Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой)





Скачать 101.95 Kb.
НазваниеРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой)
Дата публикации04.07.2013
Размер101.95 Kb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Культура > Руководство


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

кафедра «Теоретических основ физической культуры»
Пикин Г.Н.


Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Теория и методика плавания

034300.62 — «Физическая культура»

«Педагогическое образование»




Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

_____________________

(подпись зав. кафедрой)

Магнитогорск, 20__



Содержание

1. Основные сведения об авторах 4

Пикин Геннадий Николаевич - ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4

2. Цели и задачи дисциплины 4

3. Перечень основных разделов 4

3.1.Раздел 1 «Теория плавания» 4

3.2.Раздел 2 «Методика плавания» 5

Глоссарий 7

Список литературы 8



1. Основные сведения об авторах

Пикин Геннадий Николаевич - ассистент кафедры теоретических основ физической культуры

2. Цели и задачи дисциплины


Целью подготовки студентов по курсу «Теория и методика плавания» является формирование у студентов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для проведения занятий по плаванию с людьми различного пола и возраста.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

  • ПК-1 способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

  • ПК-2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

  • ОПК-6 способен к подготовке и редактированию текстов профессионального социально значимого содержания.

Особенности изучения дисциплины:

  1. для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями по дисциплинам: История физической культуры и спорта;

  2. при изучении каждого раздела студент должен придерживаться следующего порядка внимательно прочесть конспект прочитанных лекций и соответствующие параграфы в учебной литературе, ответить на вопросы для самоконтроля, выучить законы и формулы данного раздела, выполнить индивидуальное домашнее задание.

3. Перечень основных разделов


Раздел 1. Теория плавания;

Раздел 2. Методика плавания.

3.1.Раздел 1 «Теория плавания»


Цель изучения

Изучив данный раздел студент должен:

Знать: - технику спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов.

Уметь: - анализировать технику способов плавания;
- организовать процесс обучения способам плавания,
- самостоятельно проводить занятия по плаванию;
- организовывать и проводить соревнования по плаванию.

Владеть: - методикой начального обучения плаванию.

- методикой обучения технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

При изучении раздела 1 необходимо:

    1. изучить учебный материал: [3], [5];

    2. самостоятельно более подробно рассмотреть работы: …………….1

Особое внимание обратить на:

  • Техника спортивных способов плавания, стартов, поворотов

  • Модель техники плавания

  • Типичные ошибки в технике плавания способами кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс.

  • Прикладное плавание

  • Причины несчастных случаев на воде.

  • Мнимые и реальные опасности воды

Для самоконтроля по разделу необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Правила выполнения поворотов при плавании различными способами.

  2. Обязанности главного судьи соревнований.

  3. Обязанности главного секретаря и судей-секретарей.

  4. Схема движения карточки участника.

  5. Обязанности старшего хронометриста и судей-хронометристов.

  6. Обязанности судей на повороте.

  7. Обязанности судьи на дистанции, правила прохождения дистанции.

  8. Обязанности стартера и его помощника.

План практических/лабораторных/семинарских занятий по разделу 1.

Упражнения по освоению с водой

Упражнения для начального обучения

Учебные прыжки в воду

Игры и развлечения на воде

Совершенствование методики начального обучения плаванию

Игры и развлечения на воде на разных этапах обучения плаванию.

Начальное обучение плаванию (подготовительные упражнения по освоению с водой).

Построение урока по плаванию.

Основные средства обучения плаванию (классификация, характеристика).

Особенности применения учебных прыжков в воду при начальном обучении плаванию.

Методы обучения плаванию.

3.2.Раздел 2 «Методика плавания»


Цель изучения

Изучив данный раздел студент должен:

Знать: - технику спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов.

Уметь: - анализировать технику способов плавания;
- организовать процесс обучения способам плавания,
- самостоятельно проводить занятия по плаванию;
- организовывать и проводить соревнования по плаванию.

Владеть: - методикой начального обучения плаванию.

- методикой обучения технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

При изучении раздела 2 необходимо:

    1. изучить учебный материал: [4], [8];

    2. самостоятельно более подробно рассмотреть работы: …………….2

Особое внимание обратить на:

  • Эволюция методики обучения.

  • Методы обучения

  • Методика обучения спортивным способам плавания: кроль на груди, на спине, брасс, дельфин

  • Методика обучения технике стартов.

  • Методика обучения технике поворотов.

  • Ошибки и методика их исправления.

Для самоконтроля по разделу необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Ошибки в технике плавания способом брасс. Методика их устранения.

  2. Ошибки при выполнении поворотов. Методика их устранения.

  3. Ошибки при выполнении старта с тумбочки и из воды. Методика их устранения.

  4. Техника прикладных способов плавания.

  5. Техника ныряния в длину и глубину. Требования к погружениям.

  6. Приемы транспортировки тонущего.

  7. Способы освобождения от захватов.

  8. Способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

  9. Общеразвивающие и имитационные упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию.

  10. Организация и проведение массовых соревнований по плаванию.

  11. Работа по плаванию в оздоровительных лагерях.

  12. Основные требования к сооружениям и местам занятий плаванием на естественных водоемах.

  13. Обязанности судьи при участниках. Программа соревнований по плаванию.

  14. Состав и подготовка судейской коллегии.

  15. Церемония открытия и закрытия соревнований, подготовка к параду.

  16. Правила выполнения старта с тумбочки и из воды.

План практических/лабораторных/семинарских занятий по разделу 2.

Методика обучения технике плавания способом кроль на спине.

Методика обучения технике плавания способом брасс.

Методика обучения старту с тумбочки.

Методика обучения старту из воды.

Методика обучения поворотам в плавании.

Техника плавания способом кроль на груди.

Техника плавания способом кроль на спине.

Техника плавания способом брасс.

Техника выполнения старта с тумбочки.

Техника выполнения старта из воды.

Техника выполнения простых поворотов в плавании.

Техника выполнения скоростных поворотов.

Фазовая структура движений пловца.

Ошибки в технике плавания кроль на груди. Методика их исправления.

Ошибки в технике плавания способом кроль на спине. Методика их исправления.

Методика обучения технике плавания способом кроль на спине.


Советы по подготовке к экзамену (зачету):

При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на следующие моменты:

История развития гимнастики

Гимнастика в системе физического воспитания России

Терминология

Массовые гимнастические выступления

Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой

Планирование и учет работы по гимнастике в школе

Опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена (зачета) возникают по следующим разделам:

Раздел 1. Теория плавания;

Раздел 2. Методика плавания.

Глоссарий


Кроль на груди - характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при проплывах по естественным водоемам. Определенное значение имеет кроль на груди и в прикладном плавании. Он используется для преодоления водных преград, при спасании тонущего и т. д.

Кроль на спине - характеризуется попеременными непрерывными движениями руками и ногами. Основное отличие его от остальных спортивных способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспортировки пострадавшего, различных грузов и буксировки их по воде.

Плавание способом дельфин - характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища. Отдельные элементы техники дельфина (движение руки и ноги) мало чем отличаются от техники кроля на груди.

Брасс - характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.

Способ плавания на боку - характеризуется асимметричными попеременными движениями руками и асимметричными одновременными движениями ногами. Этот способ широко используется в прикладном плавании: при транспортировке пострадавшего и различных грузов, при нырянии, при плавании в одежде с оружием в одной руке и в других случаях. Способ на боку успешно применяется при массовом обучении населения плаванию.

Список литературы


Основная литература

  1. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать. - М.: Физкультура и спорт, 2006.

  3. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. - М.: Физкультура и спорт, 2005.

  4. Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. - Мн.: Четыре четверти, 2005.

  5. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 2005.

  6. Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2006.

  7. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб.пособие / под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Академия, 2005 .

  8. Хаазе И. Игры в воде и под водой: Пер. с нем. - Мн.: Беларусь, 2005.

  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Плавание»

Дополнительная литература

  1. Алексеева, О.И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе : учеб.пособие .— М. : Теория и практика физической культуры, 2003 .

  2. Афанасьев, В.З. Спортивное плавание : учебник для вузов физической культуры / В.З.Афанасьев, Н.Ж. Булгакова, А.Р.Воронцов и др.; под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Физкультура, образование и наука, 1996 .

  3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов- М.: ФиС, 1986.

  4. Викулов, А.Д. Плавание: учеб.пособие .— М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004 .

  5. Водные виды спорта : учебник для вузов / под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Академия, 2003.

  6. Волков И.П. Вопросы медико-психологического обеспечения учебно-тренировочного процессе. — Теория и практика ф-ры- № 11, 1984.

  7. Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб.-Мн "четыре четверти"; 1998. -352 с.

  8. Гордон С.М. Техника спортивного плавания.- М.: ФиС, 1986.

  9. Гордон С.М., Ширковец Е.А. Гидродинамическое сопротивление и продвигающие силы пловца //Теория и практика физ. культуры,- 1967, - № 7.

  10. Гринев В.Г. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методика оценки и совершенствования техники спортивного плавания: Авто-реф. дис. канд. пед. наук - Краснодар, 1976.

  11. Гринь А.Р. Управление совершенствования специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Автореф. дис. канд пед. наук, - Киев, 1978.

  12. Жуков Р.О, Франченко А.С. Комментарии к правилам соревнований по плаванию (с экз. бил). -Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2001. - 76 с.

  13. Инясевкий К.А. Тренировка пловцов высокой квалификации. -М.: ФиС, 1970.

  14. Каменев, Д.А. Плавательные бассейны .— М. : , 1999.

  15. Каунсилмен Д. Наука о плавании.- М.: ФиС, 1972.

  16. Каунсилмен Д. Спортивное плавание.- М.: ФиС, 1982.

  17. Макаренко Л.Г. Юный пловец,- М., ФиС, 1983.

  18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1977.

  19. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания,- М.: ФиС, 1976.

  20. Мерсон Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность- М.: Наука, 1975.

  21. Основы спортивного плавания.- М.: ФиС, 1971.

  22. Парфенов В.А., Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных пловцов- М.: ФиС, 1979.

  23. Плавание. Правила соревнований- М., ФиС, 1983.- 32 с.

  24. Плавание. Учебник для вузов/Под ред. Н.Ж. Булгаковой. -М.: ФиС, 2001.

  25. Плавание. Учебник для ин-тов физ. культ, под ред. Н.Ж. Булгаковой- М.: ФиС, 1979.

  26. Плавание. Учебник для техникумов физ. культуры /Под ред. В.А. Парфенова, М.: ФиС, 1981.

  27. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов -М.: ФиС, 1986.

  28. Платонов В.Н. Спортивное плавание.- Киев; Радяньска школа, 1983.

  29. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: ФиС, 1985.

  30. Платонов В.Н., Фесенко СП. Сильнейшие пловцы мира- М.: ФиС, 1990.

  31. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: ФиС, 1985.

  32. Учебник для ин-ов физ.культ. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой, 1984.

  33. Яшин Э. Азбука адаптации- Теория и практика ф.к-ры- № 11, 1982.



1 В случае необходимости изучения отдельных вопросов раздела по научным источникам (статьям, монографиям, сборникам конференций) не вошедших в список литературы.

2 В случае необходимости изучения отдельных вопросов раздела по научным источникам (статьям, монографиям, сборникам конференций) не вошедших в список литературы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой...
Целью освоения учебной дисциплины «политология» является формирование научных знаний об обществе и личности, о политической структуре,...
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой)
Ведет практические занятия на факультете социальной работы и на историческом факультете. Имеет 4 публикации, из них: учебно-методическое...
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРуководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой
...
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconКафедра Психологии «Утверждаю: зав кафедрой (подпись, Ф. И. О. зав кафедрой)
Если вы хотите узнать тип темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) своего ребенка, понаблюдайте за его поведением...
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Тема средства массовой информации: виды, особенности правового регулирования
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 36
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Для специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит (гос 060500 / оксо 080109)
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры от «30»
Зав кафедрой хир стоматологии, проф. А. Х. Асиятилов (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Подготовлена на основе Конституции рф, Уголовного кодекса Российской Федерации и предназначена для реализации государственного стандарта...
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconПротокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись)
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРабочая программа вариативной части учебного плана разработана в...
Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой биохимии гоу впо мгсму (зав кафедрой...
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой (подпись зав кафедрой) iconРабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности...
Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск