Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа





Скачать 40.47 Kb.
НазваниеРоль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа
Дата публикации30.06.2014
Размер40.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа

Дзюба Е.Н.

Духовно-нравственное воспитание учащихся – это процесс формирования у них нравственных чувств, таких как совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм, терпение и милосердие. Оно также предусматривает становление нравственной позиции школьников, т.е. их способности к различению добра и зла, к проявлению самоотверженной любви, их готовности к преодолению жизненных испытаний. Оно затрагивает вопросы нравственного поведения учащихся в плане их готовности к служению людям и Отечеству, проявлению ими духовной рассудительности, послушания, доброй воли. Уроки музыки и искусства, а также внеклассные мероприятия по данной тематике успешно способствуют воспитанию в детях понятия духовно-нравственных ценностей.

Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку сперва прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков тому назад, а затем лучше понять самого себя и своих современников. Также оно позволяет представить, каким будет человек будущего, нового времени, и поэтому главным на уроках искусства становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, возвращение к родным истокам, "погружение” в мир родных интонаций, тем и образов. Всё это создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства, обогащает нравственно-эстетический опыт ребёнка. Одним из основных принципов современной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является приобщение к духовной культуре и фольклору народов России, к истории и традициям своего народа и своего края. Фольклор как самобытная культура наших предков сохраняет имеющиеся русские национальные духовно-нравственные ценности, а так же на их основе позволяет непрерывно созидать новые.

В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания детей путём погружения в культуру русского народа родился в последнее десятилетие 18 века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что это очень важный этап в культурном развитии личности и стремилась воспитать детей на народном материале, который они подбирали сами. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало. В дальнейшем музыкальное воспитание всегда связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

Полностью разделяя эти методы воспитания, широко применяю их на уроках музыки и внеклассных мероприятиях. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской православной церкви), формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Традиционным для нашей школы стало проведение тематического лектория «Доброе слово», который разрабатываю и провожу специально для учеников. В октябре 2011 года состоялось первое занятие лектория, оно называлось «Осенины на Руси» и было посвящено древнеславянским праздникам и обрядам. Проводилось это занятие в разных классах начальной школы. Именно потому, что на мероприятии присутствовал только один класс, ребята вели себя достаточно раскованно, не стеснялись и пытались каждый проявить себя в разных видах художественно-творческой деятельности. Продолжением этой тематики послужил открытый интегрированный урок музыки и технологии в 5 классе, который назывался «Картинки русской старины», был разработан и проводился в соавторстве с преподавателем технологии. Он позволил познакомить учащихся с культурой родного края, обрядами, традициями русской старины. Школьники ощутили радость творчества, выполняя различные задания, участвуя в конкурсах и исполняя песни, танцы и частушки, ведь деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей.

Элементы православного изобразительного искусства Древней Руси иконописи присутствовали на втором занятии лектория «Доброе слово», которое называлось «Самая прекрасная из женщин». Ребята познакомились с иконами с изображением Богородицы, узнали много нового о теме материнства в искусстве. А 17 января в нашей школе прошёл Рождественский праздник - это был проект, в котором принимали участие около 150 детей- учащихся начальной школы. На празднике присутствовали элементы театрализации (была показана сказка), школьники пели песни, заранее подготовленные и посвящённые теме праздника, рассказывали стихи и познакомились с библейской рождественской историей. Третье занятие лектория «Святые – защитники земли русской» для 6-7 классов было приурочено ко Дню защитника Отечества, а четвёртое занятие разрабатывалось специально для 1 классов. Оно планируется к проведению в апреле и называется «Встреча весны на Руси». Так же идёт подготовка к проведению Пасхального детского праздника. В данном проекте участвует много детей, и мы надеемся, что он пройдёт познавательно и интересно. Тему духовно-нравственного воспитания на основе изучения русских национальных культурных традиций считаю перспективной частью своей работы в будущем и надеюсь, что мои ученики и коллеги будут разделять мою точку зрения и по возможности помогать мне во всех начинаниях.

Приложение: Хотелось бы обменяться опытом с коллегами, работающими в моём направлении, поделиться с ними наработками и идеями, поэтому вашему вниманию предлагается клип, составленный из фрагментов мероприятий и уроков по данной тематике:

http://www.youtube.com/watch?v=NkZrCILGvfs&feature=youtu.be

Список использованной литературы:

  1. Куприянова Л.Л. «Русский фольклор» М., Мнемозина, 2002;

  2. Семёнова М.Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. СПб, 1999.

  3. Карпов И.А. Азбука духовного воспитания в современное время/И.А.Карпов. - М.: Просвещение, 2009;

  4. Шадриков В.Д.Развитие и воспитание духовности.//Школа духовности. – 2007.№1;

  5. Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И задача духовно- нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconРоль изобразительного искусства в формировании и развитии личности школьника
Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства,...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа icon2. 1 Опыт совместной деятельности учителя технологии и ученика по...
Перед учителем технологии стоит непростая задача сформировать у учащихся технологическую грамотность, технологическое мышление, технологическую...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно-нравственное воспитание личности школьника на уроках изобразительного искусства посредством приобщения к истокам русского...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconМбоу «сош №2 с. Гехи» Отчет о проделанной работе по духовно – нравственному...
В сош №2 проводится работа по формированию духовно – нравственных качеств личности, национального самопознания, сохранению и возрождению...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа icon1. Роль эстетики мимесиса в формировании античной теории искусства...
Тема роль естественнонаучных представлений и натурфилософии в формировании теории искусства Нового времени
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа icon«В связи прошлого и настоящего сила русского народа»
Воспитание у подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconУрок в 4 классе по курсу «Основы православной культуры»
...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconУрок место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления...
Духовно-нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconРассмотрено на Утверждено
Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconОписание методической разработки
Программа ориентирована на формирование нравственных ценностей учащихся на основе изучения лучших образцов художественной литературы,...
Роль учителя искусства в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника путём погружения в культуру русского народа iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск