Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный университет»
кафедра «Теоретических основ физической культуры» Пикин Г.Н.
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Теория и методика плавания
| 034300.62 — «Физическая культура»
«Педагогическое образование»
|
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой
_____________________
(подпись зав. кафедрой)
Магнитогорск, 20__
Содержание
1. Основные сведения об авторах 4
Пикин Геннадий Николаевич - ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
2. Цели и задачи дисциплины 4
3. Перечень основных разделов 4
3.1.Раздел 1 «Теория плавания» 4
3.2.Раздел 2 «Методика плавания» 5
Глоссарий 7
Список литературы 8
1. Основные сведения об авторах Пикин Геннадий Николаевич - ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 2. Цели и задачи дисциплины Целью подготовки студентов по курсу «Теория и методика плавания» является формирование у студентов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для проведения занятий по плаванию с людьми различного пола и возраста.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
ПК-1 способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
ПК-2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
ОПК-6 способен к подготовке и редактированию текстов профессионального социально значимого содержания.
Особенности изучения дисциплины:
для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями по дисциплинам: История физической культуры и спорта;
при изучении каждого раздела студент должен придерживаться следующего порядка внимательно прочесть конспект прочитанных лекций и соответствующие параграфы в учебной литературе, ответить на вопросы для самоконтроля, выучить законы и формулы данного раздела, выполнить индивидуальное домашнее задание.
3. Перечень основных разделов Раздел 1. Теория плавания;
Раздел 2. Методика плавания.
3.1.Раздел 1 «Теория плавания» Цель изучения
Изучив данный раздел студент должен:
Знать: - технику спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов.
Уметь: - анализировать технику способов плавания; - организовать процесс обучения способам плавания, - самостоятельно проводить занятия по плаванию; - организовывать и проводить соревнования по плаванию.
Владеть: - методикой начального обучения плаванию.
- методикой обучения технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
При изучении раздела 1 необходимо:
изучить учебный материал: [3], [5];
самостоятельно более подробно рассмотреть работы: …………….1
Особое внимание обратить на:
Техника спортивных способов плавания, стартов, поворотов
Модель техники плавания
Типичные ошибки в технике плавания способами кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс.
Прикладное плавание
Причины несчастных случаев на воде.
Мнимые и реальные опасности воды
Для самоконтроля по разделу необходимо ответить на следующие вопросы:
Правила выполнения поворотов при плавании различными способами.
Обязанности главного судьи соревнований.
Обязанности главного секретаря и судей-секретарей.
Схема движения карточки участника.
Обязанности старшего хронометриста и судей-хронометристов.
Обязанности судей на повороте.
Обязанности судьи на дистанции, правила прохождения дистанции.
Обязанности стартера и его помощника.
План практических/лабораторных/семинарских занятий по разделу 1.
Упражнения по освоению с водой
| Упражнения для начального обучения
| Учебные прыжки в воду
| Игры и развлечения на воде
| Совершенствование методики начального обучения плаванию
| Игры и развлечения на воде на разных этапах обучения плаванию.
| Начальное обучение плаванию (подготовительные упражнения по освоению с водой).
| Построение урока по плаванию.
| Основные средства обучения плаванию (классификация, характеристика).
| Особенности применения учебных прыжков в воду при начальном обучении плаванию.
| Методы обучения плаванию.
| 3.2.Раздел 2 «Методика плавания» Цель изучения
Изучив данный раздел студент должен:
Знать: - технику спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов.
Уметь: - анализировать технику способов плавания; - организовать процесс обучения способам плавания, - самостоятельно проводить занятия по плаванию; - организовывать и проводить соревнования по плаванию.
Владеть: - методикой начального обучения плаванию.
- методикой обучения технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
При изучении раздела 2 необходимо:
изучить учебный материал: [4], [8];
самостоятельно более подробно рассмотреть работы: …………….2
Особое внимание обратить на:
Эволюция методики обучения.
Методы обучения
Методика обучения спортивным способам плавания: кроль на груди, на спине, брасс, дельфин
Методика обучения технике стартов.
Методика обучения технике поворотов.
Ошибки и методика их исправления.
Для самоконтроля по разделу необходимо ответить на следующие вопросы:
Ошибки в технике плавания способом брасс. Методика их устранения.
Ошибки при выполнении поворотов. Методика их устранения.
Ошибки при выполнении старта с тумбочки и из воды. Методика их устранения.
Техника прикладных способов плавания.
Техника ныряния в длину и глубину. Требования к погружениям.
Приемы транспортировки тонущего.
Способы освобождения от захватов.
Способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Общеразвивающие и имитационные упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию.
Организация и проведение массовых соревнований по плаванию.
Работа по плаванию в оздоровительных лагерях.
Основные требования к сооружениям и местам занятий плаванием на естественных водоемах.
Обязанности судьи при участниках. Программа соревнований по плаванию.
Состав и подготовка судейской коллегии.
Церемония открытия и закрытия соревнований, подготовка к параду.
Правила выполнения старта с тумбочки и из воды.
План практических/лабораторных/семинарских занятий по разделу 2.
Методика обучения технике плавания способом кроль на спине.
| Методика обучения технике плавания способом брасс.
| Методика обучения старту с тумбочки.
| Методика обучения старту из воды.
| Методика обучения поворотам в плавании.
| Техника плавания способом кроль на груди.
| Техника плавания способом кроль на спине.
| Техника плавания способом брасс.
| Техника выполнения старта с тумбочки.
| Техника выполнения старта из воды.
| Техника выполнения простых поворотов в плавании.
| Техника выполнения скоростных поворотов.
| Фазовая структура движений пловца.
| Ошибки в технике плавания кроль на груди. Методика их исправления.
| Ошибки в технике плавания способом кроль на спине. Методика их исправления.
| Методика обучения технике плавания способом кроль на спине.
|
Советы по подготовке к экзамену (зачету):
При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на следующие моменты:
История развития гимнастики
Гимнастика в системе физического воспитания России
Терминология
Массовые гимнастические выступления
Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой
Планирование и учет работы по гимнастике в школе
Опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена (зачета) возникают по следующим разделам:
Раздел 1. Теория плавания;
Раздел 2. Методика плавания.
Глоссарий Кроль на груди - характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при проплывах по естественным водоемам. Определенное значение имеет кроль на груди и в прикладном плавании. Он используется для преодоления водных преград, при спасании тонущего и т. д.
Кроль на спине - характеризуется попеременными непрерывными движениями руками и ногами. Основное отличие его от остальных спортивных способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспортировки пострадавшего, различных грузов и буксировки их по воде.
Плавание способом дельфин - характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища. Отдельные элементы техники дельфина (движение руки и ноги) мало чем отличаются от техники кроля на груди.
Брасс - характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.
Способ плавания на боку - характеризуется асимметричными попеременными движениями руками и асимметричными одновременными движениями ногами. Этот способ широко используется в прикладном плавании: при транспортировке пострадавшего и различных грузов, при нырянии, при плавании в одежде с оружием в одной руке и в других случаях. Способ на боку успешно применяется при массовом обучении населения плаванию.
Список литературы Основная литература
Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. - М.: Просвещение, 2005.
Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. - Мн.: Четыре четверти, 2005.
Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб.пособие / под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Академия, 2005 .
Хаазе И. Игры в воде и под водой: Пер. с нем. - Мн.: Беларусь, 2005.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Плавание»
Дополнительная литература
Алексеева, О.И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе : учеб.пособие .— М. : Теория и практика физической культуры, 2003 .
Афанасьев, В.З. Спортивное плавание : учебник для вузов физической культуры / В.З.Афанасьев, Н.Ж. Булгакова, А.Р.Воронцов и др.; под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Физкультура, образование и наука, 1996 .
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов- М.: ФиС, 1986.
Викулов, А.Д. Плавание: учеб.пособие .— М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004 .
Водные виды спорта : учебник для вузов / под ред. Н.Ж.Булгаковой .— М. : Академия, 2003.
Волков И.П. Вопросы медико-психологического обеспечения учебно-тренировочного процессе. — Теория и практика ф-ры- № 11, 1984.
Гончар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб.-Мн "четыре четверти"; 1998. -352 с.
Гордон С.М. Техника спортивного плавания.- М.: ФиС, 1986.
Гордон С.М., Ширковец Е.А. Гидродинамическое сопротивление и продвигающие силы пловца //Теория и практика физ. культуры,- 1967, - № 7.
Гринев В.Г. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методика оценки и совершенствования техники спортивного плавания: Авто-реф. дис. канд. пед. наук - Краснодар, 1976.
Гринь А.Р. Управление совершенствования специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Автореф. дис. канд пед. наук, - Киев, 1978.
Жуков Р.О, Франченко А.С. Комментарии к правилам соревнований по плаванию (с экз. бил). -Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2001. - 76 с.
Инясевкий К.А. Тренировка пловцов высокой квалификации. -М.: ФиС, 1970.
Каменев, Д.А. Плавательные бассейны .— М. : , 1999.
Каунсилмен Д. Наука о плавании.- М.: ФиС, 1972.
Каунсилмен Д. Спортивное плавание.- М.: ФиС, 1982.
Макаренко Л.Г. Юный пловец,- М., ФиС, 1983.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1977.
Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания,- М.: ФиС, 1976.
Мерсон Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность- М.: Наука, 1975.
Основы спортивного плавания.- М.: ФиС, 1971.
Парфенов В.А., Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных пловцов- М.: ФиС, 1979.
Плавание. Правила соревнований- М., ФиС, 1983.- 32 с.
Плавание. Учебник для вузов/Под ред. Н.Ж. Булгаковой. -М.: ФиС, 2001.
Плавание. Учебник для ин-тов физ. культ, под ред. Н.Ж. Булгаковой- М.: ФиС, 1979.
Плавание. Учебник для техникумов физ. культуры /Под ред. В.А. Парфенова, М.: ФиС, 1981.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов -М.: ФиС, 1986.
Платонов В.Н. Спортивное плавание.- Киев; Радяньска школа, 1983.
Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: ФиС, 1985.
Платонов В.Н., Фесенко СП. Сильнейшие пловцы мира- М.: ФиС, 1990.
Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: ФиС, 1985.
Учебник для ин-ов физ.культ. /Под ред. Н.Ж. Булгаковой, 1984.
Яшин Э. Азбука адаптации- Теория и практика ф.к-ры- № 11, 1982.
|