающее задание)

27.09




5.

Народный празд­ничный костюм (нац.-рег. копонент «Костюм татарского народа)

1

Комбинированный

Народный празд­ничный костюм -целостный художе­ственный образ. Выполнение эски­зов народного праздничного костюма с ис­пользованием различных техник и материалов

Просмотр и ана­лиз работ

Уметь работать с выбранным мате­риалом, используя выразительные воз­можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа

Подобрать иллюст­рации с изображе­нием интерьера русской избы с ее декоративным уб­ранством (поиско­вая работа в под­группах)


4.10.




6-7

Внутренний мир народного жилища (нац.-рег. копонент «Жилище татарского и русского народов»)

2

Комбинированный

Единство пользы и красоты в предме тах быта и труда крестьян. Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал глина (пласти­лин), стеки, фоль­га, упаковочная коробка, ткань

Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции

Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда кре­стьян, значение ор­намента как носите­ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ­ные материалы в художественно-творческой работе

Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.)

11,18.10.




8

Народные празд- ничные обряды. (нац.-рег. копонент «Праздники татарского и русского народа»)

1

Повторительно-обобщающий урок


Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка».

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань

Просмотр и анализ работ

Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода




25.10.




9-10

Древние образы в современных на­родных игрушках

(нац.-рег. копонент «Народные игрушки РТ»)

2

Комбинированный


Живучесть древних образов в современ­ных народных иг­
рушках. Особенно­сти пластической формы, цветового
строя и элементов росписи глиняных
игрушек (филимоновской, дымков­ской, каргопольской). Выполнение иг­рушки (импрови­зация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гли­на, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти

Ответить на во­прос: «Что отли­чает глиняные игрушки, принад­лежащие к раз­ным художест­венным промыс­лам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание ра­бот


Уметь использовать выразительные средства художест­венных материалов в творческой дея­тельности. Уметь ритмически выстраивать деко­ративные элементы росписи по форме предмета

Подбор открыток, книжных иллюст­раций с изображе­нием народной иг­рушки

15,22

11.




11-12

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

(нац.-рег. копонент «Промыслы РТ»)

2

Комбинирован­ный


История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи. Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей, аква­рель, кисти

Просмотр и ана­лиз работ

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета

Подбор иллюстра­тивного материала гжельской посуды необычной формы

29.11.

6.12.




13.

Искусство Город-ца. Истоки и со­временное разви­тие промысла

1

Комбинирован­ный

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента роспи­си по мотивам Го­родецкой роспи­си. Материалы: тонированная бу­мага, гуашь, кис­ти

Ответить на во­прос: «Что значит образ в роспи­си?». Анализ ре­зультатов творче­ства однокласс­ников (выбороч­но)


Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус­ства (форма, про­порции, линия, ритм, цвет, мас­штаб) в творческой работе

Подобрать изобра­жение орнамен­тальной или сю­жетной композиции в произведениях ДПИ

13.12.




14-15.

Искусство Жос-това. Истоки и современное раз­витие промысла

2

Комбинированный

Из истории промы­сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе­ния цветочных ком­позиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жос­товской росписи и приемы письма. Вырезание из бу­маги разверток различных форм подносов, укра­шение их роспи­сью. Материалы: гуашь, белая бу­мага, кисти

Игра «Художни­ки-зрители»

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре­деленного типа, учитывая форму предмета

Подумать над во­просом: «Какие традиционные ху­дожественные про­мыслы нашей об­ласти вы знаете?»

20. 27.12.




16

Роль народных промыслов в со­временной жизни

(нац.-рег. копонент «Народные промыслы РТ»)

1

Комбинированный


Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных при­емов народных про­мыслов в современ­ном искусстве Изготовление карандашницы в технике, имитиру­ющей просечную бересту. Матери­алы: цветная бу­мага, ножницы, клей

Просмотр, анализ и оценка работ

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред­мета, используя ритм как основу ор­наментальной ком­позиции. Владеть навыком работы с бумагой

Подготовка к игре

17.01.

2011г.




17

Связь времен в народном искус­стве

1

Повторительно-обобщающий (со­ревновательная игра)

Связь времен в на­родном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промы­слов (дымковская и филимоновская иг­рушки; Гжель, Жос-тово, Городец, Хох­лома). Различение произведений тра­диционного искус­ства от профессио­нального декора­тивно-прикладного Выполнение кон­курсных заданий

Оценивание ре­зультатов выпол­нения конкурс­ных заданий


Иметь представле­ние о разнице меж­ду произведениями традиционного на­родного искусства и профессионального




24.01.




18.

Зачем людям украшения

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений

Социальная роль декоративно-при­кладного искусства в жизни разных времен и народов

Фронтальный оп­рос (устно)

Уметь видеть в про­изведениях декора­тивно-прикладного искусства различ­ных эпох единство материала, формы и декора




31.01.




19.

Декор и положе­ние человека в обществе

1

Урок усвоения но­вых знаний, уме­ний, навыков

Украшение как по­казатель социально­го статуса человека. Символика изобра­жения и цвета в ук­рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен­тальные мотивы египтян. Различение национальных осо­бенностей русского орнамента и орна­мента Египта Выполнение эски­зов орнаменталь­ного украшения браслетов, ожере­лий по мотивам декоративного искусства Древ­него Египта. Ма­териалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Ответить на во­прос: «Какую роль играло деко­ративное искус­ство в Древнем Египте?». Пре­зентация своих работ учащимися и оценка резуль­тата

Понимать, что об­разный строй вещи (ритм, рисунок ор­намента, сочетание цветов, компози­ция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным мате­риалом

Подобрать зритель­ный ряд с изобра­жением украшений народов разных стран


7.02.




20-21.

Одежда говорит о человеке

2

Комбинированный

Одежда как знак положения человека в обществе. Отли­чие декоративно-прикладного искус­ства Западной Ев­ропы (эпоха барок­ко) от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами,орнамен­тикой, цветовой гаммой, но суть де­кора одна - выявить социальный статус людей Выполнение пан­но «Бал во двор­це» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (кол­лективная рабо­та). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

Анализ результа­та коллективной работы

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

Вопрос № 3, стр. 122 (учебник)


14,21.02.




22-23.

О чем рассказы­вают гербы и эмблемы

2

Комбинированный

Проект собствен­ного герба или герба своей се­мьи, класса (по выбору)

Защита проекта, оценивание ре­зультата

Уметь работать в выбранном мате­риале, используя язык ДПИ: услов­ность, символич­ность, плоскост­ность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция




28.02.,7.03.




24.

Символы и эмб­лемы в совре­менном общест­ве.

(нац.-рег. копонент «Герб РТ»)

1

Комбинированный

Выполнение ком­позиции герба со­временного Вол­гограда. Материа­лы: белая бумага формата A3, цвет­ная бумага, клей, ножницы

Презентация ра­бот. Анализ и оценивание ре­зультатов

Уметь создавать ус­ловное, символиче­ское изображение, работать с выбран­ным материалом




14.03.




25.

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

1

урок-повторение

Декоративно-при­кладное искусство в повседневной жиз­ни человека.

Решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах


Подведение ито­гов конкурсов







21.03.




26.

Современное выставочное ис­кусство

1

Урок усвоения но­вых знаний (на ба­зе выставки деко­ративно-приклад­ного искусства)

Многообразие ма­териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль­зы и красоты. Виды ДЛИ




Знать виды декора­тивно-прикладного искусства, особен­ности его языка. Понимать роль вза­имосвязи материа­ла, формы и содер­жания при создании произведений ДПИ

Подобрать изобра­жения художест­венных изделий со­временного декора-тивно- прикладного искусства 2

4.04.




27

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (кукла)

1

Комбинированный Изготовление тря­пичной куклы

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза Изготовление тря­пичной куклы

Игра «Художни­ки-зрители»

Уметь Использовать выразительные воз­можности материа­ла, принципы деко­ративного обобще­ния в творческой работе

Подобрать изобра­жения декоратив­ных игрушек, вы­полненных из раз­личных материалов. Обратить внимание на особенности средств вырази­тельности

11.04.




28-29

Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис­кусства (ваза)

.

2

Комбинированный

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ Изготовление де коративной вазы для украшения интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бу­тылка, клей, плотная бумага

Анализ и оценка работ

Владеть практиче скими навыками выразительного ис­пользования фактуры, формы, объема




18,25.04.




30-33

Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис­кусства (панно)

4

Урок творческого применения умений и навыков


Этапы работы над произведением ДПИ Разработка эскизов панно или витражей для укра шения интерьера школы по моти­вам народного искусства с твор­ческой интерпре тацией. Коллек­тивное выполне­ние панно по наи­более удачному эскизу

Эстетическая оценка результа та коллективной деятельности

Владеть навыками поэтапного вопло щения творческого замысла в выбран­ном материале, ис пользуя язык деко­ративно-прик­ладного искусства, принципы декора­тивного обобщения

Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформле- ние работ к итого­вой выставке. Подготовка к обоб­щающему уроку учеников-экскур- соводов

2,16.

05.




34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1

Урок- обобщения


Древние корни народного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де­коративное искусство в современном мире Отзыв о выставке (письменный)




Знать виды ДПИ, особенности языка.




23.05.




35.

Повторение пройденного

1

Урок- обобщения


Древние корни народного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де­коративное искусство в современном мире Отзыв о выставке (письменный)




Знать виды ДПИ, особенности языка.

Наблюдение в природе, зарисовки

30.05.





Литература для ученика:



  1. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М., 1981.

  2. Осетров Е. Живая Древняя Русь. – М., 1985.

  3. Ильина Т.В. История искусств: русское и советское искусство. – М., 1989.

  4. Лазарев В. Русская иконопись от истоков до начала 17 в. – М., 1983.

  5. Гузик М.А., Зеликова Н.В. Учебный путеводитель по художественной культуре России. – М., 2002.

  6. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.

  7. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.,

  8. Прошин Г.Т. Как была крещена Русь. – М., 1981.

  9. Трубецкой Е. Мировоззрение в красках. – М., 1990.


Литература для учителя:

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности.//Новый мир. - № 7,9. - 1988.

2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Книга для учителя. - М., 1990.

3. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности.- Л ., 1991.

4. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1996.

5. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика 9-17 вв. - М., 1992.

6. Забылин М. Русский народ: Обычаи, обряды, предания, суеверия. - М., 1996.

7. Блинов Г. «Чудо – кони, чудо - птицы». Рассказы о русской народной игрушке. М. «Детская литература» 1977.

8.Богуславская И.Я. русская глиняная игрушка. Ленинград. Искусство. 1975.

9.Горяева Н.Г. «Первые шаги в мире искусства». Книга для учителя. М. «Просвещение» 1991.

10.Изобразительное искусство 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Автор – составитель О.В. Свиридова. Волгоград. Учитель. 2006.

11.Костерин Н.П. учебное рисование. Учебное пособие для учащихся пед. училищ. М. «Просвещение» 1980.

12.«Педагогическое творчество». Газета. Моск. Обл. Мытищи. 2001. автор статей Г.В. Сорокина г. Владимир.

13.Русские народные песенки. Припевочки. М. «Малыш»1988

 Список методической литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации;

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php


Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconПояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconПрограмма по изобразительному искусству 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству, 1- 4 класс (2013 2014 учебный год)
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconПрограмма по искусству «Изобразительному искусству»
Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочие программы по изобразительному искусству рабочая программа...
Учебный предмет изо в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения,...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству (название предмета)
Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2012-2013 учебный...
«Технология» для 4 класса, авторы О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, рабочей тетрадью «Разноцветный мир» по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5а класс iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск