КУЛЬТУРА МАЙЯ
программа курса
Контрольные вопросы:
1. Характеристика источников по изучению культуры майя.
2. Историко-культурные регионы культуры майя.
3. Периодизация истории майя.
4. Классификация языков майя.
5. Отечественная историография по истории и культуре майя.
6. Объекты хозяйственной деятельности майя.
7. Предметы роскоши и обмена в обществе майя.
8. Материальная культура майя.
9. Гендерный аспект в культуре майя.
10. Искусство майя.
11. Архитектура майя.
12. Настенная живопись майя.
13. Научные знания древних майя.
14. Астрономия древних майя.
15. Календарь майя.
16. Духовно-идеологические представления майя.
17. Религиозные представления и практики майя.
18. Письменные памятники раннеколониального времени.
19. Характеристика текстов майя, записанных в колониальный период.
20. Рукописи майя. Письмо.
21. Игра в мяч.
22. Государство у майя.
24. Военное дело майя.
Программа курса
Тема 1. Введение. Истоки и формирование культурного комплекса Мезоамерики.
Введение. Природно-экологические условия региона (Мексика, Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Истоки и формирование культурного комплекса Мезоамерики. Заселение американского континента и формирование американских культурных комплексов. Гипотезы происхождения майя.
Формирование культурного субстрата Мезоамерики. Проблема ольмеков – культурных предшественников майя. Культура Исапы и южных тихоокеанских центров.
Тема 2. Майя: хронологические рамки. Ареал обитания. Культурно-исторические области.
Географические границы. Три культурно-географические области: северная (п-ов Юкатан), центральная (Северная Гватемала, Белиз, Западный Гондурас), южная (Горная Гватемала, ее Тихоокеанское побережье). Ведущая роль Центральной области в развитии цивилизации майя 1 тас. н. э. Хронология и периодизация. Архаический (формативный, преклассический) (III – конец I тысячелетия до н.э.); протоклассический (переходный) - 100 г. до н.э. – 300 г. н.э.; классический 300 – 900 гг н.э.; раннеклассический 300-600); (позднеклассический 600-900); постклассический 900- 1520 гг.; раннеколониальный период XVI-XVII вв.
Тема 3. Историография. Особенности в отборе и использовании источников по культуре майя.
Историография: зарубежная, отечественная. Вклад Ю.В. Кнорозова в изучение культуры майя и формирование новых подходов в майянистике.
Источники можно поделить на: археологические источники, письменные, лингвистические, этнографические. К археологическим источникам относятся: монументальная архитектура, погребения, керамические сосуды, предметы мелкой пластики, тайники, иконография. Письменные источники включают: иероглифические тексты майя, индейские тексты, записанные латиницей, хроники испанские колониальные. Как лингвистические источники рассматриваются: письмо майя, фольклорные тексты, словари языков майя-киче. Этнографические источники составляют обширную группу по всем современным группам майя-киче.
Тема 4. Научные знания и религиозно-идеологические представления.
Формирование модели мира. Мифология как отражение модели мира. Компоненты модели мира: научные знания, духовные представления и интерпретации. Локальные варианты общей модели мира. Модель мира и идеологическое обоснование социальной организации. Общинный характер правовых отношений. Система и термины родства. Реинкарнационный комплекс: формула возрождения. Погребальный обряд как выражение представлений о модели мира. Научные знания майя: астрономия и математика. Система письма майя: происхождение и функционирование.
Тема 5. Архитектурный ансамбль: комплексный подход к пониманию археологического материала.
Проблема изучения архитектурного ансамбля как материального воплощения представлений о модели мира. Формы и структура архитектурных ансамблей городов майя. Переход от горизонтальной к вертикальной модели на примере таких мезоамериканских и майяских городов как Ла-Вента, Теотиуакан, Шочикалько, Тикаль, Паленке, Копан, Чичен-Ица. Особенности архитектурных приемов. Типы архитектурных памятников: пирамиды, платформы, дворцы, Соотношение между археологическим материалом и письменными памятниками в едином комплексном анализе.
Тема 6. Искусство и литература майя.
Особенности изобразительного искусства. Традиция наскальных и пещерных росписей. Настенные росписи (Бонампак, Какаштла, города Юкатана, графитти Тикаля). Роспись предметов мелкой пластики. Сюжеты изображений на керамических сосудах майя. Рукописные кодексы майя. Скульптура майя: монументальная, стелы и алтари, мелкая пластика. Каменные изделия майя.
Литература майя. Тексты рукописей, тексты на керамике. «Пополь-Вух», «Анналы какчикелей», «Титулос из Тотоникапана», «Песнопения из Цитбальче», пророчества Чилам-Балам.
Единственная сохранившаяся театральная драма майя «Рабиналь-Ачи».
Тема 7. Войны и военное искусство майя.
Войны майя носили характер кратковременных набегов – воины тайно выступали в поход, уничтожали посевы противника, захватывали добычу в городах, пленников и возвращались на свою территорию. Роль шпионов выполняли купцы. Отсутствие тягловых животных в обозе и потому небольшое количество провианта вынуждало ограничивать сроки проводимых военных операций. Вооруженные отряды: общинники и дружина. Оборонительные сооружения майя: пирамиды, крепостные стены. Вооружение. Военные приемы. Анализ текстов классического периода, посвященных военным событиям. Изменение характера военных действий в постклассическом периоде.
Тема 8. Города-государства майя. Социальная организация и политическая история.
Мифологические и письменные источники по истории майя. Основные города майя классического периода и их описание: Паленке, Тикаль, Копан, Киригуа, Калакмуль и др. Города юга Кинтана-Роо и Кампече. Проблемы хозяйствования и жизнеобеспечения (системы земледелия). Организация системы власти в городах-государствах майя классического периода. Проблема имен и династий правителей по иероглифическим текстам. Роль женщины в политической жизни городов майя.
Причины гибели классических городов-государств майя и тольтекское завоевание.
Тема 9. Торговля, внутренние и внешние контакты городов-государств майя.
Основные продукты производства и обмена между внутренними регионами. «Денежные» эквиваленты. Формы транспортировки товаров и материалов для строительства. Виды транспорта при отсутствии тягловых животных. Пути коммуникаций (наземные, речные, морские). Системы сак-бе – вымощенных дорог, пересекавших территорию майя. Основные маршруты: вдоль побережья мексиканского залива, карибского моря. Внутренние маршруты по рекам. Контакты с северными регионами. Контакты с южными регионами. Контакты с островами Карибского моря.
Тема10. Цивилизация майя позднеклассического периода.
Основные и второстепенные городские центры. Система землепользования. Формы хозяйствования. Роль жрецов в жизни общества майя. Образ правителя майя. Организация обрядовой практики. Различные аспекты жизни майя, представленные в иероглифических текстах. женщины, прорицания, жертвоприношения)
Тема11. Цивилизация майя постклассического периода (X - XVI вв. н.э.)
Особая роль п-ова Юкатан в истории майя этого периода. Его экологические особенности. Майя-тольтекские царства на Юкатане: Чичен-Ица и Майяпан. Экономическая база. Особенности социально-политического устройства. Основные социальные группы, или классы. Верховная власть. Религия. Архитектура. Искусство. Возникновение государств нового типа, выделение столичных центров.
Испанское завоевание Юкатана в XVIв. Столкновения с испанцами. Манипулирования родовыми группами. Характер отношений с католическими миссионерами.
Тема 12. Заключительная: общее и особенное в развитии цивилизации майя и первичных цивилизаций Старого Света.
Феномен возникновения древних цивилизаций в Старом и Новом Свете. Особенности цивилизационных процессов в Новом Свете: идеологическая модель мира. производящее хозяйство, технологии, социально-политическая организация. Новый свет – как вариант цивилизационного прогрессивного развития человечества. |