Скачать 425.39 Kb.
|
Воспитательная система образовательного учреждения На современном этапе приоритетным направлением государственной политики в образовании является сфера воспитания. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Достижение заявленных целей обеспечивается созданием в образовательных учреждениях воспитательных систем, выступающих главным фактором успешного решения воспитательных задач. Воспитательная система в ГБОУ СОШ №751 охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, систему дополнительного образования, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система школы имеет следующую структуру:
Вся воспитательная работа ориентирована на воплощение модели личности выпускника, рассматриваемой не только идеальной целью, но и содержанием воспитания. Модель личности выпускника ГБОУ СОШ №751 представлена совокупностью ряда потенциалов: нравственного, образовательного, коммуникативного, культурного, физического. 1. Нравственный потенциал заключается в осмысление целей и смысла жизни; в усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь»; в чувстве гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину; в понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; в адекватной оценке своих реальных и потенциальных возможностей, готовности к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни; в проявлении активности в общешкольных и классных делах.
Таким образом, настоящая модель отражает совокупность ряда ключевых компетентностей выпускника школы:
Формирование данных компетенций является основной целью воспитания в ГБОУ СОШ №751 Развитие воспитанности личности осуществляется в едином и целостном учебно-воспитательном процессе, в основе организации которого лежат закономерности, позволяющие глубже понять: каким должно быть воспитание, и, соответственно, пути его совершенствования. Исходя из существующих закономерностей воспитательного процесса с с ГБОУ СОШ №751 соблюдаются важнейшие правила (принципы) организации воспитания. 1. Поскольку, цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями, характер и содержание воспитания ГБОУ СОШ №751 соответствует социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам (принцип общественной направленности воспитания), при этом значительное внимание уделяется развитию способностей учащихся осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию (принцип субъектности).
1) принцип деятельностного подхода в воспитании; 2) принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности; 3) принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; 4) принцип вариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
1) принцип целостного подхода в воспитании; 2) принцип единства воспитания и обучения; 3) принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности; 4) принцип эстетизации детской жизни. Воспитание в процессе обучения на каждом этапе общего образования реализуется через воспитательный потенциал содержания каждой образовательной области:
Основное содержание воспитательного процесса. Воспитательный процесс в ГБОУ СОШ № 751 включает содержание компонентов базовой культуры личности. При этом, под культурой личности понимается уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований, характеризующийся совокупностью компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и т.д. 1. Культура жизненного самоопределения. Данный компонент базовой культуры личности предусматривает осознание воспитанником школы себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки. Готовность к жизненному самоопределению складывается из системы усвоенных воспитанником ценностей, формирующегося мировоззрения. В структуру мировоззрения включен ряд взаимосвязанных компонентов: познавательный компонент (знания, взгляды, убеждения); эмоциональный компонент (эмоциональные состояния чувства, переживания); волевой компонент (поступки, действия, отношения). Сутью сформированного мировоззрения является понимание смысла жизни. Этапами формирования мировоззрения являются: 1) понимание; 2) отношение; 3) готовность к действиям. Основными критериями оценки уровня сформированности мировоззрения воспитанников (мировоззренческой компетенции) в школе являются:
Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовного воспитания - формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека, в содержание которого включены чувство долга, справедливости, искренность, ответственность и другие качества, способные придать высший смысл делам и мыслям человека. 1. Интеллектуальная культура личности. Данный компонент базовой культуры личности представляет собой комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием. Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе. Задачами умственного воспитания в ГБОУ СОШ № 751 являются следующие:
Критериями умственной компетенции воспитанника школы определены:
3. Нравственная культура личности. Данный компонент базовой культуры личности представлен совокупностью знаний, чувств, отношений и поведения, воплощающихся в нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки. В основе разработки содержания нравственного воспитания на каждой ступени образования лежат сведения об уровнях нравственного развития личности (по Л. Колбергу):
Нравственное воспитание осуществляется, как и все направления воспитательной работы, как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе и в деятельности образовательных учреждений дополнительного образования. Включает в себя нравственно просвещение, вовлечение воспитанников в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор. В процессе нравственного воспитании осуществляется формирование отношений:
Критериями нравственной компетенции воспитанника школы определены:
4. Гражданская культура личности. Данный компонент базовой культуры личности представлен сознательным и активным выполнением гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом. Его реализация происходит посредством гражданского воспитания, представляющего собой процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать своё отечество, отстаивать свои убеждения. Составными компонентами гражданского воспитания являются политическое и правовое воспитание. Основные задачами политического воспитания заключаются в формировании политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных позиций. При этом соблюдаются принципы объективности; вариативности; свободы выбора оценок и позиции в границах общечеловеческих ценностей. В задачи правового воспитания входит формирование правовой культуры и правового поведения воспитанников школы, заключающееся в осуществлении правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения, преодоление правового нигилизма. Реализуется данный вид воспитания в процессе изучения дисциплин общественного блока, овладения элементарной юридической грамотности. Критериями гражданской компетенции воспитанника школы определены:
5. Культура труда и экономическая культура личности. Формирование экономической культуры воспитанников ГБОУ СОШ № 751 осуществляется в процессе трудового и экономического воспитания и обучения. Трудовое воспитание представляет собой совместную деятельность воспитателя и воспитанников, направленную на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Его основными задачами являются:
Экономическое воспитание представлено целенаправленным взаимодействием воспитателей и воспитанников, направленным на формирование у них элементарных экономических знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам современных социально-экономических отношений, на приобретение доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Задачами экономического воспитания являются:
рыночной экономики. Формирование экономической культуры осуществляется через специальные учебные предметы (экономика, экономическая и социальная география России и мира, трудовое обучение, черчение и т.п.), факультативы, деловые игры, тренинги, кружковые занятия, а также через трудовое и профессиональное обучение. Значительное внимание в формировании культуры труда и экономической культуры воспитанников уделяется профориентационной работе, заключающейся в оказание помощи учащимся ГБОУ СОШ № 751 в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Педагогами в работе используются следующие виды профориентации: профпросвещение, профконсультация (справочно-информационная, медицинская, диагностическая, корректирующая), профдиагностика, профкоррекция. Критериями трудовой компетенции воспитанника школы определены:
6. Экологическая культура личности. Формирование экологической культуры личности осуществляется в процессе экологического воспитания, которое представляет собой целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности. Возможности формирования экологической культуры заложены во все учебные предметы: как естественного цикла, так и гуманитарного, общественного и эстетического циклов. В формировании экологической культуры большое значение отводится общественно-полезному труду природоохранительного характера (насаждение защитных полос; санитарная охрана среды; уголки природы в школе; экологическая деятельность на занятиях дополнительного образования). Критериями экологической компетенции воспитанника школы определены:
7. Эстетическая культура личности. Данный компонент базовой культуры личности формируется в процессе эстетического воспитания, как целенаправленном процессе формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развития творческих способностей. Основными задачами эстетического воспитания определены:
Критериями экологической компетенции воспитанника школы выделены:
8. Физическая культура личности. Формирование физической культуры личности осуществляется в процессе физического воспитания – системе совершенствования человека, направленной на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании. Частью физического воспитания является учебный курсов ОБЖ — обеспечение безопасной жизнедеятельности. Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа жизни представляют собой процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам, поведению в экстремальных ситуациях в быту, в природе, на воде, в воздухе и т. п. Основными задачами физического воспитания определены следующие:
Данные задачи реализуются через уроки физкультуры, уроки ОБЖ , факультативные занятия, внеклассную спортивно-массовую работу(кружки, секции, спортивные праздники и соревнования) физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продленного дня, медицинско-оздоровительные процедуры), занятия в системе дополнительного образования (ДЮСШ, детские стадионы, спортивные клубы и др.). Критериями физической компетенции воспитанника школы выделены:
Таким образом, воспитательный процесс ГБОУ СОШ № 751 направлен на реализацию базовых компонентов культуры личности и формирование следующих компетенции воспитанника школы:
Примерный план воспитательной работы в ГБОУ СОШ № 751 представлен в таблице 15. Таблица 15 Примерный годовой план воспитательной работы в ГБОУ СОШ № 751
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правительства РФ от 05. 07. 2001 года №505, п. 11 Устава Образовательного учреждения и Договора о взаимоотношениях образовательного... | Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг... Устава Образовательного учреждения и Договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с Учредителем, решением Совета Образовательного... | ||
Утверждено Положение о сайте образовательного учреждения (далее – Положение) определяет цели и задачи, требования к официальному сайту образовательного... | Основная образовательная программа основного общего образования образовательного... Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | ||
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного... Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения | Отчет о результатах самообследования краевого государственного бюджетного... Целью самообследования является определение готовности образовательного учреждения к процедуре аккредитации. Самообследование проводится... | ||
Правила внутреннего трудового распорядка для работников государственного... Работники образовательного учреждения реализуют свое право на труд путем заключения трудового договора. Сторонами трудового договора... | Пояснительная записка к учебному плану государственного бюджетного... Правительства Российской Федерации от 05. 07. 2001 №505, п. 11 Устава образовательного учреждения, решением Совета образовательного... | ||
Комиссии по государственной аккредитации краевого государственного... Красноярска (далее – Лицей) федеральным государственным образовательным стандартам, экспертиза показателей деятельности образовательного... | Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг... Санкт-Петербурга, п. Устава образовательного учреждения, решением Совета образовательного учреждения, протокол от 31. 08. 2011г.... | ||
Образовательная программа моу №60 сформирована, исходя из положений... «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования,... | Программа развития образовательного учреждения 6 Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Тульской области | ||
Отчет по самообследованию муниципального бюджетного образовательного учреждения Нормативное правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения | Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы Принципы организации образовательной политики и характеристика образовательного учреждения | ||
Доклад Муниципального образовательного учреждения Общая характеристика учреждения, условия осуществления образовательного процесса | Отчет государственного бюджетного образовательного учреждения среднего... Основные задачи колледжа в соответствии с концепцией развития образовательного учреждения |